Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи:
Определить алгоритм нахождения суффикса в слове.
Расширить знания детей о суффиксе, как словообразующей части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_3_klass.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШИ имени М.С.Бароева
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе
по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.»
учитель начальных классов
Тотикова И.Х.
2019 - 2020 учебный год
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи:
Определить алгоритм нахождения суффикса в слове.
Расширить знания детей о суффиксе, как словообразующей части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Находить в словах суффикс.
- Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
- Определять значение суффикса.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.
Основные понятия: суффикс.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: компьютер, проектор, карточки для групповой и самостоятельной работы.
Ход урока
Этапы урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
Учебной деятельности 2.Минутка чистописания 3.Стадия вызова (актуализация знаний, постановка темы и цели урока) Приём «Инсерт» 4.Физминутка подвижная 5.Стадия осмысления Рефлексия Дом. задание | Фронт. работа Индив. работа Фронт. работа(с/д) Индивидуальная работа Фронт. работа Фронт. работа Фронт. работа(ИКТ) Самост.работа Работа у доски (игра) Самост.работа Групповая работа | -Прозвенел звоночек! Ребятишек полон класс. Улыбнемся мы друг другу, и конечно в добрый час! -В каких словах вы заметили интересное, ласковое произношение? -Почему так решили? -В словах произошли изменения? (стук в дверь, передают учителю письмо,где ученик просит помощи в разборе слова «снеговик»по составу.Ему Дед Мороз обещал подарок к Новому году,если правильно разберет это слово.Учитель вслух читает письмо) -Ребята,поможем? -А как?Здесь неизвестные части слова. С какой буквы начинается «снеговик»? -Что мы знаем о ней? Пишем целую строчку заглавную в соединении с маленькой, соблюдаем наклон, Проверьте наклон тетради, расстояние от глаз, спина прямая. Для успешной работы необходима плодотворная работа. -Поможем автору письма и определим тему урока.Научимся выделять неизвестную часть слова. Запишем слова на доске и в тетрадях: снег,снежок,снеговик,снежный,снегопад. -Какие это слова? -Выделите корень и окончание во всех словах. -Что такое корень слова? -Что такое окончание? -Мы выделили знакомые части слов,но остались еще незнакомые для нас части.
-Как нам быть? -В каких словах неизвестные части слова? -Что эти части дают слову? -Посмотрите пожалуйста на экран и послушайте внимательно(слайд 1). - А теперь сформулируйте тему урока. -Значит,в слове снежок… Ребята,смогли мы помочь однокласснику? -Теперь наша задача- правильно подобрать суффиксы к словам и с помощью мышки их вставить на места(слайд 2). -А теперь проверим,как вы поняли новую тему. На странице89№164,из стихотворения С.Маршака нужно выписать однокоренные слова и выделить ту часть, с помощью которой образовались эти слова. -Еще раз дать определение суффиксу. -Сейчас мы с вами поиграем и проверим знания по новой теме.Один ученик-корень (на голове знак корня и на груди «кот»),второй–суффикс,третий-окончание.Вам нужно к корню подбирать суффиксы и окончания(готовые на листках)и давать в руки нужным частям слова. -Что происходило при замене суффикса? Обобщим. Что такое суффикс? На стр.89 ,учебника, прочитаем вслух правило. Выполним еще одно упражнение №165-Списать слова и выделить все части слова(дом,домик,домище). Итак: как образовать слово при помощи суффикса? Назовите алгоритм образования Предлагаю поработать в группах. 1 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист- строи _____ плот ______ арт _______ учи ______ двор ______ машин ____ Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 2 группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов
- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- . Женя – Женечка Миша – Мишенька Аня - … Алёша - … Света - … Федя - … Дима - … Люба - … Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. 3группа Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ , на Земле, то ты ______________ , а мы --------------. Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы. Ребята, что будет, если суффиксов не будет? Сделайте вывод : Какую роль играют суффиксы в русском языке?
Какую цель ставили в начале урока? Достигли? А теперь постарайтесь дополнить: Я узнал …………. Я научился …… Спасибо всем за урок! Стр.89-правило,№165 | -Звоночек,ребятишек. -Звучат ласково; так обращаются к чему-то и кому-то маленькому. -Да (звонок-звоночек; ребята-ребятишек). -Да. -Будем открывать новые знания. -С -Буква «с» при произношении дает согласный звук, имеет пару по твёрдости-мягкости , по глухости – звонкости . (один ученик пишет на доске) -Однокоренные. Имеют общую часть Близки по смыслу. -Общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова. -Изменяемая часть слова называется окончанием. - Узнать какая часть не выделена и изучить ее. -Снежок,снеговик,снежный. -Другое значение:маленькое,сделанное из снега. -Помогают образованию новых слов. -Тема урока «Суффикс». -ок-суффикс -в снеговик два суффикса-ов-ик,а снежный-н. -Да,теперь он получит свой подарок от Деда Мороза. Дети по одному выходят и работают у доски с компьютером. Слова:еж,ежиха(их),ежик(ик). -Значимая часть слова,которая стоит после корня и служит для образования слов. Кот+ик+ок+енок+ят-а +ищ-е+ еньк-а+еноч ек. -Кот стал маленьким,большим, их стало несколько,появилось ласковое обращение. Сам. работа с самопроверкой. Определяют профессию,должность. Ласковое обращение. Определяют,кто где живет. Речь будет скучной и неопределенной. Определить новую часть слова. Да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"
Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой част...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....