Урок русского языка в 4 классе "Значимые части слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Повторение. Состав слова»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: совершенствовать знания обучающихся о частях слова,
развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный
запас обучающихся; развивать орфографическую зоркость,
познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.
Формируемые УУД:
п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
р. - постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Средства: учебник для 4 класса, рабочая тетрадь, презентация, учебные карточки
Ход урока:
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живёт.
То куда-то вдруг уйдёт,
то внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится!
Что же это? (Улыбка.)
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
- Надо просто улыбнуться.
-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.
2.Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Улы*ка - (подбери и запиши однокоренные слова) улыбочка улыбчивый улыбаться
Улыбка никому не вредит. (японская пословица) СЛАЙД 1
-Как вы понимаете данную пословицу?
Разберите предложение под цифрой 4.
3. Сообщение темы и целей урока.
-Как мы назвали записанные в первой строке слова?
(Эти слова, родственные.)
-Вспомните, что за слова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
-Как называется общая часть родственных слов?
Выделите в этих словах общую часть.
-А какие части слова вы знаете ещё?
-Ребята, а как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
(Закреплять знания о частях слова; продолжить учиться выделять части слова.)
-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!» Слайд №2
4. Работа по теме урока.
а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с
упражнения «Найди «лишнее» слово». Слайд №3
Поле, полька, полюшко, полевод.
(Полька - не однокоренное слово.)
-Что такое корень?
Корень слова – главная, Слайд №4
Значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (уч. стр.52 таблица)
Подбери однокоренные слова с корнями -лес-, -цвет-, -дом-. (3 человека на доске) Слайд № 5
Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет. Слайд №6
(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)
-Что такое приставка? Слайд №7
У Корня в недругах, представь – ка, Слайд №8
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним. (уч. стр. 52 таблица)
Составь слова при помощи следующих приставок. Взаимопроверка
Слайд №9
Носик, машинист, берёза, местечко. Слайд №10
(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)
-Что такое суффикс? Слайд №11
За Корнем Суффикс обогрел местечко, Слайд №12
Не словом угодил, а лишь словечком..
Река большая превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку. (уч. стр.52 таблица)
Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие при помощи суффиксов. Слайд №13 -14 (1 ученик на доске)
-А какой части слова мы ещё не сказали?
-Что такое окончание? Слайд №15 (уч. стр.52 таблица)
-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?
б) Спишите, обозначьте части слова. (коллективная работа)
Алгоритм разбора слова по составу Слайд №16
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
8. Подведение итогов.
- Какие части слова мы сегодня повторили?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Какие слова называются однокоренными?
9. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…
2. На уроке чувствовал себя….
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...
11. Домашнее задание. Повторить изученные орфограммы и словарные слова.
Спиши. В слове ЧЕСНОК выдели окончание.
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.
Спиши пары слов.
Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образованы:
бежал – забежал,
плыл – переплыл,
мыл – промыл,
колол – наколол.
Напиши одним словом название предмета, который «сам катит», «сам летает», «сам варит». Отметь в словах корни, подчеркни соединительную гласную.
сам + (о) + лёт =
сам + (о) + вар =
сам + (о) + кат =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова"
Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова", проведенного в 3 классе по УМК "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"
Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....
Урок русского языка по теме "Части слова"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Части слова" ( по программе Л.В.Занкова). Цели: на уроке ученики научатся распознавать части слова, получат возможность применять полученные знания в нестандар...
Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")
Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...
Презентация к уроку русского языка на тему: "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." 2 класс
...Данная презентация может быть использована на уроке русского языка во втором классе как проверочная работа по теме " Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." Работу можно выполнять как устно, так ...