Урок развивающего обучения русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов". Учебник Н.В. Нечаевой.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Знакомство с алгоритмом правописания глаголов на -ться и - тся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glagolov_na_-tsya_i_-tsya.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
(учебник Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, изд. «Учебная литература», 2012)
Цель:
- формирование умений находить орфограммы –ться и -тся у глаголов;
- выработать алгоритм проверки написания глаголов с –ться и -тся;
- учить развернутому грамматическому анализу форм глагола;
- развивать универсальные логические действия анализа, синтеза, подведение явления под понятие.
- формирование коммуникативных умений;
- Погружение в тему:
А) Мозговой штурм (записать в тетради окончания фраз) | |
- слово, обозначает действие предметов, это не существительное, а … | глагол |
- глагол – это не член предложения, а … | Часть речи |
- глагол имеет категорию не склонения, а … | спряжения |
- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а … | По родам |
- глагол имеет постоянный признак не числа, а … | вида |
Б) Фронтальная беседа. | |
- какая тема урока? | Продолжаем изучать глагол |
- что мы уже знаем о глаголе? | - это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы … |
Начальная форма –неопределенная форма на –ть, -чь, -ти | |
- имеет признаки времени, вида. | |
- изменяется по лицам, числам, т.е. спрягается. | |
- в прошедшем времени в единст. числе изменяется по родам. | |
В) самостоятельная работа: (на доске глаголы: учится, лечиться, умывается, соберется, укроются, расписываться, не спится). | |
- чем интересны предложенные на доске глаголы? | глаголы с возвратным значением, имеют -ся |
- распределите их в три группы; | |
- по какому признаку распределили? | Настоящее, будущее время, неопред. форма. |
- прочитайте орфоэпически эти слова. Что заметили? | - на конце все читаются [-ца] |
- на какие же слова наша задача обратить внимание? | |
- какая у нас сегодня главная тема урока? | - глаголы на -тся, -ться |
- ваши предположения: когда пишется сочетание -ться? А когда -тся? |
II. Работа по учебнику. (стр. 30-32)
1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения. Из упр. 308 выберите глагол на –ться и - тся. Обозначим их грамматические признаки. | |
Мышцы (что делают?) напрягаются
| - настоящее время, множ. число, 3 лицо |
Хватит (что делать?) хмуриться. | -Глагол в неопр.форме |
Итак, ваш вывод …… | |
2.Продолжим наблюдение над глаголом в упр.309 | |
3.Чтение правил на стр. 32 |
III. Закрепление полученных знаний.
- Запись предложений:
«Медведица пробирается к речке».
- есть ли в предложении слова, которые читаются одинаково?
- одинаково ли написали? Почему?
Подчеркните основу предложения. Поставьте подлежащее во множественное число и запишите новое предложение. Что изменилось?
Значит, -ет, -ют – какая часть слова? (личное окончание глагола).
А теперь запишите предложение: «Медведица стала медленно пробираться к речке». Изменилась ли запись глагола? Почему?
2. Выработка алгоритма написания: -ться, -тся;
- что определим сначала, если слышим в конце слова -ца? | 1.Часть речи, если существительное, сразу пишу -ца. |
- а если глагол? | 2.Определяю: можно ли рядом поставить местоимение 3 лица: он, они. Если да, пишу без «Ь»- это личное окончание. 3.Проверяю вопросом |
-Запишем памятку:
Различай:
…тся …ться
(3 лицо) (неопределенная форма)
по вопросу:
что делает (-ют)? что делать (сделать)?
3.Письмо с комментированием, доказываем выбор правописания:
Моя сестра Элинка просто умница. Она старается всегда помогать маме.
Допишите одно предложение, подходящее по смыслу, чтоб в нем был глагол в неопределенной форме.
3. Логические упражнения:
- определите: пишется или нет Ь в глаголе
«Бабушке тяжело нести корзинку» ?
(тяжело что делать? нести, значит надо писать ь? - Нет, суффикс -ти, а не ть!)
- послушайте песенку Водяного из мультфильма «Летучий корабль». Какое слово повторяется несколько раз? (Води[ца]). Как можно написать? (водица, если сущ., водится –он, если 3лицо, водиться – если неопр.форма.)
А теперь в словах Ю.Энтина попробуем доказать правописание:
1 ряд из 2 строки;
2 ряд из 3 строки;
3 ряд из последней строки
Я - Водяной, я - Водяной!
Никто не водится со мной.
Внутри меня – водица,
Ну что со мной водиться?
Выписать слова и сделать звуко-буквенный разбор.
4. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ с сочетаниями -ца, -ться, -тся; повторить правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)
Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...
Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку
Задача учителя – помочь ребенку усвоить программные требования. В основе этой помощи лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те зн...
Конспект урока по предмету: русский язык тема «Изменение глаголов по числам»
Цель: Помочь учащимся в усвоении знаний о единственном и множественном числе глаголов.Задачи:· Формировать представления у детей об изменении глаголов по числ...
Урок русского языка 1 класс по учебнику Н.В. Нечаевой по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ"
Урок нацелен закрепить представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш,], мягких согласных звуках [ч], [ш,]; учиться выделять слова с сочетания...
Конспект урока + презентация по русскому языку. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Перспектива" 3 класс)
Тема: «Изменение глаголов по временам» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с изменением глаголов по временам;Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Глагол", 8 класс
Представлен конспект обобщающего урока после изучение темы "Глагол"...
Конспект урока 3 класс русский язык Не с глаголами
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о глаголе как части речи; формирование представлений о частицы не и её раздельным написанием с глаголамиПланируемые результатыПредметные: уметь ...