Урок развивающего обучения русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов". Учебник Н.В. Нечаевой.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Яковлева Ирина Николаевна

Знакомство с алгоритмом правописания глаголов на -ться и - тся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glagolov_na_-tsya_i_-tsya.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание глаголов на  -ться  и -тся.

(учебник Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, изд. «Учебная литература», 2012)

Цель:

        - формирование умений находить орфограммы –ться и  -тся у глаголов;

        - выработать алгоритм проверки написания глаголов с –ться и  -тся;

        - учить развернутому грамматическому анализу форм глагола;

        - развивать универсальные логические действия  анализа, синтеза,      подведение  явления под понятие.

           - формирование коммуникативных умений;

  1. Погружение в тему:

А) Мозговой штурм (записать в тетради окончания фраз)

- слово, обозначает действие предметов, это не существительное, а …

глагол

- глагол – это не член предложения, а …

Часть речи

- глагол имеет категорию не склонения, а …

спряжения

- в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а …

По родам

 - глагол имеет постоянный признак не числа, а …

вида

Б) Фронтальная беседа.

- какая тема урока?

Продолжаем изучать глагол

- что мы уже знаем о глаголе?

- это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы …

Начальная форма –неопределенная форма на

 –ть, -чь, -ти

- имеет признаки времени, вида.

- изменяется по лицам, числам, т.е. спрягается.

- в прошедшем времени в единст. числе изменяется по родам.

В) самостоятельная работа: (на доске глаголы: учится, лечиться, умывается, соберется, укроются,  расписываться, не спится).

- чем интересны предложенные на доске глаголы?

глаголы с возвратным значением,  имеют -ся

- распределите их в три группы;

- по какому признаку распределили?

Настоящее, будущее время, неопред. форма.

- прочитайте орфоэпически эти слова. Что заметили?

                                                           - на конце все читаются [-ца]

- на какие же слова наша задача обратить внимание?

- какая у нас сегодня главная тема урока?

- глаголы на  -тся,  -ться

- ваши предположения: когда пишется сочетание  -ться?  А когда   -тся?

II. Работа по учебнику. (стр. 30-32)

1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения. Из упр. 308 выберите глагол на –ться и  - тся.

Обозначим их грамматические признаки.

         Мышцы (что делают?) напрягаются

         

- настоящее время, множ. число,   3 лицо

         Хватит (что делать?) хмуриться.

-Глагол в неопр.форме

Итак, ваш вывод ……

2.Продолжим наблюдение над глаголом в упр.309

3.Чтение правил на стр. 32

III. Закрепление полученных знаний.

  1. Запись предложений:

«Медведица пробирается к речке».

- есть ли в предложении слова, которые читаются одинаково?

- одинаково ли написали? Почему?

Подчеркните основу предложения. Поставьте подлежащее во множественное число и запишите новое предложение. Что изменилось?

Значит,  -ет,  -ют – какая часть слова? (личное окончание глагола).

А теперь запишите предложение: «Медведица стала медленно пробираться к речке». Изменилась ли запись глагола? Почему?

2. Выработка алгоритма написания:   -ться,   -тся;

- что определим сначала, если слышим в конце слова -ца?

1.Часть речи,

если существительное, сразу пишу  -ца.

- а если глагол?

2.Определяю: можно ли рядом поставить местоимение 3 лица: он,  они. Если да, пишу без «Ь»- это личное окончание.

3.Проверяю вопросом

-Запишем  памятку:  

Различай:

…тся                                              …ться

                   (3 лицо)                                         (неопределенная форма)

по вопросу:

что делает (-ют)?              что делать (сделать)?

3.Письмо с комментированием, доказываем выбор правописания:

Моя сестра Элинка просто умница. Она старается всегда помогать маме.

Допишите одно предложение, подходящее по смыслу, чтоб в нем был глагол в неопределенной форме.

3. Логические упражнения:  

- определите: пишется или нет  Ь в глаголе

«Бабушке тяжело нести корзинку» ?

(тяжело что делать? нести, значит надо писать ь?   - Нет, суффикс  -ти, а не ть!)

- послушайте песенку Водяного из мультфильма «Летучий корабль». Какое слово повторяется несколько раз?  (Води[ца]). Как можно написать? (водица, если сущ., водится –он, если 3лицо, водиться – если неопр.форма.)

А теперь в словах Ю.Энтина попробуем доказать правописание:

        1 ряд из 2 строки;

        2 ряд из 3 строки;

           3 ряд из последней строки 

Я - Водяной, я - Водяной!

Никто не водится со мной.

Внутри меня – водица,

Ну что со мной водиться?

        Выписать слова и сделать звуко-буквенный разбор.

4. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ с сочетаниями  -ца,  -ться,  -тся;  повторить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)

Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...

Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку

Задача учителя – помочь ребенку усвоить программные требования. В основе этой помощи лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те зн...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Изменение глаголов по числам»

Цель: Помочь учащимся в усвоении знаний о единственном и множественном числе глаголов.Задачи:·        Формировать представления у детей об изменении глаголов по числ...

Урок русского языка 1 класс по учебнику Н.В. Нечаевой по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ"

   Урок нацелен закрепить представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш,], мягких согласных звуках [ч],  [ш,];     учиться выделять слова с сочетания...

Конспект урока + презентация по русскому языку. Тема: "Изменение глаголов по временам" (УМК "Перспектива" 3 класс)

Тема: «Изменение глаголов по временам» Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с изменением глаголов по временам;Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Глагол", 8 класс

Представлен конспект обобщающего урока после изучение темы "Глагол"...

Конспект урока 3 класс русский язык Не с глаголами

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о глаголе как части речи; формирование представлений о частицы не и её раздельным написанием с глаголамиПланируемые результатыПредметные: уметь ...