Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Ознакомление с данной технологией обучения позволяет говорить о том, что она способствует разностороннему развитию личности, реализации межпредметных связей, формирует у учащихся целостную картину мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
«Гимназический урок»
Тактарова Ирина Сергеевна
Иванова Ирина Ильинична
Бинарный урок русский язык и философия
2 Д класс
Урок постановки учебной задачи «Есть ли у слов родственники?»
Март 2011
Бинарный урок (русский язык + философия), (2 часа)
Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли у слов родственники?» Формирование понятия о родственных словах.
Оборудование: макет дерева, магниты, карточки со словами (тетя, дядя, мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка, а также со словами: сад, садовник, садовод, посадки, рассада), карточки со словами: хв стун, хвастаться, хвост, хвастун, хвостун, деревья( в основании написаны слова: рыба, зима, лес, снег) . Модель лепестков, клей (на 4 группы), 4 листа формата А4.
Цель для учителя урока:
Создать условия для формирования у детей понятия о родственных словах.
Цель для учащихся:
Формирование понятия о родственных словах.
Задачи урока:
- Формирование предметных универсальных учебных действий.
Предметные:
- Установить признаки родственных слов
Коммуникативные
- развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;
Регулятивные
- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, установить признаки родственных слов, путем составления схем, моделей;
Познавательные
- развивать умение работать с информацией;
Личностные
- формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Ход урока
Класс разбит на 4 группы по 6 человек.
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. На уроке у вас будет не как всегда один учитель, а два. А значит и два предмета: русский язык и философия.
Философия:
Вводная беседа по теме
- Кому знакомо слово родственники?
- Где ты слышал это слово раньше?
- А теперь поднимите руки у кого есть родственники.
- Кого вы считаете родственником?
-………………. (мама, папа, дядя, тетя, бабушка и т.д.)
- Зачем по- вашему людям нужны родственники?
- …. (ответы детей)
- Если с вами произошло что – то хорошее к кому вы обращаетесь в первую очередь
-……………….. (2-3 ответа).
- А кому вы обращаетесь когда у вас проблема?
-……………………..(родственники)
- Кто наши мысли объединит и выскажет мнение, зачем человеку родственники?
-…………………….. (помощь, поддержка, ими можно гордиться)
Русский язык
Постановка учебной задачи
- Послушайте разговор ребят:
- Моя мама, очень умная, она имеет 2 высших образования – сказал мальчик.
- А мой папа, самый сильный, он чемпион мира по боксу – гордо ответила девочка.
- Моя бабушка – коллекционер, она собирает марки – ответил их собеседник.
- А мой брат самый настоящий круглый отличник – воскликнула девочка!
- Что делают дети?
- ….. (они гордятся, рассказывают о своих родственниках, хвастаются)
- Сам Самыч тоже слышал этот разговор и подумал, вот ХВАСТУНЫ!
Он шел по лестнице и мурлыкал: ХВАСТУН, ХВАСТУН.
Зашел в класс и записал это слово: ХВОСТУН.
Подошел Алеша и написал: ХВАСТУН.
А Маша записала ХВ_СТУН.
Какой звук слышим в этом слове (А), а какой буквой может обозначаться этот звук? На доске появляется схема:
А
[А] О
- С кем из ребят вы согласны?
- …………. (Маша, правильно рассуждала Маша, она изменила слово по числу и падежу и не нашла проверку).
- Давайте изменим как Маша.
- А как рассуждал Сам Самыч? Алеша?
-…… (ХВОСТ, ХВАСТАТЬСЯ,)
- Любое ли слово годится для проверки? (нет)
- Ну это слово можно проверить другим способом! Вы хотите научится?
- Тогда может быть можно проверить другим словом. Но каким другим словом, в этом нам необходимо разобраться.
- Какое предложенное слово годиться для проверки? (хвастаться) Докажите.
- ……..(Хвастун произошел от слова хвастаться), (хвастать хвастун – одно слово образовалось от другого)
- А почему не подходит слово хвост?
-……….(Это разные слова)
- В русском языке есть похожие по смыслу и написанию слова. Как думаете, как можно назвать данные слова?
-………(РОДСТВЕННИКИ).
- Я хочу предложить вам слова, ваша задача доказать являются ли они родственниками.
На доске записаны слова:
Мама – мамочка
Стол – столик
Школа – школьный
Гора – горе
- Слова похоже?
- ………(да)
- Они могут быть родственниками?
-……(да)
- А в чем нам необходимо убедится еще, чтобы доказать что они родственники?
-…… (смысл)
- Давайте проверим. (Разбираем слова с объяснением).
Работа в группах
Ребятам раздаются листы бумаги.
Задание: придумайте схему, которая будет подсказывать нам на уроках как узнавать слова родственники. Анализ предложенных схем.
- Давайте проверим еще пару слов? Родственники ли они?
Вода – водитель
Рыба – рыбак
- А сейчас я хочу вам предложить игру – загадку.
- Только будьте внимательные, ведь вам предстоит в этой загадке услышать слова с одинаковой частью.
(На доске изображение дерева).
Как – то, много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада всем рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие похожие по значению слова вы услышали?
-….. (сад, рассада, посадки, садовод, садовник, самые внимательные выходят к доске с карточкой и прикрепляют слова - родственники на дерево, остальные в это время делают
физминутку: сад – растет, дети на цыпочках тянуться руками вверх, посадки- дети имитируют движения посадки растений, наклоны; садовник – наклоны, поливает; рассада – растет – ноги на ширине плеч, движения руками, садовод – обхаживает сад, шаги на месте).
- Молодцы!
- Есть ли что то общее в этих словах?
-……..(да, общая часть – сад)
- Можем ли мы их назвать родственниками?
- …………(да)
- Как вы считаете какое слово родилось раньше (сад),запишите его.
- А другие слова образовались от данного слова, перечислите их.
- Давайте запишем их в столбик рядом.
сад садовник
садовод
рассада
посадки
- Значит данные слова связанны родственными отношениями, как у людей родственными узами связанны их дети и родители. Какой важный вывод мы можем для себя сделать?
-…… ( Если одно слово образовалось (родилось от другого, такие слова можно считать родственниками).
Работа в группах (закрепление изученного)
Каждой группе дано дерево, у данного вам дерево в корне есть слово (рыба, зима, лес, снег), от которого вы должны образовать родственные слова, записать их на листочках и приклеить. А мы посмотрим, у какой группы будет самое пышное дерево.
После выполненного задания деревья с родственными словами вывешиваются на доску и анализируются.
Итог урока. Рефлексия
- Ребята, а в конце нашего урока попробуем составить пятистишие, которое имеет загадочное, таинственное название – СИНКВЕЙН
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание темы, обычно предмет.
Давайте назовем то главное слово которого начался наш урок. (РОДСТВЕННИКИ)
2 строка – это два признака. А какие родственники? (выбираем 2 слова: БЛИЗКИЕ, ПОХОЖИЕ)
3 строка – три действия. Что делают родственники друг для друга (ПОМОГАЮТ, ДРУЖАТ, ОБЪЕДИНИЮТСЯ)
4 строка - давайте охарактеризуем родственные слова предложением из 5слов. (ВО ВСЕХ СЛОВАХ ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
5 строка – Давайте назовем родственников другим словом (РОДНЯ, ПОМОЩНИК)
Синквейн записываем на доске.
- А теперь посмотрим что получилось. Зачитываем.
Словестная оценка
Все сегодня молодцы
Постарались от души
На загадки отвечали
Родственные слова искали
Мне понравилось сегодня:
Размышляли вы серьезно,
Рассуждали, отвечали,
Мысли ясно излагали
Уважали вы соседа
Стала важною беседа.
Урок окончен.
Самоанализ бинарного урока русского языка и философии проведенного во 2 Д классе
Урок постановки учебной задачи: « Есть ли у слов родственники?»
Цель которую я ставила на данном уроке: создать условия для формирования у детей понятия о родственных словах.
Данный урок тесно связан с предыдущим и последующим уроками. При планировании данного урока мною были учтены возрастные особенности учащихся.
На уроке я решала следующие задачи:
- Формирование предметных универсальных учебных действий.
Предметные:
- Установить признаки родственных слов
Коммуникативные
- развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;
Регулятивные
- Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, установить признаки родственных слов, путем составления схем, моделей;
Познавательные
- развивать умение работать с информацией;
Личностные
- формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Все задачи были выполнены в полном объеме. На уроке использовались разноуровневые задания, разные приемы и методы для активизации словарного запаса, для повторения пройденного материала; осуществлялась связь с жизнью и другими предметами. Применение игровых ситуаций и сказочных персонажей: Сам Самыч, Маша, Алеша, способствовали повышению интереса к предмету, разнообразили урок, развивали объём внимания, активизировали учащихся, снимали утомляемость.
Известно, что с 5-ой по 24-ую минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности.
При закреплении материала ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами пытались решить их, доказывали правильность результата.
Главный акцент на уроке делался на таких понятиях, как: родственные слова, смысл слова, похожие внешне слова. На мой взгляд, мне удалось из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, что бы дети не потерялись в объеме второстепенного материала. Ребята охотно включались в работу по поиску родственных слов. Дети были активны и инициативны, показали хороший уровень говорить аргументированно. Без давления со стороны учителя, психологически комфортно прошло обсуждение в группах.
Проведена физкультминутка непосредственно связанная с темой урока Мешала работе на уроке медлительность отдельных детей, что привело к разногласиям в работе групп.
Для раскрытия главного материала были выбраны такие методы, как: проблемные ситуации, групповая работа, межпредметная связь, а так же словесные, практические и наглядные методы.
На мой взгляд, мне полностью удалось реализовать все поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проектированию и проведению уроков в системе развивающего обучения
Материал этой статьи поможет учителям, начинающим работать в системе РО, разобраться в проектировании уроков, типологии уроков данной системы....
Урок письма (система развивающего обучения Л.В. Занков)
Письмо элементов Л.В. Занков , тетрадь по письму Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева...
Современный подход к уроку в системе развивающего обучения
Выспупление на АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ района.....
Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Типы уроков в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова имеют свои особенности. О них пойдет речь....
Методические рекомендации:"Урок в системе развивающего обучения"
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, формы, организация могут существенно варьироваться и это подтверждает ежедневная практика ...
Методические рекомендации:"Урок в системе развивающего обучения"
Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, формы, организация могут существенно варьироваться и это подтверждает ежедневная практика ...
Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)
Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....