Конспект урока по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Батаева Светлана Анатольевна

Здесь представлен конспект урока по русскому языку на тему: " Правописание слов с сочетаниями жи-ши". Урок предназначен для учащихся 2 классов. вместе с уроком представлена и презентация к данному уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhi-shi_2_kl.doc45.5 КБ
Office presentation icon bataeva_-_urok.ppt755 КБ
Microsoft Office document icon otkrytki.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский  язык.

Класс: 2 класс.

Тема :    Написание слов    с сочетаниями жи – ши.

Цель :

  1. Сформировать навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши. Составлять из слов предложения и текст.
  2. Научить детей составлять небольшой текст по рисункам, по опорным схемам.
  3. Воспитания наблюдательности, развивать внимания, орфографической зоркости учащихся.

Оборудование: Учебник, таблицы,  эмблемы (об охране природы), компьютер, экран, карточки – “осенние листья”,  магнитофон.

                                                         Ход урока.

Орг. момент.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок .

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем , запоминаем,

Ни минутки не теряем.

  1. Чистописание.

    к  а  о у с ф п

Ж    Ш

- Какое задание можно предложить? ( найти лишнюю букву )

- Какая буква лишняя на первом рисунке? ( ж – обозначает звонкий

  шипящий звук, а остальные – глухой согласный звук).

- Какая буква лишняя во втором рисунке?  ( ш – обозначает согласный

  звук, а остальные – гласный звук).

- Дайте характеристику выделенным буквам. ( на доске Жж, Шш)

- Пропишите соединения прописных и строчных букв.

       2.    Актуализация знаний.

(повторение пройденного)

- На прошлом уроке мы познакомились с написанием прописной буквы

  в словах. Давайте проверим , как вы усвоили правило. Посмотрите на слова

  как нужно их записать?

( Ш,ш)арик  ( Ж,ж)анна   ( Ж,ж)данка

- Запишем слова.

  Вывод : когда мы пользуемся прописной буквы?

       3.   Постановка учебной задачи.

- Написание каких сочетаний с буквами ж-ш вызывает трудности?

  ( жи-ши)

- Какое правило написания этих сочетаний мы знаем? ( хором)   

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

        4.    Первичное восприятие и усвоение уч. Материала.

  1. Доскажи словечко.

-  Угадываем слово, записываем по одному у доски, подчеркиваем сочетания.

   По полям бегут ручьи,

   На дорогах … ( лужи).

 

   Скоро выйдут муравьи

   После зимней …( стужи).

   Кот живет у нас на крыше,

   А в подвале живут …( мыши).

   Не поедет без бензина

   Ни автобус, ни …( машина).

- Что объединяет эти слова?( сочетание жи-ши)

  Вывод.

- Какое слово лишнее? Почему? ( машина – 3 слога)

- Как определить количество слогов в слове? ( по количеству гласных)

  Вывод.

  Укажем цифрой над каждым словом количество слогов.

2. Разбор слова как части речи.

- По какому признаку можно еще выделить слово машина? ( С.С.)

  Выпишем с красной строки и выполним разбор слова как части

  речи.

3.Работа по учебнику.

 Выполняем упражнение 161  - с места, с комментированием.

 Вывод.

       5.   Динамическая пауза.

- Как живешь?

- Вот так. —> (Ученики показывают движениями).

- Как ходишь?

- Как бежишь?

- Как даешь?

- Как берешь?

- Как спишь?

- Как моргаешь?

- Как танцуешь?

- Как сидишь?

 Выборочный диктант ( устно).

 -  Если вы услышите слово с сочетанием жи-ши, выполняйте приседания.

Чуть колыша камыши

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нем живут

Тучи по небу плывут.

Бор сосновый, как живой,

Дремлет книзу головой.

Упражнения для глаз.

« Часики», 3 круга вправо, 3 круга влево, зажмуриться – посмотреть вдаль, зажмуриться – посмотреть вблизь.

      6.   Обобщение усвоенного уч.материала.

1. Работа по вариантам.

1 в. – составить слова с сочетанием жи.        ланды       ер    мы

2 в. – составить слова с сочетанием ши.                             ши  у   стр(и,е)    

У доски работают 2 человека.                        жи            ч(и,е)

- Давайте проверим , как вы выполнили задание.

- Как написали слова стрижи и чижи? Почему. Как проверить безударную гласную?

- Что вы можете сказать о записанных словах? ( во мн.ч., сущ., ши-жи)

Вывод.

- Есть ли среди слов , слово , которое нельзя перенести ? Почему?

Вывод. Правила переноса.

- Разделите слова для переноса.

- Найдите слово, в котором зв. больше , чем б. Почему?

Выписываем и выполняем фонетический разбор.

Вывод. В каких случаях хитрая буква обозначает 2 звука.

  1. Работа над предложением.

-  Отгадайте загадку:

Белые горошки на зеленой ножке. ( ландыши)

-  Много легенд связано с этим удивительным цветком. Цветы ландыша сравнивают со слезами, а плоды – с каплями крови. Цветок ландыша настолько изящен и красив, что кажется маленьким чудом. Какой тонкий стебелек, какие сочные листья,  а цветочки, как маленькие колокольчики. Этот цветок занесен в Красную книгу. Что вы знаете об этой книге? Почему она названа Красной ? правильно, красный цвет- сигнал опасности, он говорит нам: « Стой, остановись, сохрани этот цветок». В Красную книгу внесены растения , находящиеся на грани исчезновения. Ландыш – одно из таких растений.  

Но известен он не только ароматом, но и целебными свойствами. Как вы поняли это выражение? Издавна применяли его на Руси от различных болезней сердца, болей в животе и при глазных болях.

 

- Давайте составим из слов предложение об этом удивительном цветке.

          На, ландыши, полянке, распустились, душистые.

(Разобрать предложение, выписать пары слов.)

           7.   Творческая работа.

- Вспомните, что вы узнали о ландыше на уроке, посмотрите на цветок. Давайте напишем мини-сочинение , которое и назовем « Удивительный цветок». Запишем название в тетрадь. Давайте вспомним, что такое мини-сочинение?

- Вы можете воспользоваться опорными словами, которые я для вас приготовила: тонкий стебелек, сочные листья, душистые цветы, как колокольчики.

Прежде, чем вы приступите к работе , послушайте:

(  включить магнитофон)

     Родился ландыш в майский день

     И лес его хранит.

     Мне кажется, его задень-

     Он тихо зазвенит.

     И этот звон услышат

     Луг, и птицы , и цветы…

     Давай послушаем , а вдруг

     Услышим я и ты.

Написание мини-сочинения.

Некоторым ребятам раздаю карточки.

Карточки. ( для дифференцированной работы )

Ландыш – удивительное растение.. Его цветки нежные и ……………………..  

Они уютно расположились на …………………………… стебельке, как ……………………., которые вот-вот зазвенят.

Крупные, ……………………. листья смогут защитить цветочки от опасности, которую таит лесная жизнь

В конце урока слушаем 2 -3 сочинения.

       

        8.   Рефлексия.

        9.   Домашнее задание.

Вы отлично поработали, я вам дарю открытки с изображением ландыша. Но здесь есть задание. Придумайте стихотворение о ландыше, использую рифму.

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

………………………….. в глуши

……………………………ландыши

………………………….. в глуши

……..……………………ландыши

………………………….. в глуши

……………………………ландыши

………………………….. в глуши

……………………………ландыши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....