Звуки и буквы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка (1 класс "Школа России"). Ситематизация знаний по теме звуки и буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: "Звуки и буквы"
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-сказка
Цель: систематизации знаний о звуках и буквах.
Задачи:
- систематизировать знания о звуках и буквах;
- развивать умение составлять звуковые схемы и звуковые модели слов;
- развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;
- воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.
Оборудование:
Аудиозаписи “Звуки моря” и “Песня Водяного” (презентация)
Изображения сказочных героев: Морского царя, Водяного, Русалочки, Учёной рыбки, Дельфина, Осьминога, 8 рыбок.
Карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные”.
Набор значков для обозначения звуков.
Тетради, ручки.
Таблицы.
Разноцветные рыбки. (красная, зеленая. оранжевая, синяя)
Ход урока:
- Организация начала урока.
Психологическая установка. Презентация ( слайд 1)
Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я хочу учиться.
Я готов к уроку.
Звучит аудиозапись “Звуки моря”.
Сегодня, ребята. У нас необычный урок, а сказочное путешествие. Куда мы отправимся с вами вы ответите после того как отгадаете загадку.
Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли.
Море
Презентация (слайд 2)
Мы побываем с вами в подводном мире. А к кому мы пойдем в гости вы мне ответите после того как послушаете сказку.
Презентация (слайд 3)
“В открытом море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. Там растут невиданные деревья и цветы с диковинными листьями. Между ветвями шныряют рыбы большие и маленькие – точь-в-точь как у нас птицы. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец Морского царя. И живёт с ним его дочь, Русалочка. Она нежная и прекрасная как лепесток розы. Русалочке очень хотелось посмотреть на другой мир, который находится на поверхности воды. “Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут”, - говорила она отцу. Но её отец говорил о том, что прежде чем всплыть на поверхность моря и познакомиться с миром людей, Русалочка должна выучить язык людей. Он говорил дочери: “Не выучив языка, ты не сможешь понять людей. И потом, я не хочу, чтобы про мою дочь говорили, что она глупая морская девчонка. Не забывай, ведь ты дочь самого царя!” Ничего не оставалось Русалочке, как послушаться отца и отправиться на занятия к Учёной рыбке”
- А вы, ребята, хотите помочь Русалочке? Тогда отправляемся в подводное царство. На страже его стоит Водяной. (презентация слайд 3) Он пропускает только тех, кто действительно этого достоин, т.е. умеет читать, писать, знает звуки и буквы своего языка. Если вы умеете писать, то докажите это, запишите число в своих тетрадях.
2. Минутка чистописания
- А теперь, чтобы ещё больше понравиться Водяному, давайте придумаем и запишем какой-нибудь узор, похожий на волны. Какие предложения у вас будут?
Дети предлагают свои варианты. Рассматриваем варианты презентации, выбираем; дети записывают его в тетради. (слайд 4)
- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).
- Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).
3. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах
Когда мы с вами любовались подводным миром, что мы с вами слышали?
(ЗВУКИ)
Какой умный вопрос мы можем задать?
На доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Дети читают слова на карточках. (между карточками со словами карточку со знаком вопроса):
- Какой умный вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)
Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.
- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).
На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса.
-А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)
(примеры).
- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)
Соответствующие карточки постоянно появляются на доске.
- Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
В результате этой работы появляется схема.
буквы звуки речи
гласные согласные
ударные безударные
звонкие глухие
мягкие твёрдые
о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Для нас это новая тема или нет?
Значит что мы сегодня будем делать?
4. Звукобуквенный анализ слов
- Вы хорошо знаете значки для обозначения звуков. А теперь давайте покажем Водяному, как вы умеете ими пользоваться.
Работа в парах
На каждой парте набор значков для составления схем слов. Работая в парах, дети составляют звуковую схему слова “море”. Когда работа в парах закончена, дети берутся за руки и поднимают их . Все предложенные детьми схемы рассматриваются, выбирается правильная, её записывают в тетрадь.
- Что вы можете сказать об этом слове? (В этом слове два слога, первый ударный, всего 4 звука: два гласных, два звонких согласных, один из которых твёрдый, а другой – мягкий.)
- Мы знаем, что к одной и той же схеме можно подобрать несколько слов. Посмотрите внимательно на схему и скажите, подойдут ли к ней слова: “моря”, “мель”, “рыба”. Докажите.
В ходе обсуждения дети определяют, что данная схема подходит только к слову “моря”. Слово “мель” не подходит, потому что в нём 3 звука, а в схеме 4. Слово “рыба” не подходит 3-й звук (он твёрдый).
- Вы замечательно справились со всеми заданиями и доказали, что достойны того, чтобы побывать в Подводном царстве. Водяной пропустит вас туда. А знаете, он не такой уж страшный. Сейчас мы послушаем песню, которую он поёт.
5. Физкультминутка
“Я Водяной…”
6. Упражнения в транскрибировании слов
- Водяной пропустил нас в Подводное царство. (открывается та часть доски, которая до этого времени была закрыта. Там дети видят Русалочку, Учёную рыбку, Дельфина и Осьминога. На доске так же нарисованы водоросли и маленькие рыбки для создания атмосферы подводного мира.)
- Мы с вами попали на занятия Русалочки с Учёной рыбкой. Рыбка дала ей задание: сделать звуковую модель слова “море”. Посмотрите на звуковые модели, которые сделали Русалочка, Дельфин и Осьминог (они захотели учиться вместе с Русалочкой и охотно посещали все занятия) и скажите, а кто же из них прав.
[море] [морэ] [мор]
Дети находят ошибки во всех звуковых моделях, записывают правильно звуковую модель [ мор’э] , определяют, чего ещё не знают Русалочка, Осьминог и Дельфин.
Русалочка забыла, что звука [ е] не бывает, а бывают звуки [йэ], которые на письме обозначаются буквой е. Но в этом слове “на работу выйдет” только звук [э].
Осьминог забыл, что
Дельфин забыл, как в звуковой модели (транскрипции) обозначается мягкость согласных (запятой).
Правильная звуковая модель записывается в тетрадях:
[ мор’э] - море
7. Составление и запись предложения
- Давайте составим предложение о Русалочке со словом “море”, чтобы ей было приятно.
Учащиеся составляют предложения, выбирают то, которое им больше понравилось, записывают его с комментированием. Главные члены предложения.
8. Работа по учебнику.
Страница 51 упражнение 10.
Какое море мы с вами видели и слышали?
А какие звуки передадут шум спокойного моря, шелест волн?
Представьте, что на море начался шторм, сверкают молнии. Дует сильный ветер , над морем черные тучи, гремит гром. Прочитайте строчки в этом стихотворении которые передадут характер неспокойного, штормового моря.
Запишите их
Скажи погромче слово гром.
Подчеркните буквы, которыми обозначим эти грохочущие звуки.
9. Физкультминутка
Для глаз.
10. Контроль и оценка знаний
Ребята, вы любите ловить рыбу? Хотите порыбачить в Подводном царстве? Тогда сейчас Русалочка покажет нам, как нужно ловить рыбок.
На доске таблица и 8 рыбок.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
У каждого ребёнка такая же таблица.
А вот и рыбки. Выбрав правильный ответ, мы узнаем, в какую ячейку “поймалась” рыбка, и поставим туда крестик в тех табличках, которые лежат у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы поставите крестик в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе предложение – в нижнюю.
Контрольные задания:
- Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.
Звуки речи – это гласные и согласные звуки.
- Звук можно услышать и произнести.
Букву можно услышать и произнести.
- Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные звуки бывают ударными и безударными.
- Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
- Гласный звук образует слог.
Согласный звук образует слог.
- Ударный слог в слове произносится слабее других.
Ударный слог в слове произносится сильнее других.
- Буквы обозначают звуки на письме.
Звуки обозначают буквы на письме.
- Алфавит – это все буквы в беспорядке.
Алфавит – это все буквы по порядку.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+ | + | + | + | + | |||
+ | + | + |
После заполнения “сети” организуется проверка правильности заполнения. Снова перечитываются предложения, а дети коллективно приходят к правильному ответу. На доске в нужную ячейку дети ставят рыбку. Одновременно дети осуществляют самопроверку и исправляют свои ошибки. А теперь давайте выпустим рыбок назад в море.
11. Итоговая рефлексия
Пришло время проверить достигли ли мы целей урока. Презентация ( слайд 5)
Сегодня на уроке:
Я повторил …
Я научился …
Мне понравилось …
Я буду …
А теперь у вас будет возможность оценить свои знания по теме: “Звуки и буквы” и подумать, насколько вы готовы к контрольной работе, которая состоится на следующем уроке. У вас на партах лежат разноцветные рыбки. Возьмите ту рыбку, которая, по вашему мнению, соответствует вашим знаниям по теме «Звуки и буквы» (красная, зеленая, желтая, синяя) и пустим ее в к Русалочке.
Отличать звуки и буквы.
Давать характеристику гласным звукам.
Давать характеристику согласным звукам.
А кто из сказочных героев вам понравился больше остальных? Почему? Нам сейчас предстоит попрощаться с ними. Пожелайте своим полюбившимся героям что-нибудь на прощание. (Дети высказывают свои пожелания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...