Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Морозова Татьяна Викторовна
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова. Задачи: Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».

Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова.

Задачи:

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правилъного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

  1. наглядные,
  2. частично-поисковые;
  3. практические;
  4. проблемные.

Наглядность:

  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль».

 

                    Ход урока.

  1. Орг.момент.

- У нас сегодня: необычный урок. На уроке у нас гости.

Приветствие.

- Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

     II. Цели урока (психологическая минутка). - Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

 Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

3. Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака. - Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ъ с выходом на соединение и без)

- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

- Где может стоять второй знак (в конце слова)

- Итак, сначала все пропишем в воздухе.

- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как

написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет) - Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и

допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки. - Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая? - у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак - хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак!

- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы  (МЯГКИЙ знак в слове

уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово )

- Давайте эти слова запишем на второй строчке.

IV. Словарная работа:

- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить )

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные) - Почему (проверяем по словарю).

- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь,  медведь, морковь, мальчик, коньки).

- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

- Запишем эти слова в два столбика - в 1 столбик которые отвечают на

вопрос Кто?, а во второй - на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

        кто?         что?

        учитель         тетрадь

         

        медведь         морковь

        мальчик         коньки

- Проверяем работу на доске (с использованием  карточек).

- Какие слова отвечают на вопрос Кто?

- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак?

(звук МЯГКИЙ)

Аналогичная работа со словами из второго столбика. - Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? в что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко. - Хорошо.

v. Физминутка.

Вот заинька маленький. Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд -  он подпрыгнул десять раз.

- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

VI.Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком.

- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

- Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам

и звукам. (Звуко-буквенный разбор слова «соль»).

- Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука.

VII. Работа с предложением.

- Ребята, а просто слово «соль» - что оно  обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку.

- Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.»

(комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово - много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

IX. Итоги урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилосъ?

- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Спасибо всем. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных  коррекционных образовательных учреждений  VIII вида  В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...

Открытый урок литературного чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида

Открытый урок литературного чтения по сказке В. Сутеева " Кораблик", урок проведён во 2 классе...

Конспект открытого урока по математике для 3 класса коррекционной школы I вида. Тема" "Порядок действий в примерах"

Технологическая карта урока математики в 3 классе ЗПР школы глухих по теме "Порядок действий в примерах"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс коррекционной школы VIII вида.

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику  А.К. Аксеновой Э.В.Якубовской Русский язык....

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...