Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру, 3 класс
ТЕМА: КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Цели: познакомить учащихся с отраслями промышленности; учить различать продукцию каждой отрасли.
Планируемые результаты:
Предметные: характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; выявлять взаимосвязь отраслей производства; соотносить продукцию и отрасли промышленности, характеризовать труд работников отраслей промышленности.
Метапредметные:
Регулятивные – понимать учебную задачу и стремиться выполнить её; осуществлять самоконтроль и оценку своих действий;
Познавательные – ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; работать с терминологическим со словариком;
Коммуникативные – работать в группе; работать со взрослыми: выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.
Личностные – формирование понимания значения отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.
Учебное оборудование: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова , 6 пакетов по количеству групп. В пакетах разнообразные предметы быта 6 штук: ложка, вилка из металла и пластмассы, продукт питания, мыло, расчёска, фломастеры, счётная машинка, телефон (детская игрушка, мяч резиновый и т. д), картинки: платье, печенье, велосипед, резиновая обувь, телевизор, акварельные краски.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
1.Фронтальный опрос
– Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)
- Что относится к 3 китам экономики? (капитал, природные богатства, труд)
2. Игра «Верно ли утверждение?» (работа с сигнальными карточками)
–Главная задача экономики - это улучшение благосостояния, удовлетворение потребности людей; (да)
– К природным богатствам относится: фабрики и заводы; (нет), а что относится к природным богатствам? (вода, воздух, полезные ископаемые, растения, животные…)
– Капитал это всё, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг, всё, что приносит прибыль) (да)
– Труд необходим, для того чтобы добывать природные богатства, создавать капитал, для производства товаров и услуг (да)
- Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики (да)
- Растениеводство занимается разведением крупного рогатого скота (нет), а чем? (разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…)
- Животноводство занимается выращиванием культурных растений (нет), а чем? (разведением животных)
III. Проверка домашнего задания
- Начните выполнение работы. Работа с тестом «Животноводство»
1. Что даёт животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лён, кормовые травы;
2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …
а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;
3. Домашние птицы – это …
а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси, утки;
4. Пчёл разводят на …
а) ферме; б) пасеке; в) птицефабрике;
5. Для корма домашних животных заготавливают …
а) зерно, кормовые травы;
б) арбузы, дыни, тыквы;
в) василёк, одуванчик,
- К какой отрасли экономики относятся животноводство и растениеводство? (Сельское хозяйство)
IV. Сообщение темы и целей урока
Отгадайте загадки:
- Летом папа наш привез В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой Дома летом и зимой.
Бережет продукты, Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (ботинки)
Полотно, а не дорожка, Конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползет, Весь обоз один везет. (поезд)
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)
- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это товары)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ.
- Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались «Где и когда была сделана эта парта или стул?».(Ответы детей).
- Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов? (Ответы детей).
Обобщение ответов учителем.
-Правильно. Они были произведены на заводах и предприятиях.
- По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия.
-А какие промышленные предприятия есть в нашем городе?
- В больших городах есть другие промышленные предприятия.
- А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью.
- Так о чём пойдёт речь на нашем уроке?
– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность?
- Какие задачи поставим?
V. Знакомство с новым материалом
- Что такое промышленность?
-Промышленность, промышлять, промысел. Как вы думаете, эти слова близкие по значению или нет.
- Промышлять означает искать, находить что –то.
- Можно сказать, одним словом добывать.
- А что может добывать промышленность?
- Полезные ископаемые.
- А из полезных ископаемых что делают?
-Из них делают товары.
-Какие товары?
-Допустим, вы добыли нефть. Вы сразу из неё сделаете товар.
- Вот какое определение промышленности в словарь Ожегова Сергея Ивановича.
Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.
Недра - то, что находится под земной поверхностью. По – другому добыча полезных ископаемых.
- Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…)
- Давайте сейчас разберёмся, что это, и в процессе вы ответите мне на несколько интересующих меня вопросов.
Мыло
- Как вы думаете, где производят мыло? (фабрика)
Хлеб
- Где готовят хлеб? (хлебозавод)
Тетрадь
Из чего сделана тетрадь? (дерево – деревоперерабатывающий завод – бумажный комбинат)
Ручка
- Из каких материалов она сделана? (металл, пластмасса), значит для изготовлении одного предмета, нужно несколько промышленных предприятий…
Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность.
- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном.
Я приглашаю вас на экскурсию по разным отраслям помышленности…
Показ слайдов презентации.
VI. Физминутка
VII. Объяснение нового материала:
Все названия отраслей зашифрованы, вывешиваются на доску.
- Добывающая промышленность
- Откройте тетрадь и запишите название….
– Что делают люди, работающие в этой отрасли? (добывают полезные ископаемые)
- Назовите твёрдое горючее полезное ископаемое? (каменный уголь)
- Где его добывают? (в шахтах)
- Отгадайте загадку.
Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета. Отгадайте: что же это? (Нефть.)
- При помощи чего добывают нефть? (буровых установок)
- Какие полезные ископаемые добывают в карьерах в нашей местности? (песок, глина)
- Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник)
- Наша планета богата полезными ископаемыми, но как бы она не была богата природными ресурсами, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях
- Электроэнергетика
– У кого из вас в доме нет электричества?(есть у всех)
-Для чего оно нужно? (работают электрические приборы)
-Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать.
- Чтобы у нас с вами было в доме электричество, существуют электростанции.
– Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы, подчёркивают карандашом)
- Как называется машина, вырабатывающая электричество? .
- О каких видах электростанций вы узнали?
- Найдите в тексте информацию об (ГЭС, ТЭС, АЭС)
Как называют людей, которые работают с электричеством? (электрик, энергетик)
3. Металлургия
- Что могут производить металлурги? (металлы)
Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла.
Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы.
Учитель показывает градусник.
- Где здесь металл?
Это ртуть.. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение.
- В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик - железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода.
Чистого железа в природе не существует, т.к. оно всегда с примесями. Такие соединения называют железной рудой. Руду выплавляют в доменных цехах металлургических заводов. Здесь же получают чугун. Это достаточно хрупкий металл. Поэтому чугун варят в доменных печах с некоторыми добавками и получают из него сталь. (показать)
А вот золото, серебро, платина находятся в земле сами по себе. Из них люди делают ювелирные изделия, т.к. они не теряют свой блеск, и поэтому их называют “благородными” металлами.
С этими и ещё со многими другими металлами работают металлурги.
4. Машиностроение
- Как вы думаете, чем занимается машиностроение?
- Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины.
- Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины. Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управляет ею.
Ещё один отличительный признак машин в том, что они имеют три основные части: рабочий орган, двигатель и механизм, передающий движение от двигателя к рабочему органу. Например, у экскаватора – ковш, у бритвы – ножи, у снегоуборочной машины – лопасти.
Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию.
- А какие машины есть у вас дома?
5. Химическая промышленность
– Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 62
– Какие вещества химической промышленности вам известны?
– Химическая промышленность дает нам разные минеральные удобрения.
- Какие вещества химической промышленности у вас есть дома?
Раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений и животных. Сейчас одежду красят искусственными красителями. Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, искусственные волокна, краски, но и разные минеральные удобрения, которые используют ваши мамы и бабушки на дачах для хорошего роста растений.
Профессии: химики , технологи
6. Легкая промышленность
– Что выпускает легкая промышленность?
– Приведите примеры продукции легкой промышленности.
– Какие виды тканей вам известны?
– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)
– Ткани животного происхождения (Шерсть, шелк)
– Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ)
Профессии: швея, закройщик, модельер…
7. Пищевая промышленность– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? (консервные заводы, хлебозаводы, кондитерские фабрики…)
- Посмотрите на фотографию на экране. Почему мы так одеты?
- Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности?
- Какие правила соблюдают работники этой отрасли?
- Не случайно нас так одели. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани сразу видна грязь), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным.
- Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? (кондитеры, технологи, упаковщики…)
- Существуют ещё и другие отрасли промышленности: медицинская промышленность, полиграфическая промышленность, микробиологическая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, топливная промышленность
- Связаны ли между собой различные отрасли промышленности?
- Вам нравится этот автобус?
- Автобус производится какой промышленностью (машиностроение)
- А теперь давайте подумаем, из чего сделан автобус, т. е. какие материалы нужны для его производства? (металл, резина, краска)
- Производством металла занимается…(металлургия)
- Производством резины и краски…(химическая)
- Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.
VIII. Закрепление изученного материла
Работа по группам «Деловая игра» (выбрать предметы для своей промышленности и назвать, с какой отраслью промышленности вы будете сотрудничать, чтобы производить эти товары.)
. Игра «Доскажи словечко» :
- Пальто и шляпы выпускает…
- металлические батареи выпускает…
- пряники производит…
- электричество подает в дом благодаря …
- шампунь для волос выпускает…
- комбайны, танки выпускает…-О каких отраслях промышленности вы узнали?
- Почему добывающая промышленность стоит первой?
- Что вырабатывает электроэнергетика? О каких видах электростанций вы узнали?
- Чем обеспечивает металлургия?
-Что производит машиностроение?
-Какая промышленность изготавливает компьютеры, телевизоры, видеокамеры?
- Какая промышленность производит множество веществ?
-Кто нас обувает и одевает, изготавливает ткани?
Чем занимается пищевая промышленность?
Рассмотрите фотографии на страницах учебника 60, 61, 62. Назовите отрасли промышленности.
– Какие отрасли промышленности есть в нашем городе? Что они выпускают?
– Работают ли ваши родители на таких предприятиях?
– Какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления: а) автобуса; б) тетради; в) мороженого?
Рефлексия
-Какие учебные задачи мы ставили на уроке?
- Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.
- А теперь продолжите мою фразу:
- Урок интересный, потому что …
- Я могу похвалить себя …
- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …
- Мне было трудно, потому что …
10. Домашнее задание: с 63.
- Придумайте и нарисуйте для каждой отрасли промышленности условный знак, который мог бы стать символом этой отрасли . Как вы будете выполнять работу?
Тест «Животноводство»
1. Что даёт животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лён, кормовые травы;
2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …
а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;
3. Домашние птицы – это …
а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси, утки;
4. Пчёл разводят на …
а) ферме;
б) пасеке;
в) птицефабрике;
5. Для корма домашних животных заготавливают …
а) зерно, кормовые травы;
б) арбузы, дыни, тыквы;
в) василёк, подснежник
Электростанция
Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные:
маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.
У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о э л е к т р о с т а н ц и е й (ГЭС).
На т е п л о в о й э л е к т р о с т а н ц и и (ТЭС) турбину вращает пар.
Гидроэлектростанции строят на больших , полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.
Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.
Для а то м н о й с т а н ц и и (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.
По книге «Что такое? Кто такой?»
1. Разгадывание кроссворда.
По горизонтали
1.Место, где летом ставят домики пчел
4.Врач для животных
5. Пчелиный домик
6. Смесь из разных кормов для животных
8.Место, где содержат домашних животных
10. Помещение, где появляются на свет птенцы
По вертикали
1.Место выпаса домашних животных
2. Место содержания домашних рыб
3. Домашнее насекомое
7.Отапливаемое помещение для пчел
9. Домашняя рыба
1 | |||||||||||||
2 | 3 | ||||||||||||
4 | |||||||||||||
6 | 7 | 5 | |||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||
10 | |||||||||||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА) ТЕМА: «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ЗадачиОбразовательные задачи:1) Обобщить знания учащихся о растениях.2) Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.3) Познакомить учащихся со своеобразием нескольких ра...
Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс
Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...
1 класс Конспект урока по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"
1 класс. Предмет "Окружающий мир"...
План-конспект урока по Окружающему миру "Почему Луна бывает разной?" (1 класс)
Открытый урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной"...
конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"
Конспект урока по окржующему миру. 2 класс. Тема: "Какие бывают водоемы. Что такое болото?"...
Конспект урока по окружающему миру "Почему Луна бывает разной?"
Цели деятельности учителя: формирование представления о Луне как о спутнике Земли; знакомство с причинами изменения внешнего вида Луны. Планируемые результатыПредметные: Знать: -причины изме...