"Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

конспект урока  русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyk1.docx87.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 Тема: «Имя существительное»

Класс: 2

Раздел: «Части речи (морфология) »

Тема: «Имя    существительное. Введение понятия»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Цели урока:  

  1. познакомить учащихся с понятиями «Части речи», «Имя существительное», научить соотносить вопросы КТО? И ЧТО? и слово-название предмета,
  2. развивать речь учащихся, интерес к изучению русского языка,
  3. воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование: 

  1. компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
  2. иллюстрации с изображением предметов
  3. учебник
  4. капельки у учащихся

Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач

Способ контроля:

  1. фронтальный опрос
  2. устные ответы учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Минутка чистописания._

ь ь ь ь ь ь

речь   капель   часть   капелька

-Поставьте вопрос к словам.

-Что объединяет все эти слова?   /отвечают на вопрос ЧТО?, обозначают неживые предметы, т. е. неодушевленные, относятся к одной группе слов - предметы/

  1. Введение в тему.

- Как назвать одним словом все, что мы с вами сейчас говорили?  /речь/

-А что такое речь?  /ответы учащихся/

-Речь – это поток слов, который можно сравнить с рекой.     ( слайд №2)

-Из чего состоит река?   /из капель/

- Все слова, которые мы произносим, относятся к определенной группе-капле. Слова объединяют в группы по определенным критериям, а именно:

  1. Значение слова;
  2. Вопрос, на который отвечает слово;
  3. Роль слова в предложении.

-Каждая такая группа отвечает на свои вопросы, имеет свои значения. С  одной такой группой слов мы сегодня познакомимся на уроке.

-Посмотрите, одна такая капля попала к нам на экран. ( слайд №3)

  1. Работа над темой.

- Чтообозначают эти слова? Какова их роль в речи?    /они называют предметы, явления природы, состояния  человека/

-Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу и назвали существительными.  Карточка на доске

- Задайте вопрос к этим словам. (устно)

Что? дождь

Кто? девочка

Что? грусть

Что? цветок

Что? утро

-На основании ваших ответов мы можем сделать вывод о том, что  такое имя существительное. Имя существительное - часть речи, которая называет предмет, явление природы, состояние человека и отвечает на вопросы кто? или что?

  1. Работа с учебником (работа над умением узнавать имена сущ., задавать вопросы)

-Откройте учебники на с. 4, упр.2. ( слайд №4)  Прочитайте задание. Объясните  попущенные орфограммы.

(упражнение выполняется по заданию с последующей проверкой  (по щелчку).

-Запишите слова в 2 столбика:     Карточки на доске

                                       

    пчела        собака

корова

заяц

-Что вы записали? /имена существительные/

-Что они обозначают? /предмет/

-На какие вопросы отвечают эти имена существительные? /кто?/

-Составьте словосочетания со словами.  /собака лает, корова мычит,…/

  1. Физминутка.

- Если на экране появляется слово, которое является именем существительным, то вы приседаете. Если появляется слово другой части речи, то вы поднимаете руки вверх. ( слайд №5)

Облака

Пробежал

Дерево

Удивительные

По

Волшебник

Великолепно

Звезда

Сияющие

ах

  1. Работа с учебником (работа над умением узнавать имена сущ., задавать вопросы)

-Откройте учебники на с. 5, упр.5. ( слайд №6)  Прочитайте задание. Объясните  попущенные орфограммы.

(упражнение выполняется по заданию с последующей проверкой –

 по щелчку).

-Что вы записали? /имена существительные/

-Что они обозначают? /предмет/

-На какие вопросы отвечают эти имена существительные? /что?/

  1. Гимнастика для глаз.

- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №7); теперь за указкой (учитель ведет по экрану указкой по часовой стрелке, против часовой стрелки несколько раз).

- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №8); теперь за указкой

(учитель описывает на экране  указкой 2 восьмерки).

- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №9)- снежинка.

-Посмотрите на экран. ( слайд №10)-  Прочитайте. Это предложения?  /нет/

-Докажите.

-Составьте предложения со словами:

Белые, на, тарелки, столе, стояли.              По щелчку слова                                переставляются в предложения

новое, Катя, платье, надела.

-Подчеркните грамматическую основу.      На интерактивной доске

  1. Проблемный вопрос.

-Давайте вместе сформулируем определение имени существительного.

( слайд №11)

  1. Рефлексия. ( слайд №12)

-Какое явление природы вы видите на экране? /дождь/.

-Какие еще явления природы вы знаете?

-Из чего состоит дождь? /из капелек/.

-На капельках на ваших столах напишите любое имя существительное.

 - Назовите его, задав к нему вопрос. Прикрепите свою капельку на доску.

- Что обозначает твое существительное? /предмет…, явление природы…, состояние человека/.

-Вот и на нашей доске пошел дождь, дождь из имен существительных.

-А какой это дождь, радостный или грустный?

-Радостный, т.к. узнали много нового на уроке. А что нового узнали на уроке?

  1. Домашнее задание. ( слайд №13)

-Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.

-Спасибо за работу! ( слайд №14)                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....