Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.
Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».
Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на конце слова.
Задачи:
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правилъного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
- наглядные,
- частично-поисковые;
- практические;
- проблемные.
Наглядность:
- карточки в форме солнышка и тучки;
- карточки для словарной работы;
- карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
- карточки со схемами позиций мягкого знака;
- наглядность значений слова «соль».
Ход урока.
- Орг.момент.
- У нас сегодня: необычный урок. На уроке у нас гости.
Приветствие.
- Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
II. Цели урока (психологическая минутка). - Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.
- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.
3. Чистописание:
Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака. - Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)
- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ъ с выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)
- Где может стоять второй знак (в конце слова)
- Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как
написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет) - Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и
допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки. - Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая? - у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова - не имеет заглавной буквы.
- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак - хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак!
- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).
- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (МЯГКИЙ знак в слове
уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)
- Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово )
- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
IV. Словарная работа:
- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить )
- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные) - Почему (проверяем по словарю).
- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, медведь, морковь, мальчик, коньки).
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика - в 1 столбик которые отвечают на
вопрос Кто?, а во второй - на вопрос Что?
У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.
кто? что?
учитель тетрадь
медведь морковь
мальчик коньки
- Проверяем работу на доске (с использованием карточек).
- Какие слова отвечают на вопрос Кто?
- Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак?
(звук МЯГКИЙ)
Аналогичная работа со словами из второго столбика. - Какой вывод мы можем сделать?
Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? в что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко. - Хорошо.
v. Физминутка.
Вот заинька маленький. Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд - он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)
VI.Звуко-буквенный анализ слова.
- Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком.
- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
- Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам
и звукам. (Звуко-буквенный разбор слова «соль»).
- Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука.
VII. Работа с предложением.
- Ребята, а просто слово «соль» - что оно обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку.
- Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.
- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.»
(комментирует один ученик)
Вывод: Одно слово - много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.
IX. Итоги урока.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилосъ?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронковой и учебника Э.В.Якубовской и Н.В.Павловой Русский язык 2...
Открытый урок литературного чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Открытый урок литературного чтения по сказке В. Сутеева " Кораблик", урок проведён во 2 классе...
Конспект открытого урока по математике для 3 класса коррекционной школы I вида. Тема" "Порядок действий в примерах"
Технологическая карта урока математики в 3 классе ЗПР школы глухих по теме "Порядок действий в примерах"...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс коррекционной школы VIII вида.
Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по учебнику А.К. Аксеновой Э.В.Якубовской Русский язык....
Пособие для учителей "Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Словарная работа в коррекционной школе....
конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии
тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...