Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного метода. Урок содержит 9 этапов. На уроке учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. В конце урока делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс. Конспект и презентация. | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна
МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка.
Тема: Обучающее изложение «Первая газета»
Тип урока: урок развития речи
Цель:
развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии (слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях, окончаниях имён существительных) и пунктуации.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | 1 3 Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учёбе. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙI. Актуализация знаний. (Подготовка к написанию изложения) | 1 2 3 4 – Откройте тетрадь. Запишите дату. – Напишите «Обучающее изложение». - Сегодня мы с вами будем писать изложение. Значит у нас сегодня урок развития …. речи. - Ребята, а что значит писать изложение? (Подробно, письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык) - А что необходимо ученику, чтобы написать изложение успешно? А что значит «успешно»? (Быть на уроке активным, внимательным) - Что нам всегда помогает в успешном написании изложения? (Подготовительная работа) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Выявление места и причины затруднения. IV. Построение проекта выхода из затруднения. | 3 3 2 - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Научиться писать изложение, письменно пересказывать текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии) – И чтобы трудностей в написании изложения не было, давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. План урока: 1. Слушание текста. 2. Чтение и работа над содержанием текста. а) Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части), запись ключевых слов каждой части. б) Пересказ текста. 3. Орфографическая и пунктуационная подготовка. 4. Чтение текста вслух. 5. Запись текста. 6. Самопроверка. – Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план) - Итак, будем работать по этому плану, и тогда никто не будет испытывать никаких затруднений. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Реализация построенного проекта. (Развитие умений) |
Подготовка к написанию изложения. Слайд 2. - Ребята, чей портрет вы видите на слайде? - Чем замечателен этот человек? (Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, создал Российский флот, основал и построил город с удобным выходом на Балтику, приглашал известных специалистов-европейцев для достижения Россией евр. уровня. Не проиграл ни одного сражения в войнах.) - Верно Петр I очень много сделал для России . То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. С. Пушкин так писал о Петре 1 в своих стихах. Но память об этом человеке увековечена не только в стихах. Слайд 3. 7 - Ребята, а на этом слайде вы видите памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автор Зураб Церетели. Воздвигнут в 1997 году. Примечателен он тем, что общая высота его – 98 метров. Слайд 4. Ещё хотелось бы добавить, что в повседневной жизни нас окружают вещи, начало которым было положено в эпоху Петра 1. Например, газета. Сейчас газета это обычное явление, а когда-то появление свежего номера было огромным событием. 13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости». 1 2 4 1 2 - Давайте мы с вами прочитаем, как это было. 1. Работа с текстом упр. 198. а) Слушание текста (учебники закрыты, читает учитель). Вопросы после чтения: - Что нового узнали о Петре из этого текста? ( при Петре I была создана первая газета) - Для чего нужна в то время газета? (чтобы узнать новости о торговле, о науке) Слайд 5. - Какова тема текста? (газета) - К какому жанру относится этот текст? (Рассказ) - К какому типу текста относится этот рассказ? (Это текст-повествование, события в тексте излагаются последовательно) - В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось? - Чего нет у этого рассказа? (названия) Слайд 6. - Подберите подходящее название из представленных здесь. - Почему именно это название? (Более точно выражена тема) - Проследим ещё раз за его событиями. 2. Чтение и работа над содержанием (работа в режиме «медленного чтения»). 6 4 Работа с учебником. Учащиеся читают текст самостоятельно(можно по предложениям), задают вопросы по ходу чтения, учитель комментирует необходимые места, задаёт уточняющие вопросы. - Ребята, совпадает ли название, которое мы с вами дали, с названием, данным автором? - Давайте запишем название в тетради. Слайд 7. - А кто автор этого текста? - Знаком ли он вам? (Знаком по рассказу «Золотой рубль») 1 3 2 5 - А сейчас мы будем учиться работать с информацией, учиться отбирать только самое важное. -Читаем текст по частям и составляем план. 3. Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части), запись ключевых слов каждой части. – Сколько частей в тексте? (5) – Читаем 1-ю часть, подчёркиваем ключевые слова, думаем над заглавием. Слайд 8. 3 В результате этой работы на доске появляется запись: План: 1. Мечта Петра I. (мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости) 2. Отбор материалов для газеты. (исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым) 3. Новости из разных мест. ( на Урале, пушки, в Казани, нефть и руда, индийский царь, слон в Москве, 386 младенцев.) 4. «Вот сколько новостей!» (надо рассказать) 5. «Ведомости». (напечатал, получилась, шрифт, поля, бумага, доволен) | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 2 3 4 1 Пересказ текста по цепочке с опорой на план и ключевые слова. | |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | 5 Орфографическая и пунктуационная подготовка. Словарно-орфографическая работа со словом газета. Затем ученики находят изученные орфограммы в словах, отмечают их карандашом, зачитывают вслух, объясняют правописание. 1) Буква безударного гласного в корне, проверяемая (не проверяемая) ударением. 2) Большая буква в именах собственных. 3) Буква безударного гласного в падежных окончаниях имён существительных. Пунктуационное оформление: 1) Знаки препинания в предложении с однородными членами. 2) Знаки препинания в предложении с прямой речью. | |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. | 1. Чтение текста вслух учителем. 2. Запись текста. 3. Самопроверка. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 4 4 Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Оцените, достигли ли вы цели урока? | |
Домашнее задание. | Подготовиться к словарному диктанту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"
Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...
Развитие речи. Обучающее изложение "Друг" 4 класс
Презентация к уроку по развитию речи. Подготовительная работа для написания изложения "Друг" 4 класс....
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока развития речи для обучающихся с ЗПР. 3 класс
Обучающее изложение для детей с ЗПР....
Презентация к уроку развития речи "Обучающее изложение. "Что я люблю"
Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе "Школа 2100" по теме "Обучающее изложение. "Что я люблю"....
Презентация к уроку развития речи.Обучающее изложение по готовому плану
Презентация предназначена для обучения учащихся 2 класса написанию изложения. УМК "Школа России", Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Используется в конце изучения темы "Буквосоче...
Методические разработки по развитию речи обучающихся
Данная методическая разработка представляет модуль по развитию речи....