Урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
«Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф. Закрепление». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_1_a_klass_karyakina_t.p.doc | 253 КБ |
samoanaliz_uroka_obucheniya_gramote.doc | 49 КБ |
soglasnaya_bukva_f.ppt | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Учитель: Карякина Т.П., высшая квалификационная категория
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Обучение грамоте | Класс | 1 «А» |
Тема урока | «Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф» | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1.Закрепить знания детей о согласных звуках [ ф], [ ф'], соотношении звуков и букв; 2.Формирование навыков каллиграфического письма заглавной и строчной букв Ф, ф. | Развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся. | - прививать любовь к чтению, к книге; - формировать познавательный интерес; - воспитывать умение слушать, учитывать мнение других; - учить работать в парах, группами, сообща. | |
Решаемые учебные проблемы |
| ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Звук [ ф], [ ф'], буквы Фф. Совершенствовать каллиграфический навык. Развивать речь учащихся в ходе комментирования, рассуждения. Развивать внимание, зоркость, память, умение работать самостоятельно. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | компьютер, проектор, схемы, карточки, презентация, толковый словарь Ожегова. | ||
Образовательные интернет-ресурсы |
| ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом; • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; • формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. | |||
Деятельность учителя Пальчиковая гимнастика Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, лёгкий ветерок! Здравствуй, маленький дубок! | Деятельность обучающихся Пальчиковая гимнастика приносит большую пользу детям. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии ребёнка, а так же улучшает работу мозга. | ||
2.ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию . Необходимо отгадать ребус. Отгадка позволит сформулировать тему урока. фо ИКФАЛА рик 2 5 1 34 6
| Деятельность обучающихся Ребус развивает образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать. | ||
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения. | |||
Деятельность учителя Характеристика согласных звуков [ф], [ф'], соотношение звуков и буквы ф. | Деятельность обучающихся Проявляют познавательную инициативу. Дают характеристику согласных звуков [ф], [ ф'], соотношении звуков и буквы. | ||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
| |||
Деятельность учителя Корректурная проба а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к За 1 минуту вычеркнуть все буквы ф. | Деятельность обучающихся Закрепление навыков работы в заданном темпе, развитие мелкой моторики, умение работать по схеме в определённом порядке, развитие произвольности психических процессов, навыков самоанализа и социальной адаптации. | ||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. | |||
Деятельность учителя Чтение слов с буквой ф, характеристика звуков [ф], [ф']: Фуфайка, офицер, факел, фауна, флора, гриф, конфети, фен, флот | Деятельность обучающихся Развитие навыков чтения. Умение выделять звуки и характеризовать их: [ф], [ф']. Научное обоснование слов флора, фауна – дифференцированное задание для обучающихся. Фауна - (от латинского Fauna - богиня лесов и полей, покровительница животных в римской мифологии), исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. Термин "фауна" применяется и к совокупности животных какой-либо систематической категории (фауна птиц - орнитофауна, рыб - ихтиофауна). Флора - (лат. flora - по имени богини Флоры; от лат. flos, род. п. floris -цветок), исторически сложившаяся совокупность видов растений, населяющих какую-либо территорию или населявших ее в прошедшие геологические эпохи. Различают флору Земли, отдельных материков и их частей, островов, горных систем и т. п., а также флору стран, административных областей и др. Многозначность слов а гриф – работа с толковым словарём. ГРИФ грифа, м. (от греч. gryps). 1. В античной мифологии - крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва. 2. Крупная хищная птица жарких стран (зоол.), грифа, м. (фр. griffe) (спорт.). Захват, сильное сжатие руки противника в борьбе, грифа, м. (фр. griffe, букв. коготь). Печать с изображением подписи или другим рукописным текстом, грифа, м. (нем. Griff - рукоятка) (муз.). Длинная, узкая часть струнных инструментов, вдоль к-рой натянуты струны и к к-рой музыкант прижимает струны для регулирования высоты тона. | ||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||
Деятельность учителя
Расставь предложения в определённом порядке, чтобы получился рассказ:
- О ком этот рассказ? - Ребята, как можно озаглавить рассказ? | Деятельность обучающихся
| ||
2. Проблемная ситуация - Назовите элемент букв. о - В каких буквах встречаются такие элементы? а б в о ю д Ф ф А Ж Т |
| ||
3.Письмо строчной и заглавной букв ф, Ф. | 3. Работа над калиграфическим написанием букв. Учащиеся пишут строчную и заглавную буквы ф, Ф, выделяют самые красивые буквы на строке. | ||
4.Запишите слова: первый вариант – слова с маленькой буквы, второй вариант – слова с большой буквы. Поставьте ударения в словах. фламинго флот флаг франция филя фролов филин футбол фаина | 4. Умение разделить слова на группы. 1 – имена собственные, 2 – нарицательные. Чтение и запись слов, определение ударных и безударных гласных. Дополнительное задание: соотнести слово и схему, охарактеризовать звуковой состав слова. | ||
5. Важное послание На к…ждом кора…ле есть …лаг. Мы горди…ся своим могучим фл…том. Наш флот х…дит по всем морям и …кеанам. | 5. Работа в парах. Важное послание На каждом корабле есть флаг. Мы гордимся своим могучим флотом. Наш флот ходит по всем морям и океанам. | ||
6. Разгадывание ребуса З НИЯ | 6. Ответы учащихся: ЗНАНИЯ. - Какие новые знания и умения освоили на уроке? | ||
7. Рисование фонтана. Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф». Работа с толковым словарём: ФОНТАН (итал. fontana, от лат. fons - источник), 1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.). 2) Архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением льющих вверх или стекающих струй воды. | 7.Развитие зрительно-пространственной ориентации, совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций. | ||
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». | |||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||
Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом Что нового узнали для себя на уроке? — кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт зелёный флажок; | Деятельность обучающихся Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока обучения грамоте
Тема: «Согласные звуки [ф], [ ф']. Буквы Ф, ф».
1 «А» класс, УМК "Школа России" ФГОС:
- «Азбука». Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.;
- "Пропись». Авторы: Горецкий В.Г., Н.А. Федосова.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Закрепить знания детей о согласных звуках [ ф], [ ф'], соотношении звуков и букв; 2.Формирование навыков каллиграфического письма заглавной и строчной букв Ф, ф. | Развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся. | - прививать любовь к чтению, к книге; - формировать познавательный интерес; - воспитывать умение слушать, учитывать мнение других; - учить работать в парах, группами, сообща. |
Тип урока – закрепление изученного материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является третьим в изучении темы «Согласные звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф», построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
- Создана проблемная ситуация: Ребус развивает образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать.
- Корректурная проба направлена на закрепление навыков работы в заданном темпе, развитие мелкой моторики, умение работать по схеме в определённом порядке, развитие произвольности психических процессов, навыков самоанализа и социальной адаптации.
- Работа в группах создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
- Работа с рисунком направлена на развитие зрительно-пространственной ориентации, совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций.
- На уроке проведена музыкальная физминутка для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональной разрядки. Физминутки любимы детьми. Во время проведения физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость. Физминутка - это прекрасная возможность для детей с пользой размяться, зарядиться бодростью и хорошим настроением.
При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
На уроке проводилась работа над умением писать буквы, слова и предложения. Работа с деформированным текстом развивает у учащихся умения составлять логическую связь между предложениями в тексте.
Учащиеся работали с толковым словарём Ожегова. Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. Известно, что с помощью словарей учащимся предоставляется возможность обогатить свой словарный запас, уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.
Используемые технологии повышали мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, что обеспечило работу всего класса, позволило учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление».
Были избраны следующие технологии:
- ИКТ;
- игровая деятельность;
- проблемное обучение;
- работа в группах и парах.
Уместно на уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие» т.е. каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии на протяжении всего урока, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед цифровой отметкой. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Урок цели достиг, т. к. достиг каждый из его этапов. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....