Конспект урока по обучению грамоте по теме «Какой бывает речь?» для 1 класса.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Жакупова Зауреш Кабиевна

 Начальное понятие о видах речи - устная, письменная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Жакупова Зауреш Кабиевна

учитель начальных классов

средняя школа №1 село Затобольск

Костанайская область

Конспект урока по обучению грамоте по теме «Какой бывает речь?» для 1 класса.

 

Тема: «Какой бывает речь?»

Цели: Дать начальное понятие о видах речи- устная, письменная; развивать устную, письменную речь, научить писать письмо другу; формировать навык беглого и выразительного чтения; развивать каллиграфический навык написания букв Дд, слогов и слов с данной буквой; воспитывать вежливость при ведении диалога (слова- приветствия).

Оборудование к уроку: схема «Виды речи».

                                                        Ход урока:

1.Психологический настрой.

Постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Чтение и творческий пересказ текста «Сказочный лес».

3.Чистописание «Каллиграфическая минутка».

Письмо букв Дд, слогов де, дя, дл, дв, словарного слова девочка.

4.Развитие речи по теме урока.

1) Работа над пословицей. «Сначала подумай, потом отвечай».

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Говоришь ли ты или твои друзья неподумав?

2)Работа над понятием «Виды речи».

Чтение рассказа «Про мальчика Федю». Слушайте внимательно.

Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.

– Мама! – крикнул он. – Папа! Нюша!

Никто не отозвался. Федя встал и обошел квартиру. Тут он увидел на столе записку, написанную крупными буквами. Федя медленно прочитал вслух:

«Федя! Мы пошли в клуб на репетицию. Твой завтрак на плите. Не забудь покормить Тяпу. Папа будет ждать тебя у стадиона в одиннадцать часов. Желаем хорошо провести время. Мама и Нюша».

«Как здорово, что я умею читать! – подумал Федя. – Сейчас быстро соберусь – и на матч!»

– Эй, Тяпа, сюда! Нука прочитай записку!

Тяпа, маленькая черная собачка, равнодушно посмотрела на исписанный листок и пошла прочь.

«Сейчас надену ей на нос дедушкины очки, – решил Федя. – Пусть учится читать».

– Как вы думаете, ребята: почему Тяпа отошла, не проявив никакого интереса к записке? Помогут ли ей очки?

-Можно ли научить собаку читать? Читать и понимать письменную речь может только человек.

-Так какая же речь называется письменной? (Написанная буквами.) Федя знает буквы, он научился читать – значит, он умеет и писать. Правда, еще не очень хорошо. А кого называют писателем? Да, писатель – это тот человек, который пишет книги: стихи, рассказы, сказки и другое. Каких вы знаете писателей? (Если дети не могут назвать ни одного или называют очень мало, учитель напоминает им авторов знакомых стихов, сказок.) Но каждый человек может научиться писать.

-А теперь, ребята, подумайте, что такое устная речь.

Устная – от слова «уста». Кто знает, что такое уста? Почему устная, звучащая речь так называется?

Мы все умеем говорить и слушать – значит, мы владеем устной речью. Будем читать дальше.

Тут Тяпа заскулила.

– Тяпа, Тяпочка, – сказал Федя, – что с тобой? – Тяпа подняла голову и печально посмотрела на своего хозяина. – Ты, наверное, проголодалась? – догадался Федя. – Что же ты молчишь? Так и скажи: «Хочу есть». Вот твоя косточка. Грызи на здоровье.

– Как вы думаете, ребята: чем животное отличается от человека? Да, отдельные слова собаке знакомы. Она понимает различные команды. Но может ли собака рассказать о чем-нибудь? Могла ли Тяпа ответить на вопрос Феди? Нет, это может только человек. Только человек владеет речью.

Подумайте и скажите, что такое речь. (Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает.)

Что вы знаете о речи устной и письменной? Какой речью вы владеете? А для чего человеку нужна речь?

Да, вы правильно это понимаете. Значит, речь нужна человеку, чтобы общаться с другими людьми. И нужно учиться хорошо говорить и слушать, писать и читать. Всему этому учат в школе.

-Чтение схемы : Речь- устная, письменная.

Устная- слушаем и говорим.       Письменная- пишем и читаем.

-Составление устного рассказа «Как мы ходили в кино, театр, цирк…» (воспользуемся устной речью).

-Распознавание устной и письменной речи по тексту «Почтальон» Э.Успенского.

5.Физминутка.

6.Письмо.

-Умеешь ли ты писать письмо другу или подруге? (упр.4- устно).

Упр5 (письменно- списывание текста).

7.Самопроверка.

Восстановление текста- виды речи: речь бывает устная и письменная.

8.Чтение связного текста. «Невоспитанный мышонок».

-Кого называют невоспитанным?

-Как отличить воспитанного человека от невоспитанного?

1) Чтение текста учителем.

2) Анализ содержания текста.

-Почему мышонка называли невоспитанным?

-Как вели себя звери с Мышонком?

-Почему они стали вести себя по-другому?

-Что понял Мышонок?

9.Домашнее задание.

Упр.6 письменно.

Чтение текста «Невоспитанный Мышонок».

10.Итог урока:

--Что такое –речь? Зачем она нужна людям? Как мы должны общаться друг с другом?

-Какой бывает речь? Что значит - письменная, устная речь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буквы о - ё". 1 класс УМК "Гармония"

Цель урока: -познакомить детей с буквой  ё и её « работой»- обозначать звук –о- и указывать на мягкость стоящего впереди согласного;учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с букв...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА " 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Правописание ЧА-ЩА " 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какие бывают растения", 2 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся о разнообразие растений (дерево, кустарник, трава); классификация их по группам; воспитание бережного отношения к живой природе.Планируемые результат...