Методическая разработка урока развития речи. Обучающее изложение «Первая газета». 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шугайлова Светлана Владимировна

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. В конспекте указаны формируемые универсальные учебные действия. Урок составлен в соответствии с ФГОС на основе системно - деятельностного метода. Урок содержит 9 этапов. На уроке учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. В конце урока делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Учитель: Шугайлова Светлана Владимровна

МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой  г. Липецка.

Тема: Обучающее изложение «Первая газета»

Тип урока: урок развития речи

Цель:

развитие умений устной и письменной речи – пересказывать (в том числе в письменной форме) текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии (слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корнях, окончаниях имён существительных) и пунктуации.

Формируемые УУД:

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1  3

Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в учёбе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙI. Актуализация знаний. (Подготовка к написанию изложения)

1  2  3  4

– Откройте тетрадь. Запишите дату.

– Напишите «Обучающее изложение».

- Сегодня мы с вами будем писать  изложение. Значит у нас сегодня урок развития …. речи.

- Ребята, а что значит писать изложение? (Подробно, письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык)

- А что необходимо ученику, чтобы написать изложение успешно? А что значит «успешно»? (Быть на уроке активным, внимательным)

- Что  нам всегда помогает в успешном написании изложения? (Подготовительная работа)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Выявление места и причины затруднения.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

  3   3  2

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Научиться писать изложение, письменно пересказывать текст, оформлять его в соответствии с изученными правилами орфографии)

– И чтобы трудностей в написании изложения не было, давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.

План урока:

1. Слушание текста.

2. Чтение и работа над содержанием текста.

   а) Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части), запись ключевых слов каждой части.

   б) Пересказ текста.

3. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

4. Чтение текста вслух.

5. Запись текста.

6. Самопроверка.

– Что мы сейчас с вами делали? (Составляли план)

- Итак, будем работать по этому плану, и тогда никто не будет испытывать никаких затруднений.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Реализация построенного проекта.

(Развитие умений)

  1. 4   6   1  3  1   7

 Подготовка к написанию изложения.

Слайд 2.

- Ребята, чей портрет  вы видите на слайде?

- Чем замечателен этот человек? (Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, создал Российский флот, основал и построил город с удобным выходом на Балтику, приглашал известных специалистов-европейцев для достижения Россией евр. уровня. Не проиграл ни одного сражения в войнах.)

- Верно Петр I очень много сделал для России .

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

 А. С. Пушкин так писал о Петре 1 в своих стихах. Но память  об этом человеке увековечена не только в стихах.

Слайд 3. 7

- Ребята, а на этом слайде вы видите памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автор Зураб Церетели. Воздвигнут в 1997 году. Примечателен он тем, что общая высота его – 98 метров.

Слайд 4.

Ещё хотелось бы добавить, что в повседневной жизни нас окружают вещи, начало которым было положено в эпоху Петра 1. Например, газета. Сейчас газета это обычное явление, а когда-то появление свежего номера было огромным событием.

13 января российские журналисты отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».

1  2  4  1  2

- Давайте мы с вами прочитаем, как это было.

1. Работа с текстом упр. 198.

  а) Слушание текста (учебники закрыты, читает учитель).

   Вопросы после чтения:

- Что нового узнали о Петре из этого текста?

( при Петре I была создана первая газета)

- Для чего нужна в то время газета?

(чтобы узнать новости о торговле, о науке)

Слайд 5.

- Какова тема текста? (газета)

- К какому жанру относится этот текст? (Рассказ)

-  К какому типу текста относится этот рассказ?

(Это текст-повествование, события в тексте излагаются последовательно)

- В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось?

- Чего нет у этого рассказа?

(названия)

Слайд 6.

- Подберите подходящее название из представленных здесь.

- Почему именно это название?

(Более точно выражена тема)

- Проследим ещё раз за его событиями.

2. Чтение и работа над содержанием (работа в режиме «медленного чтения»).

6  4

Работа с учебником. 

Учащиеся читают текст самостоятельно(можно по предложениям), задают вопросы по ходу чтения, учитель комментирует необходимые места, задаёт уточняющие вопросы.

- Ребята, совпадает ли название, которое мы с вами дали, с названием, данным автором?

 - Давайте запишем название в тетради.

 Слайд 7.

- А кто автор этого текста?

- Знаком ли он вам?

(Знаком по рассказу  «Золотой рубль»)

1  3  2  5

- А сейчас мы будем учиться работать с информацией, учиться отбирать только самое важное.

 -Читаем текст по частям и составляем план.

 3. Чтение по абзацам. Озаглавливание каждого абзаца (части), запись ключевых слов каждой части.

– Сколько частей в тексте? (5)

– Читаем 1-ю часть, подчёркиваем ключевые слова, думаем над заглавием.

Слайд 8. 3  

В результате этой работы на доске появляется запись:

План: 

1. Мечта Петра I.

     (мечтал, издавать, о пользе, для науки, для торговли, горожане, новости)

2. Отбор материалов для газеты.

    (исчез, отбирал с Фёдором Поликарповым)

3. Новости из разных мест.

    ( на Урале, пушки,

    в Казани, нефть и руда,

    индийский царь, слон

    в Москве, 386 младенцев.)

4. «Вот сколько новостей!»

    (надо рассказать)

5. «Ведомости».

   (напечатал, получилась, шрифт, поля, бумага, доволен)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

2  3  4  1

Пересказ  текста по цепочке с опорой на план и ключевые слова.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

 5

Орфографическая и пунктуационная подготовка.

Словарно-орфографическая работа со словом газета.

Затем ученики находят изученные орфограммы в словах, отмечают их карандашом, зачитывают вслух, объясняют правописание.

1) Буква безударного гласного в корне, проверяемая (не проверяемая) ударением.

2) Большая буква в именах собственных.

3) Буква безударного гласного в падежных окончаниях имён существительных.

Пунктуационное оформление:

1) Знаки препинания в предложении с однородными членами.

2) Знаки препинания в предложении с прямой речью.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Чтение текста вслух учителем.

2. Запись текста.

3. Самопроверка.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

4  4

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Оцените, достигли ли вы цели урока?

 Домашнее задание.

Подготовиться к словарному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Развитие речи. Обучающее изложение "Друг" 4 класс

Презентация к уроку по развитию речи. Подготовительная работа для написания изложения "Друг" 4 класс....

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)

Урок обучающего  изложения  по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...

Презентация к уроку развития речи "Обучающее изложение. "Что я люблю"

Презентация к уроку по развитию речи в 4 классе  "Школа 2100"  по теме "Обучающее изложение. "Что я люблю"....

Презентация к уроку развития речи.Обучающее изложение по готовому плану

Презентация предназначена для обучения учащихся 2 класса написанию изложения. УМК "Школа России", Русский язык Канакина В.П., Горецкий В.Г. Используется в конце изучения темы "Буквосоче...

Методические разработки по развитию речи обучающихся

Данная методическая разработка представляет модуль  по развитию речи....