Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Задача учителя – помочь ребенку усвоить программные требования. В основе этой помощи лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, до чего он додумался сам,- его собственное « открытие» - остается навсегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку
(Из опыта работы)
Предмет, который в школе именуется «русский язык», часто называется детьми в числе самых нелюбимых. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует довольно высокого развития способности анализировать. Язык присутствует в опыте детей, но к моменту обучения в школе у них еще не сформировалась потребность расчленять его на составляющие элементы и устанавливать соотношения между ними, а именно этого требуют современные программы.
Задача учителя – помочь ребенку усвоить программные требования. В основе этой помощи лежит идея о необходимости использования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, до чего он додумался сам,- его собственное « открытие» - остается навсегда.
Чтобы открытие состоялось, необходимо умело направлять активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для него форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет понимание правил игры - учебного материала, который требуется усвоить.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Тема ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Умный магнитофон
У: Сейчас мы сыграем с вами в «Умный магнитофон». Вы все будете магнитофонами. Каждый ряд – кусочек магнитофонной ленты. На каждый кусочек запишем одно предложение. Записывать будем так. Я рассказываю историю. Когда закончится первое предложение все хлопают в ладоши, а первый ряд запоминает это предложение. Я рассказываю дальше. Второй ряд запоминает второе предложение. Все хлопают, и так далее. А потом я скажу «Включите магнитофоны!» Каждый ряд по очереди повторяет свое предложение. В конце каждого предложения все дети хлопают в ладоши.
Подарок
У: Ребята, найдите ключик на схеме предложения «Золотой ключик хранит Черепаха Тортилла.» и подарите его славному Буратино.
Дети показывают слово «ключик» на схеме предложения.
Тяп и Ляп
У: Близнецы Тяп и Ляп написали письмо: «Тяп хочет хорошо учиться» и «Ляп любит писать письма». Тяп написал свое письмо так: (показывается неправильная схема). А Ляп написал так: (показывается неправильная схема).
Кто написал правильно, а кто тяп – ляп?
С помощь учителя школьники доказывают, что и Тяп, и Ляп написали неправильно, и составляют правильную схему.
Слова - непоседы
Учитель показывает классу рисунок.
-Сейчас мы напишем письмо маме мальчика, который нарисован на картинке.
Дети составляют схему предложения «Мальчик обедает».
-А давайте вместо черточек на схеме поработаем мы с вами. Наташа будет первой черточкой, обозначает слово «мальчик». Света – вторая черточка, слово «обедает».
-Наташа, подними правую руку вверх. Так мы покажем маме, что ты у нас первое слово в предложении. Света поставит левую руку в бок. Так мы будем показывать точку в конце предложения. Теперь я буду вести указкой вдоль слов, а вы хором их «прочитывайте».
-Что у вас получилось? (предложение)
-А теперь поменяем слова местами. Света, покажи, что теперь ты первое слово в предложении (Света поднимает правую руку). Наташа покажи, что ты теперь последнее слово в предложении (Наташа ставит левую руку в бок). Прочтем письмо.
Подобная работа проводится с другими предложениями.
Игра усложняется путем введения новых слов. Сначала составляется «живая» схема предложения «Девочка поет». Затем дети меняются местами, «читают» полученное предложение. Учитель приступает к новому заданию.
- А теперь мы добавим в это предложение еще одно слово «маленькая». Этим словом будет Сережа. Куда, ты, Сережа, встанешь? Хочешь быть первым словом? Становись! Прочитайте предложение. (Маленькая поет девочка).
-Хорошо получилось? Может, Сереже лучше встать в конце предложения? Опять получается не очень хорошо! Что же делать? Где еще может встать Сережа?
Таким образом, учитель подводит учащихся к тому, что увеличивать количество слов в предложении можно не только, добавляя слово в конце или начале предложения, но и между словами.
Тема ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
Хитрый фотоаппарат
У: Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Пока я считаю до 20, вы найдите и сфотографируйте своими глазками те предметы, названия которых начинаются с согласной буквы. На счет «20» все закрывают глаза и рассматривают свои внутренние фотографии. А тот, которого я назову, расскажет, что у него получилось. После него другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и проверяют, не пропустили ли они что-нибудь.
Разноцветные мячики
Учитель молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший называет гласную, если мяч красного цвета; согласную, если мяч синего цвета, и бросает мяч учителю.
(вместо звуков можно называть слова, которые начинаются с гласного или согласного звука)
От бочки до точки
Повстречалась бочка с точкой и говорит: «Ой! Как мы с тобой похожи! Только первые звуки у нас разные».
-Какие это звуки? Назовите их.
-Какие еще слова получатся, если первый звук в слове БОЧКА заменить на звук [Д], [К], [Н]], [М]?
Звуковой конструктор
Учитель говорит на ухо одному ученику слово, другому - звук. Каждый из них произносит свое. Школьники должны сказать, в начале или в конце надо добавить названный звук.
Слова для работы: ПАР – ПАРК, ШАР – ШАРФ, РОТ – КРОТ, МЕХ - СМЕХ, БОР – БОРТ, СОР – СОРТ, ТУЧКА – ШТУЧКА.
Звуки - близнецы
Учитель или вызванный ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы. Остальные отгадывают, предварительно повторив его движения.
Тема СЛОГ
Найди себе пару
Дети получают карточки со слогами: НА СОС КА МЫШ ЖИ ЛЫ НА ВЕС.
Задание: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово. (Вначале не надо говорить, что слова взаимозаменяемые – дети должны открыть это сами).
Сколько в слове слогов?
Учитель, бросая мяч, называет слово. Поймавший бросает мяч обратно, называет количество слогов в этом слове.
Змейка
Выходят 6-10 человек, встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге ученик называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно 2 слога). В свою очередь называет свой слог – задание для второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
Тема ПЕРЕНОС
Мячик – разделитель
Учитель бросает мяч, называет слово, сложное для переноса. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово разделенным для переноса.
Хитрый фотоаппарат
У: Сейчас вы превратитесь в фотоаппараты и будете фотографировать наш класс. Пока я считаю до 30, вы найдите и сфотографируйте своими глазками те предметы, названия которых нельзя переносить. На счет «30» все закрывают глаза и рассматривают свои внутренние фотографии. А тот, которого я назову, расскажет, что у него получилось. После него другие дети дополняют ответ, затем все открывают глаза и проверяют, не пропустили ли они что-нибудь.
Тема Обозначение мягкости согласных гласными
Медведь и медвежата
Учитель рассказывает сказку:
-Жили - были два медведя. Один медведь был большой, а другой - маленький. Оба любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «ТА – та – та!», а маленький: «Тя - тя - тя!». Песенки похожи, но поют медведи по – разному: большой поет грубым, твердым голосом, а маленький – ласковым, мягким голоском. Теперь давайте поиграем. Я – большой медведь, а вы – медвежата. Мы будем петь одну песенку, но по – разному:
-Ла – ла – ла! - …
-Ду – ду – ду! - …
Твердое – мягкое
Учитель бросает мяч, называет слово с твердым согласным звуком. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, произносит это слово мягко:
рад –ряд, мал – мял, лук – люк, нос - нес, ров – рев… и т.д.
Литература:
1. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх. Издательство «АКЦИДЕНТ». - С-П: 1998.
2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт творческого и экспериментального исследования. - М. Педагогика, 1986.
3. Жедек П.С., Левин В.А. Использование игровых приемов и методов обучения первоклассников русскому языку: Методические рекомендации для учителя. Харьков,1989.
4.Эльконин Д..Б. Психология игры. – М: Педагогика, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок в системе развивающего обучения (русский язык+философия)
Проведение бинарного (интегрированного) урока довольно часто в педагогической практике. В проведении бинарного урока принимают участие несколько учителей, обычно два преподавателя разных дисциплин. Оз...
игровые приемы как средство обучения английскому языку на начальном этапе
использование игровых приемов при обучении английскому языку в начальных классах...
Урок развивающего обучения русскому языку в 4 классе "Правописание глаголов". Учебник Н.В. Нечаевой.
Знакомство с алгоритмом правописания глаголов на -ться и - тся....
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Игровые приемы в период обучения грамоте
Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в орга...
Методические приемы при обучении русскому языку детей инофонов.
Методические рекомендации для учителей, где в классе приобладают инофоны...