Урок русского языка 1 класс по учебнику Н.В. Нечаевой по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ермолаева Нина Ивановна

     Урок нацелен закрепить представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш,], мягких согласных звуках [ч],  [ш,];

     учиться выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость;

     упражняться  в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У;

     развить речь учащихся, расширить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема «Буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Цели и задачи урока: 

    - закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш,], мягких согласных звуках [ч],  [ш,].

    - учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

    - упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.

   - развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

   - закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

    - воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;

Планируемые результаты:

    - учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    - научатся относить объекты к известным понятиям

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Оборудование и дидактические материалы:

Интерактивная доска и мультимедийная установка, карточки для работы в парах, в группах

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о причинах успеха в учебе;
  • интерес к учебному материалу;
  • знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и в учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать изучаемые факты языка с выделение их отличительных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из его частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • первоначальному умению смыслового восприятия текста;
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Организационный момент.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

-Какие  два шага нам нужно сделать, чтобы успешно учиться?

-Как выяснить, что я не знаю?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

1.Каллиграфические минутки.

Работа в тетради

 ж,ш,ч щ

 Ж Ш Ч Щ        

Что знаете об этих буквах? Что скажите о звуках, которые они обозначают?

Что общее? (согл., шипящие)

 ы и а я у ю

Что общего у записанных букв?

Какие из этих букв можно писать после шипящих?

3. Локализация затруднений.

1.Как можно обозначить тему урока?                 СЛАЙД

Буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Работа в тетради: жи-ши, ча-ща, чу-щу      

-запишите зелёной пастой на новой строке

что мы знаем о написании этих буквосочетаний.

жи-ши  пиши -                        СЛАЙД

 ча-ща….., чу-щу…..    .                        СЛАЙД                СЛАЙД

Это правила русского языка.

На уроках русского языка важным является слово правило.

Правило даёт указание как поступать, чтобы не делать ошибок. Надо находить опасное место и знать какое правило применить.

2.Определим задачи урока.

-Находить в словах эти сочетания

-Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

-Вы определили, что вы ещё делать не умеете и поставили задачи, помните второй важный шаг?

Сам открою знание.

-Что и кто нам будет помогать в этом?  -учебник, учитель, наши наблюдения, то что мы повторили.

3.Работа по ТПО стр.15  №28.

Правила правописания этих сочетаний звучат и в стихотворных текстах. Вы догадались, какие буквы нужно вставить в места пропусков?

Комментированное письмо (вставляем буквы).

4.Работа по «звуковой тетради». «Звуковая одежда» слов:

пиши (называем звуки и характеристику); прощай.

Какие правила при письме этих слов мы должны применяем? (ши, ща)

Запишем эти слова: пиши, прощай (на доске)

5.Работа с буквенными ромашками. Гласная в слове пиши после шипящей согласной. Почему?  В слове прощай?        

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Приглашаю вас в город шипящих звуков, в котором живут гостеприимные люди и зовут друг друга в гости.                СЛАЙД

«С добрым утром!»-я кричу

Кузнецу, ткачу, врачу.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

1.Выделение слов с сочетаниями  жИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух

-Кто услышал слова,  в которых спрятались жи-ши, ча-ща, чу-щу

-Я сейчас прочитаю, а вы встаньте, когда услышите слова, содержащие эти  буквосочетания.        СЛАЙД

2.Выделение слов с сочетаниями  жИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ по рисункам на слайде

-Назовите слова, в названиях которых встречаются буквосочетания  ча-ща

-Какое правило позовём в помощники?

5.Обобщение затруднений во внешней речи.

1.Работа в парах по карточкам. Правила работы в парах.

 Прочитайте, найдите и подчеркните слова, с буквосочетаниями  жи-ши,

ча-ща, чу-щу.

Проверка.

-Какое правило поможет нам избежать ошибки при записи этих слов?

2.Физкультминутка. Все встали. Если услышите жи, хлопаем в ладоши, ши-прыгаем                 СЛАЙД

Какие слова, которые обозначают предметы, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу?

Какие слова, которые обозначают  действия предметов, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Работа в тетради по вариантам. (1в.- слова, которые обозначают предметы, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу; 2в.- слова, которые обозначают  действия предметов, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу).

В словах, которые вы записали есть и другие ошибкоопасные места.

2.Работа с « буквенными ромашками»

-гласная в корне слова малыши (объясни).  Назовите другие родственные слова;

- карандаши- в 1слоге, 2,3? Непроверяемые гласные, правописание нужно запомнить;

-держите-  покажите гласную в корне слова(объясни)

-пишите покажите гласную в корне слова(объясни)

Взаимная проверка в парах.

7.Включение в систему знаний и повторение.

1.Работа в ТПО стр. 15 №29

Читаем задания к упражнению. Что нужно сделать? С чего начнём?

Кто готов вести за собой ребят?   Возьмите ручки, писать будем здесь в ТПО на первой строке с прописной буквы.

2.Письмо на доске с комментированием.

Проверка с помощью сигнальной карточки.

Прочитайте слова с сочетанием ча-ща. Какое правило вы использовали? с сочетанием чу-щу? с сочетанием жи-ши?

3.Работа с предложением на интерактивной доске.                СЛАЙД        

Прочитайте группу слов. Какое задание вы предложите?

В, леса,   спешит, чащу,  ёжик  

Составьте предложение. Какие буквосочетания здесь встретились? Как их надо писать?

 Правила о предложении.

Заслушиваем разные варианты.

Произносим  вместе орфографически.

Запишите, (проговаривают).

Проверьте

4.Задания предложенные учениками выполняют на выбор.

Покажите гласные, слоги, ударение. Какое слово нельзя переносить.

Назовите слова этого предложения в алфавитном порядке.

5. Работа по карточкам в группах.

Проверить, как мы справились с задачами урока  нам поможет задание «Исправь ошибку»

Правила работы в группах.

Проверка.1-2; 2-3…7-1.

Заслушиваем результаты.

8.Рефлексия деятельности.

С какими буквосочетаниями  мы сегодня на уроке работали?

Какое правило применяли?                                

Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

-Находить в словах эти сочетания

-Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Вы пока можете оценить только своё знание, а умение мы сможем оценить, когда потренируемся в применении этих правил.

Кто легко находил эти буквосочетания?

Как вы проверяли свои знания? (выполняли задание самостоятельно)

Кто писал сегодня слова с этими буквосочетаниями без ошибок?

В каких заданиях вы испытывали трудности?

Кто думает, что нужно ещё тренироваться?

Мы продолжим на уроках  русского языка учиться узнавать эти буквосочетания и писать правильно.

А теперь вместе прочитаем и постараемся запомнить.

В сочетаниях жи – ши, СЛАЙД
Только 
и всегда пиши!
В сочетаниях 
ча – ща СЛАЙД
Пиши только букву 
а!
В сочетаниях 
чу – щу СЛАЙД
Пишут только букву 
у!

Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

-Это ошибкоопасное место.

-Кто себя может похвалить за работу на уроке?

-Я благодарю Вас за сотрудничество на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. (2кл, автор учебника М.С. Соловейчик)

Урок построен в технологии деятельностного метода....

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

План – конспект урока «Письмо» 1 класс по учебнику Н. В. Нечаевой, Н. К. Булычевой Тема: Мягкий знак

Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся....

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

презентация к уроку русского языка "Из старинных учебников"

Презентация содержит дополнительный материал к конспекту урока русского языка "Из старинных учебников": страницы учебника К.Д.Ушинского, тексты для закрепления изучаемых понятий (слова назва...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...