Открытый урок по теме: "Множественное число имен существительных 1 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Коблова Анна Михайловна

Урок русского языка по развивающей системе Л. Занкова 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnozhestvennoe_chislo_imen_sushchestv-1_skl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 города Шатуры

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект открытого урока

по русскому языку по теме:

 «  Множественное число имён существительных первого склонения».

Подготовила учитель начальных классов:

Коблова Анна Михайловна

Г. Шатура, 2013г.

Тема: «  Множественное число имён существительных первого склонения».

Цель: познакомить со склонением имён  существительных первого склонения во множественном числе; умением правильно употреблять их в речи.

Задачи: развивать умение анализировать слова;

               развивать орфографическую зоркость;

               развивать логику, память внимание, работоспособность, речь;

               обогащать словарный запас учащихся;

               воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи;

               воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки с буквами, карточки с падежами(у детей).

Технологии: развивающее обучение, коллективный способ обучения, информационно-коммуникативные.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся  к уроку.

  1. Чистописание.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

На доске прикреплены карточки с буквами :

 А Я О Э Ю У Ё Е И Ы

- Что это?

- Какого ряда эти буквы?  Эти буквы можно разбить на группы? Разделите на две группы.

Ответы детей.

- Сегодня на минутке чистописания напишите заглавные буквы гласного ряда.

- У всех букв гласного ряда есть заглавные буквы? У какой буквы нет? Почему?

- Какая интересная буква, если мы не можем поставить ее вначале слова, то придумайте слова, чтобы звук Ы слышался в середине.

На интерактивной доске появляются слова: магазин, птица, конфета, картина.

- Посмотрите на доску.  Скажите, что общего у всех этих слов? (форма ед.ч.)

- А давайте теперь изменим эти слова и поставим в конце этих существительных звук Ы.  Какой вывод можно сделать? (слова стоят во мн.ч)

- Найдите лишнее слово.

- Докажите, почему оно лишнее.

Правильно «магазин», т.к. это существительное 2 склонения, мы его уберем.  Добавим другие слова: сорока, библиотека. Поставьте эти существительные во множественное число. Какие окончания  существительные имеют во множественном числе? (окончания –ы, -и)

-Как вы думаете: «Какова тема нашего урока?

Открывается на доске тема урока.

«  Множественное число существительных первого склонения».

- Запишите в тетрадь эти слова во множественном числе и выделите окончания.

  1.   Работа по теме урока.  

- Составьте предложение из слов, которые вы записали.

Ответы детей.

-Молодцы! Очень хорошие предложения вы составили. А сейчас посмотрите на доску.

На доске записано : ранней, птицы, весной, прилетают, нам, к, перелетные.

-Составьте предложение из слов, которые записаны на доске. Запишите предложение, которое вы составили в тетрадь. Разберите предложение по частям  речи и по членам предложения.

Прил.             сущ               мест                глаг                  прил                      сущ

Ранней весной к нам прилетают перелетные птицы.

Дети разбирают предложение. Один ученик  работает у доски. Проверка.

-Найдите в предложение слово: вот его характеристика это- сущ., нариц., одуш., отвечает на вопрос КТО? Правильно - это слово птицы.

- Ребята, а что я не сказала еще про слово птицы?

- Правильно, я не сказала в каком числе употреблено существительное, и в каком падеже? Кто мне ответит на этот вопрос?

- Правильно, а какие падежи мы еще знаем? Назовите их.

-Просклоняйте это слово письменно в тетради. Выделите окончания.

- Какой вывод можно сделать ?

Дети делают вывод о склонении существительных во множественном числе.

Откройте учебник на стр.46. Прочитайте правило в рамочке. Посмотрите на таблицу: «окончания сущ. 1 скл. во мн.ч. Обратим особое внимание на Р. п

Физкультминутка

  1. Закрепление. Работа в парах.

У детей на столе разложены конверты. В конвертах разрезанные пары словосочетаний:

хожу    /   по тропинкам

  прочитал     /    сказки

поставил   /  на коробки                          

кормил      /     синиц

играл  /  с девочками                            

лагерь      /     в соснах

разговаривал   /  о  книгах                      

принес     /      ягоды

оклеил    /     стены

- Ребята, возьмите конверты и достаньте оттуда содержимое. Сейчас мы будем работать в парах. Ваша задача составить словосочетания.

Один ученик выполняет у доски это задание.

- Давайте проверим. Приготовьте карточки с падежами.

( Дети читают , проверяют и определяют падежи имени существительного) 

  1.  Самостоятельная работа

Откройте в учебнике стр. 47. Посмотрите упр. 360, прочитайте задание. (2 слова разберем вместе, а дальше вы работаете самостоятельно)

Проверим.

  1. Работа с деформированным текстом.

Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами?

Расставьте эти предложения так, чтобы получился текст. А что мы знаем о тексте?

Где ночуют зимой лесные птицы? Воробьи спят под крышей сарая, синицы залетели в густые кусты. А тетёрки и рябчики под снег спрятались. Вот на полянке появилась бойкая стайка птиц. Это были белые пуночки. Птицы распушили крылья и спрятали в них носы.

-Докажите, что это текст.

(Здесь говорится о том, где ночуют птицы; каждое следующее предложение является продолжением предыдущего. Все предложения связаны между собой по смыслу, его можно озаглавить.)

Озаглавьте. Назовите сущ. 1 скл. во мн.ч. выпишите их в тетрадь, выделите окончания. (птицы, синицы, тетерки, птиц, пуночки)

  1. Итоги урока

Итак, над какой же темой мы сегодня работали? («Множественное число сущ. первого склонения»). Молодцы, мы хорошо поработали на уроке, запишите домашнее задание.

  1. Домашнее задание

Стр. 46 правило выуч, упр. 361(по заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

Конспект урока : «Единственное и множественное число имен существительных».

Предмет: Русский языкКласс : 2Тема: «Единственное и множественное число имен существительных».Цели деятельности учителя:  дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определят...

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"

Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных" 3 класс Школа России...

Открытый урок “Единственное и множественные число имен существительных»

Цели деятельности учителя:     формирование умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь. Определять число имен существительных...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»

УМК Школа России Конспект урока русского языка, 3 класс,Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных»...