Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели урока:
1. Формировать умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.
2. Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных в речи, прилагательных антонимах и синонимах.
3. Развитие умений различать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.
4. Развивать языковые умения, процессы мышления, устную и письменную речь.
5. Формировать коммуникативные умения, умение планировать собственную деятельность, рефлексивный анализ собственной деятельности.
6. Формировать культуру речи, интерес к изучению предмета, положительную учебную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Роль имён прилагательных в речи. Антонимы и синонимы. | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль имён прилагательных в речи. Антонимы и синонимы.
Тип урока: ОНЗ
Цели урока:
- Формировать умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.
- Формировать представление учащихся о роли имен прилагательных в речи, прилагательных антонимах и синонимах.
- Развитие умений различать тексты разных типов речи – описание и повествование, определять роль имён прилагательных в текстах-описаниях.
- Развивать языковые умения, процессы мышления, устную и письменную речь.
- Формировать коммуникативные умения, умение планировать собственную деятельность, рефлексивный анализ собственной деятельности.
- Формировать культуру речи, интерес к изучению предмета, положительную учебную мотивацию.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями для групповой и парной работы, листы самооценки.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности:
- На доске открыт девиз урока
У ленивого ни гроша, у трудолюбивого жизнь хороша!
- Ребята, прочитайте пословицу.
- Как вы думаете, как она связана с вашей деятельностью в школе?
- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)
- Как вы думаете, какие слова являются в пословице ключевыми? Почему я обратила на них внимание? Хотите ли вы дальше узнавать интересное об имени прилагательном?
- Я уверена, что вы хотите учиться и получать новые знания. Пожелайте друг другу удачи и вперед к знаниям!
- Минутка каллиграфии.
- Предлагаю вам потренироваться в каллиграфически правильном написании заглавной и строчной букв Пп, поскольку мы изучаем часть речи имя прилагательное.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Языковая разминка.
- - Какой раздел науки изучаем?
– Решите лингвистическую «задачу».
От слова присоединить возьмите первую приставку ( ) + корень слова слагаемое ( ) + 1-я буква алфавита + от слова писатель прибавьте суффикс( ) + от слова сонный прибавьте суффикс () + от слова знакомое прибавьте окончание ().
– Что получилось? (При + лаг + а + тель + н + ое.)
- Что такое прилагательное?
- Как образуются имена прилагательные?
- Какова роль имен прилагательных в речи?
- – Предлагаю вам поработать с фразеологизмами.
- Вспомните еще раз, что такое фразеологизмы.
На доске - Фразеологизм– устойчивое сочетание слов, образное выражение, применяемое в типичных ситуациях.
Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.
Человек, у которого «язык без костей» -- _________________________
Человек «без царя в голове» -- ___________________________
Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ________________________
- Молодцы! Вставьте подходящее по смыслу прилагательное.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Любимый наш, (…) язык!
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Любимый наш, русский язык!
- Назовите все прилагательные.
- Что общего у них?
- Почему?
- – Выпишите словосочетание со вставленным прилагательным.
русский язык
- Покажите зависимость, связь между прилагательным и существительным графически.
Работа у доски.
- Пробное действие.
- Что вы повторили?
- Понадобится ли нам это в дальнейшей работе?
- Тогда попробуйте выполнить следующее задание в группах.
– Обратите внимание на задание на слайде.
- Запишите на карточку слова с одинаковым значением.
Отважный, мужественный, трусливый, смелый
- У кого работа готова? Зачитайте полученный ряд. У кого по- другому?
- Какое слово лишнее?
Почему?
Отважный, мужественный, смелый трусливый
- Чем являются прилагательные с одинаковым значением?
- Что такое синонимы?
- Чем является исключенное прилагательное?
- Что такое антонимы?
- Итак, какой частью речи являются все слова?
- Какова же тема нашего урока?
Формулируют.
- Построение проекта выхода из затруднения. Составление опорной схемы.
- Давайте произведем вместе анализ, сравним синонимы и антонимы прилагательные и сделаем вывод.
- На какой вопрос отвечают все эти синонимы?
- На какой вопрос отвечает данный антоним?
- Какой частью речи являлись в задании синонимы и антоним?
- В чем различие между синонимами и антонимами?
(Появляется полная таблица)
Общее | Различия | |
Синонимы | Одинаковый вопрос Одинаковая часть речи | Признак, близкий по значению |
Антонимы | Признак, противоположный по значению |
- Таким образом, у нас получилась сравнительная таблица.
- Послужит ли она опорой в различении и подборе синонимов и антонимов?
(Выставляю бумажный аналог таблицы)
- Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
Фронтальная работа
- Тогда предлагаю вам попробовать новые знания в выполнении следующих заданий.
- Перед вами прилагательные. Подберите к ним синонимы и антонимы. Докажите.
Слово | Синоним | Антоним |
знойный быстрый древний |
Слово | Синоним | Антоним |
знойный быстрый древний | жаркий скорый старый | морозный медленный молодой |
- Молодцы. Для чего же нужны синонимы и антонимы прилагательные?
- Если вы затрудняетесь в подборе синонима или антонима к слову, нужно воспользоваться словарями синонимов или антонимов.
- Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по образцу.
– Ребята, чаще всего прилагательные- синонимы используются в речи для более точной характеристики предмета, а прилагательные- антонимы используются в загадках и пословицах для более яркой характеристики предметов путём противопоставления их признаков.
- Предлагаю выполнить самостоятельную работу в тетрадь. Дополнив пословицы в 1 задании антонимами, запишите их, поставив цифру 1. Во 2 задании выделенные слова замените синонимами и спишите текст, поставив цифру 2.
- Маленькое дело лучше … безделья.
Умная ложь лучше … правды.
(Слова для справок: холодной, большого, глупой, доброго)
2. Зимой в воздухе кружатся невесомые снежинки. Дремучий лес теперь уже не кажется таким тёмным.
(Слова для справок: каменный, лёгкие, густой, мрачным, мохнатые)
- Произведите взаимопроверку по образцу на слайде. Подчеркните место ошибки, дайте возможность исправить ее партнеру самостоятельно.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
Умная ложь лучше глупой правды.
- Зимой в воздухе кружатся лёгкие снежинки. Густой лес теперь уже не кажется таким мрачным.
- Кто допустил ошибки?
- В чем они?
- Кто не допустил ошибки?
Физминутка для глаз.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Молодцы. А теперь приглашаю вас в творческую лабораторию. Фронтальная работа
- Прочитайте текст и слова для справок про себя. Замените выделенные слова антонимами и попытайтесь восстановить текст.
(Дети читают вслух каждое предложение, меняя нужные слова)
- В конце февраля осень (с)делала свой последний налёт. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять повяли. И грустно, и волнующе запахло замерзшим кедром.
(Слова для справок: начале, весна, первый, зазеленели, радос(?)но, оттаявшим).
- Запишите исправленный текст, раскрывая скобки.
- Молодцы, ребята. Чем эта работа отличалась от предыдущей с антонимами?
По итогам творческой работы предлагаю вам выполнить небольшой тест.
Тест (фронтальная работа)
- над чем мы работали?
- Предложение
- Текст
- какова тема текста?
- Первый налет весны
- Начало весны
- определите тип текста
- Описание с элементами повествования
- Описание
- Повествование
(это текст – описание с элементами повествования, так как мы представляем картины природы, но имеются действия и есть сюжет)
- какова в данном тексте роль прилагательных?
- Описывают предметы
- Передают сюжет
- грамматическая основа первого предложения
- Сделала налет
- Весна сделала
- в списанном тексте имеется орфограмма непроизносимая согласная в
- Двух словах
- В одном слове
- в слове сделала с является
- Частью корня
- Приставкой
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Подошла пора подводить итоги работы. Вернемся к нашему девизу урока.
У ленивого ни гроша, у радивого жизнь хороша!
Уверена, что сегодня жизнь стала лучше у каждого из вас, потому что вы приобрели новые знания, славно потрудившись. Я поздравляю вас с успешной работой на уроке!
- Проанализируйте свою работу, заполнив таблицу. Отмечайте галочкой ответ в соответствующем столбце.
Я знаю | Я плохо помню | Я не знаю | |
Что такое «синонимы»? | |||
Что такое «антонимы»? | |||
Чем отличаются синонимы от антонимов? | |||
Зачем в речи нужны синонимы и антонимы? |
- Кому все удалось?
- Кому нужно еще немного поработать по теме?
- У кого остались трудности?
Оцените работу смайликом.
Д.з.
- Составить грамматическую сказку о синонимах или антонимах
- Напиши 3 синонимичных ряда и 6 пар антонимов из разных частей речи с опорой на словари
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по родам»
конспект урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»
Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:" правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"
Умение распозновать имена прилагательные в тексте и уметь использовать их в речи.Находить общие и отличительные признаки в сравниваемых понятиях. Знать правописание окончании имен прилагательных при и...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Синонимы. Антонимы. Омонимы"
Открытый урок по теме "синонимы. Антонимы. Омонимы". В нём представлен материал который направлен на закрепление знаний об антонимах, омонимах и синонимах. В конспекте урока прослеживается работа в гр...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: Прилагательное
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...