Урок русского языка 1 класс по учебнику Н.В. Нечаевой по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок нацелен закрепить представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш,], мягких согласных звуках [ч], [ш,];
учиться выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость;
упражняться в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У;
развить речь учащихся, расширить словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 классе
Тема «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Цели и задачи урока:
- закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж], [ш,], мягких согласных звуках [ч], [ш,].
- учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.
- упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.
- развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.
- закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.
- воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ
- научатся относить объекты к известным понятиям
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Оборудование и дидактические материалы:
Интерактивная доска и мультимедийная установка, карточки для работы в парах, в группах
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о причинах успеха в учебе;
- интерес к учебному материалу;
- знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и в учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделение их отличительных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Организационный момент.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
-Какие два шага нам нужно сделать, чтобы успешно учиться?
-Как выяснить, что я не знаю?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
1.Каллиграфические минутки.
Работа в тетради
ж,ш,ч щ
Ж Ш Ч Щ
Что знаете об этих буквах? Что скажите о звуках, которые они обозначают?
Что общее? (согл., шипящие)
ы и а я у ю
Что общего у записанных букв?
Какие из этих букв можно писать после шипящих?
3. Локализация затруднений.
1.Как можно обозначить тему урока? СЛАЙД
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Работа в тетради: жи-ши, ча-ща, чу-щу
-запишите зелёной пастой на новой строке
что мы знаем о написании этих буквосочетаний.
жи-ши пиши - СЛАЙД
ча-ща….., чу-щу….. . СЛАЙД СЛАЙД
Это правила русского языка.
На уроках русского языка важным является слово правило.
Правило даёт указание как поступать, чтобы не делать ошибок. Надо находить опасное место и знать какое правило применить.
2.Определим задачи урока.
-Находить в словах эти сочетания
-Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
-Вы определили, что вы ещё делать не умеете и поставили задачи, помните второй важный шаг?
Сам открою знание.
-Что и кто нам будет помогать в этом? -учебник, учитель, наши наблюдения, то что мы повторили.
3.Работа по ТПО стр.15 №28.
Правила правописания этих сочетаний звучат и в стихотворных текстах. Вы догадались, какие буквы нужно вставить в места пропусков?
Комментированное письмо (вставляем буквы).
4.Работа по «звуковой тетради». «Звуковая одежда» слов:
пиши (называем звуки и характеристику); прощай.
Какие правила при письме этих слов мы должны применяем? (ши, ща)
Запишем эти слова: пиши, прощай (на доске)
5.Работа с буквенными ромашками. Гласная в слове пиши после шипящей согласной. Почему? В слове прощай?
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Приглашаю вас в город шипящих звуков, в котором живут гостеприимные люди и зовут друг друга в гости. СЛАЙД
«С добрым утром!»-я кричу
Кузнецу, ткачу, врачу.
«Добрый вечер!»- так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
1.Выделение слов с сочетаниями жИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух
-Кто услышал слова, в которых спрятались жи-ши, ча-ща, чу-щу
-Я сейчас прочитаю, а вы встаньте, когда услышите слова, содержащие эти буквосочетания. СЛАЙД
2.Выделение слов с сочетаниями жИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ по рисункам на слайде
-Назовите слова, в названиях которых встречаются буквосочетания ча-ща
-Какое правило позовём в помощники?
5.Обобщение затруднений во внешней речи.
1.Работа в парах по карточкам. Правила работы в парах.
Прочитайте, найдите и подчеркните слова, с буквосочетаниями жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Проверка.
-Какое правило поможет нам избежать ошибки при записи этих слов?
2.Физкультминутка. Все встали. Если услышите жи, хлопаем в ладоши, ши-прыгаем СЛАЙД
Какие слова, которые обозначают предметы, содержат буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Какие слова, которые обозначают действия предметов, содержат буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
1.Работа в тетради по вариантам. (1в.- слова, которые обозначают предметы, содержат буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; 2в.- слова, которые обозначают действия предметов, содержат буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).
В словах, которые вы записали есть и другие ошибкоопасные места.
2.Работа с « буквенными ромашками»
-гласная в корне слова малыши (объясни). Назовите другие родственные слова;
- карандаши- в 1слоге, 2,3? Непроверяемые гласные, правописание нужно запомнить;
-держите- покажите гласную в корне слова(объясни)
-пишите покажите гласную в корне слова(объясни)
Взаимная проверка в парах.
7.Включение в систему знаний и повторение.
1.Работа в ТПО стр. 15 №29
Читаем задания к упражнению. Что нужно сделать? С чего начнём?
Кто готов вести за собой ребят? Возьмите ручки, писать будем здесь в ТПО на первой строке с прописной буквы.
2.Письмо на доске с комментированием.
Проверка с помощью сигнальной карточки.
Прочитайте слова с сочетанием ча-ща. Какое правило вы использовали? с сочетанием чу-щу? с сочетанием жи-ши?
3.Работа с предложением на интерактивной доске. СЛАЙД
Прочитайте группу слов. Какое задание вы предложите?
В, леса, спешит, чащу, ёжик
Составьте предложение. Какие буквосочетания здесь встретились? Как их надо писать?
Правила о предложении.
Заслушиваем разные варианты.
Произносим вместе орфографически.
Запишите, (проговаривают).
Проверьте
4.Задания предложенные учениками выполняют на выбор.
Покажите гласные, слоги, ударение. Какое слово нельзя переносить.
Назовите слова этого предложения в алфавитном порядке.
5. Работа по карточкам в группах.
Проверить, как мы справились с задачами урока нам поможет задание «Исправь ошибку»
Правила работы в группах.
Проверка.1-2; 2-3…7-1.
Заслушиваем результаты.
8.Рефлексия деятельности.
С какими буквосочетаниями мы сегодня на уроке работали?
Какое правило применяли?
Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?
-Находить в словах эти сочетания
-Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Вы пока можете оценить только своё знание, а умение мы сможем оценить, когда потренируемся в применении этих правил.
Кто легко находил эти буквосочетания?
Как вы проверяли свои знания? (выполняли задание самостоятельно)
Кто писал сегодня слова с этими буквосочетаниями без ошибок?
В каких заданиях вы испытывали трудности?
Кто думает, что нужно ещё тренироваться?
Мы продолжим на уроках русского языка учиться узнавать эти буквосочетания и писать правильно.
А теперь вместе прочитаем и постараемся запомнить.
В сочетаниях жи – ши, СЛАЙД
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща СЛАЙД
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу СЛАЙД
Пишут только букву у!
Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?
-Это ошибкоопасное место.
-Кто себя может похвалить за работу на уроке?
-Я благодарю Вас за сотрудничество на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. (2кл, автор учебника М.С. Соловейчик)
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
План – конспект урока «Письмо» 1 класс по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой Тема: Мягкий знак
Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
презентация к уроку русского языка "Из старинных учебников"
Презентация содержит дополнительный материал к конспекту урока русского языка "Из старинных учебников": страницы учебника К.Д.Ушинского, тексты для закрепления изучаемых понятий (слова назва...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...