Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Тема: «Удвоенные согласные»
Развивающие задачи:
- развитие теоретического мышления на основе конкретизации закона письма применительно к правописанию удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
- развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке;
- развитие коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Удвоенные согласные»
Учитель: Гармаева Тамара Будажаповна
Класс: 3 «б»
Развивающие задачи:
- развитие теоретического мышления на основе конкретизации закона письма применительно к правописанию удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
- развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке;
- развитие коммуникативных умений.
Учебная задачи:
- формирование умения правописания удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
- формирование умения различать удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.
Оборудование
- Мультимедийный проектор. Презентация урока.
- Опорные схемы “Удвоенные согласные в корне”, “Удвоенные согласные на стыке приставки и корня”.
Ход урока
Таблица (авторский вариант)
I. Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность). | |
Действия учителя | Действия учеников |
- Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь подарите им свои улыбки. - Начинаем урок. - Садитесь те ребята, у которых не возникло вопросов при выполнении домашнего задания. - Запишите число в рабочей тетради. | Если есть вопросы у учащихся, задают. |
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (цель: актуализировать представления о понятиях “приставка”, “корень”, “однокоренные слова”; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний). | |
- Над какой темой работаем? - Сегодня на уроке мы будем опираться на имеющиеся у вас знания. Задайте друг другу вопросы по теме “Части слова”. (На экране высвечивается текст). Слайд № 1, 2. - Проверим, знаете ли вы написание этих слов? Запишите слова под диктовку в тетради. - Какой общий признак объединяет записанные слова? - Что вам известно об удвоенных согласных? - Все записанные слова относятся к одной орфограмме удвоенная согласная в корне слова? - А если я скажу, что слово ссыпать здесь лишнее, вы согласитесь со мной? - Что вы думали про записанные слова? - А что оказалось? | Части слова. Фронтальная работа. Задают вопросы и отвечают на них. Примерные вопросы: - Что такое приставка? - Где стоит приставка и для чего служит? - Почему корень называют главной частью слова? - Какая еще часть слова образует новые слова? - В каком порядке выполняется разбор по составу? Учащиеся исправляют ошибку, допущенную Незнайкой в слове аккуратно. Индивидуальная работа. 1 ученик у доски записывает слова с последующей самопроверкой по эталону (слайд № 3). Дает самооценку работе. Ученики на местах обмениваются тетрадями для взаимопроверки по эталону и оценивают работу соседа смайликами. - Удвоенная согласная, долгий звук при произношении. - Знаем название орфограммы “Удвоенная согласная в корне”, опознавательный признак - долгий звук при произношении, написание слов нужно запоминать. Умеем название орфограммы обозначать схемой, объяснять написание устно и графически. - Да. - Действительно, слово ссыпать лишнее, потому что удвоенные согласные стоят не в корне. - Они относятся к одной орфограмме. - Оказалось, что удвоенные согласные могут быть не только в корне. |
III. Постановка проблемы (цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока). | |
- Смогли ли вы отличить разные орфограммы с удвоенными согласными? - Сформулируйте главный вопрос, на который мы должны найти ответ на уроке. Проблемный вопрос вывешивается на доску в виде карточки. - Всё ли вам известно, чтобы сразу попытаться дать ответ на этот вопрос? На доске вывешивается план работы по ознакомлению с орфограммой. План работы над орфограммой.
- Узнаем, как орфограмму в слове ссыпать называют лингвисты? Прочитайте в учебнике с. 108 - Так как называется орфограмма? Слайд № 3. - Что значит стык? | - Нет. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? - Нет. Мы знаем про орфограмму в слове ссыпать только опознавательный признак. -Нужно узнать: название орфограммы, можно ли проверить. Придумать схему к орфограмме, научиться объяснять устно и графически. - Соединение, вплотную. Две согласные встретились и объединились. |
IV. Наблюдения над условием написания (цель: подвести к формулированию правила написания удвоенных согласных на стыке приставки и корня). | |
- Предлагаю провести 1 мини-исследование над словами. Учебник с. 108. упр. 158. Прочитайте задание к упражнению. Выделите цель нашего исследования. - Прочитайте, что нужно сделать для ответа на этот вопрос? - Проговорите ответ на вопрос тихо себя, а затем соседу, обсудите ответ в паре. - Можно ли проверить написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня? Подтвердите ответ на примере слова ссыпать | - Цель: найти ответ на вопрос, почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква. - Записать слова. Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенные согласные. Индивидуальная работа в тетрадях. Работа в паре. Фронтальная работа. Проверка. Самооценка. - Можно. Нужно сделать разбор по составу. - В слове ссыпать удвоенные согласные на стыке корня сып- и приставки с- |
Физминутка. Слайды № 4, 5, 6. | |
V. Проектирование и фиксация н нового знания (цель: формировать умение образовывать новые слова). | |
- Сядьте те ребята, кто знает условие возникновения удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Какие же это условия? - Предлагаю потренироваться в написании слов на изучаемую орфограмму. Учебник с. 108 , Упр.159. - Прочитайте задание к упражнению. Расскажите план вашей работы над упражнением. - Что значит графически? Какие обозначения должны показывать? Смотрите в образец. -Чему учились, выполняя это задание? - Всегда ли на стыке СС? 2 мини-исследование. - При присоединении каких приставок к словам, возникает орфограмма “Удвоенные согласные на стыке”? Слайд № 7. Слайд № 8 - Образуйте устно слова с приставками 1 столбика. - Сделайте вывод, удвоенные согласные на стыке приставки и корня это результат образования чего? - Какой пункт плана работы над орфограммой остался невыполненным? | - Когда при произношении согласный произносится долго. Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове. 1. Списать слова. 2. Объяснить устно и графически написание удвоенных согласных - Выделить корень, приставку, подчеркнуть удвоенные согласные. Работа одновременно в тетрадях и у доски с комментированием (доказательством). - Объяснять орфограмму устно и графически. Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в паре. Запись в тетрадях: в о без про под вы Проверка, самооценка смайликом. Образуют слова. - Результат образования нового слова. - 4 пункт - запись названия орфограммы схемой. Учащиеся предлагают варианты. После обсуждения выбирается самый удачный способ обозначения данной орфограммы – |
VI. Упражнение в правописании слов с удвоенной согласной (цель: развивать умение различать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня). | |
- На все пункты плана работы с орфограммой нашли ответы? - Сравните две орфограммы. Слайд № 9. - На какой главный вопрос пытались найти ответ на урока? - Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм “Определи орфограмму”. Слайд № 10. - Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Учебник с. 108 , упр. 160. | - Да. Фронтальная работа. Высказывания учащихся. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? Фронтальная работа. Индивидуальная работа. 2 ученика работают у доски: один выписывает слова с удвоенными в корне, второй – с удвоенными на стыке. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). | |
- Проверьте, как выполнили задание ребята у доски. Согласны ли вы? | Высказывания учащихся. Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов). |
VIII. Итог урока. | |
- Сравните слова в парах. Слайд № 11. | Высказывания учащихся. |
Домашнее задание. Слайд № 12. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....