конспект урока
план-конспект урока по русскому языку по теме

 Субботина Татьяна Сергеевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ

Оформление доски.

В качестве эпиграфа записаны слова Анатоля Франца: “Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества”.

1-я часть урока.

Учитель: Известно, что любое состояние человека, действие, предмет или признак можно обозначить словом. Все слова языка образуют словарный запас. А живут эти слова в словарях. Мир словарей велик. Сегодня мы поработаем только с некоторыми из них. А сейчас мы должны выбрать слово – самое достойное слово, на котором “мир стоит”, которое “сверкает ярче солнца”, “ в огне не горит, в воде не тонет”, “суда не боится”, “ с ложью не дружит”, “ всегда живет с хорошими людьми”. Что это за слово? Да, это слово правда. Уважаемые словари, сейчас каждый из вас должен рассказать все, что он знает о слове правда.

Заранее подготовленные ученики выступают от имени словарей.

Толковый словарь. Правда – слово многозначное. Каковы его основные значения?

  1. То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит)
  2. То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду)
  3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти)
  4. В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда)
  5. В значении вводного слова: “действительно, в самом деле”
  6. В значении наречия: “верно, справедливо, в самом деле”
  7. В значении уступительного союза хотя

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц со словом правда. Давайте вспомним некоторые из них (дети называют пословицы, словарь им помогает):

Без правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Доброе дело – правду говорить смело. Кто правдой живет, тот добро наживет. Правда, что шило: в мешке не утаишь. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.

Учитель. Русская пословица гласит: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты”. О друзьях слова правда нам расскажет Словарь синонимов.

Словарь синонимов. Синонимом слова правда является слово истина. Но синонимы являются синонимами до тех пор, пока они находятся в словаре. “ В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором

Было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь” То же самое можно сказать о словахправда и истина. Вот что писал об этом М.И.Пришвин: “Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте. К истине человек движется. Правды надо держаться. Истину надо искать”

Учитель: Бывает, что и враг дает нам полезные советы. С врагами, противниками слова правда познакомит нас Словарь антонимов.

Словарь антонимов: Антонимы – это слова с противоположенными значениями. Правда – ложь, правда – обман, правда – вранье, правда – кривда.

Учитель: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Поэтому многие писатели используют антонимы для создания контраста:

У кривды тысяча дорог,
У правды лишь одна.
Она порой полна тревог
И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие пословицы: Лучше горькая правда, чем утешительная ложь, Маленькая правда победит большую неправду, Правда с обманом рука об руку ходят.

Учитель: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.

Словообразовательный словарь: Слово правда непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания , но родственников оно имеет великое множество, около 40 слов: правдивый, правдиво, неправдиво, вправду, правдолюб, правдоискательство, неправдоподобный, взаправду и др.

Учитель: Чтобы узнать о слове все, нужно обратиться к его происхождению: где и когда появилось слово, из каких частей и каким способом образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменилось его значение сейчас. Ответить на этот вопрос сможет Этимологический словарь.

Этимологический словарь: Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальное значение (этимос – истина). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд- . Слово правый, в свою очередь , образовано с помощью суффикса – в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра. Первичное значение этого слова было “такой, какой должен быть”. Получается, что в далеком прошлом слово правда состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправит.

Учитель: Давайте вспомним фразеологические обороты со словом правда.

(Служить верой и правдой; по правде говоря; смотреть правде в глаза; что правда, то правда и др.)

Учитель: Посмотрим, что скажет Орфографический словарь.

Орфографический словарь: Слово правда пишется так, как и слышится.

Афоризмы: Афоризм – это мысль, выраженная в лаконичной, отточенной и яркой форме. Авторы афоризмов_ писатели, поэты, философы, политики и др. Например:

1) Когда сомневаетесь, говорите правду (М.Твен),

2) Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства (Л.Толстой)

Вторая часть занятия – работа со словарями. Они должны быть у каждого на парте. Даются задания в игровой форме. Можно организовать соревнование по командам, это оживит работу, повысит к ней интерес.

1. Игра “Справочное бюро”.

Выбери слово, соответствующее лексическому значению:

1) “составная часть чего – либо” колорит, компонент, комфорт, компромисс;

2) “сплотить кого – либо для усиления деятельности” констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать;

3) “объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей” коалиция, коллегия, коллектив, коллекция.

2. Игра “Следствие ведут знатоки”.

Определи, в каких значениях определяется в тексте слово “угол” “Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли.

Мать говорила: “Марш в угол!” Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным”

3. Игра “Эрудит”.

Раскрой значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.

4. Игра “Эстафета”.

Напиши правильно: стюарде…а, гри…аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, га..ерея, а…улировать, ко..ерсант, а…алогия, ветери…нар, м…лиорация.

5. Игра “Диктор”.

Расставь ударения, произнеси правильно: агент, баловать, диспансер, камбала. Ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

6. Игра “Кто больше?”

Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.

7. Подобрать антонимы к словам: болтун, радость, диалектик, яд, даровитость, честно.

При подведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарями.

Домашнее задание. Составить один из несуществующих словарей объемом 15–20 слов на тему: космический словарь, словарь моих любимых слов, спортивный словарь, словарь самых важных слов, словарь добрых слов, словарь вежливых слов и др. Словарик может быть научным, деловым, юмористическим.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

Во 2 классе в течении второго полугодия продолжается работа над закреплением правописания слов непроверяемых ударением, изученных раннее, также учащиеся знакомятся с новыми словами.

Ознакомление детей с орфографическим словариком лучше провести в начале 3 четверти, когда учащиеся приступят к изучению частей речи. К этому времени у детей окрепнут навыки чтения, у них будет некоторый запас сведений по грамматике и орфографии, а изучение частей речи позволит использовать в словарике различные формы слов и грамматические пометы. Ознакомлению со словариком должны предшествовать повторительные упражнения, связанные с повторением алфавита, т. к. твёрдое знание алфавитного порядка букв является важнейшим условием, обеспечивающим умение пользоваться любым словарём, в том числе и орфографическим.

Задания тесно связываются с изучаемой темой:

  1. Подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные .
  2. Расположить словарные слова в алфавитном порядке.
  3. Записать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
  4. Записать слова, обозначающие действие предмета.
  5. Образовать родственные слова.
  6. Выписать слова со звонкой и глухой согласной на конце.
  7. Составить предложения с данными словами, употребив предлоги.

Во всех заданиях указать количество слов, которое должны написать.

Ответы на вопросы.

  1. Что делает художник?
  2. На чём работает тракторист?
  3. Во что собирают грибы?
  4. Какой день недели первый?
  5. Какой день недели последний?
  6. Кто водит автомашину?

Дописать предложения.

  1. Столица нашей Родины…(Москва).
  2. Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь).
  3. Всех слов дороже нам слова:
  4. Страна родная и …(Москва).

Пословицы.

Используем для комментированного письма и для выборочного диктанта.

  1. Береги нос в большой мороз.
  2. Хорош соловей голосом, а колхоз колосом.
  3. Человек без Родины, что соловей без песни.
  4. Декабрь год кончает, январь начинает.

Загадки.

  1. Телята гладки, привязаны к грядке. (огурец).
  2. В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (сахар).
  3. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).

Игры.

1. Голоса на улице.

ПЕТУХ

стрекочет

СОРОКА

поёт

ВОРОБЕЙ

лает

КОРОВА

чирикает

СОБАКА

мычит

2.  У каждой буквы столбик слов.

Учитель называет слова из 3 – 5 букв. Дети записывают слова в тетрадь и под каждой буквой по заданию учителя пишут по 3 – 4 слова из словаря.

К

О

КАРТИНА

ОГУРЕЦ

КОРЗИНА

ОДЕЖДА

КАПУСТА

ОТЕЦ

3. "Цепочка".

Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.

4. "Кто больше?"

Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит.

Творческие работы.

1. Составить предложения с данными словами:

ДЕРЕВНЯ

ГОРОД

КАРТИНА

КОРЗИНА

НАРОД

ПОГОДА

2. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заголовки.

КОЛХОЗ, ОГОРОД, УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, ГОРОД.

ПРАЗДНИК, УЛИЦА, НАРОД, ОТЕЦ, РЕБЯТА.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (ПЛАНЕТА, ДИВАН. ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА, КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА. КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с безударной гласной А, и т. д.

О

А

Е

И

КОМАР

ГАЗЕТА

МЕТАЛЛ

ДИВАН

КОМАНДИР

КАНАВА

ТЕПЕРЬ

ЛИМОН

ПОБЕДА

САЛЮТ

ТЕТРАДЬ

СИРЕНЬ

Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.

1. Впиши слова в таблицу.

А

О

А

А-А

О

О-О

АБЗАЦ

КАРАНДАШ

СОЛОМА

ОГОРОД


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ УРОКА:

1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;
2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;
3) развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;
4) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словарными словами, карточки с индивидуальным заданием, таблицы по теме «Имя существительное».

Ход урока

1. Организационный момент

Эпиграф к уроку:

 «Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом».

- Прочитайте эти замечательные слова и скажите: Какая часть речи встречается чаще всего?

2. Сообщение темы урока

- Кто может сделать вывод, чем мы будем заниматься на уроке?

3. Проверка домашнего задания

 - Назвать имена существительные, которые соответствуют схеме:

(Индивидуальная работа по карточкам – синтаксический разбор предложения.)

- Одинокая капля дождя упала в воду и от неё пошли тонкие круги.
- За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй пронёсся сильный вихрь.
- По стволам толстых деревьев постукивает мороз.

4. Словарная работа

Карнавал, коридор, решение, цитата, алмаз, свобода, традиция.

- Что объединяет эти слова? 
- Что мы знаем об имени существительном?
- Найти «лишнее» слово.
- Раздели на две группы.
- От существительных мужского рода образовать прилагательные.
- Какие постоянные признаки выделим у существительных?

- Словарь в конце учебника, 1 - столбик, назвать одушевлённое существительное, мужского рода.

 Выполнить фонетический разбор: «капитан».

- Составь и разбери предложение со словом «капитан».

КАПИТАН СТОЯЛ НА МОСТИКЕ И ДАВАЛ ЗАДАНИЕ МОРЯКАМ.

- Выполнить синтаксический разбор предложения.
- Из чего состоит предложение?

(Слово – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и состояния. В предложении слово выполняет свою синтаксическую роль.)

- Какие части речи нам известны?
- В предложении найти имена существительные и назвать их постоянные признаки, определить число имён существительных.

5. Работа по теме

- Учебник стр. 87, упр. 105. (работа над устной научной речью).
- Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему так называется?
- Какие постоянные признаки имеет имя существительное?
- Почему род и одушевлённость – неодушевлённость - это постоянные признаки?
- Какие непостоянные признаки имени существительного знаете?
- Каким членом предложения может быть имя существительное? (На этот вопрос мы ответим, выполнив задание по учебнику упр.103, стр. 86.)
- Списать предложения, объяснить орфограммы, поставить запятые.
- Разбор предложений с записью на доске.

НЕУСТАННО КУКОВАЛА В БОРУ КУКУШКА.

ЦАПЛЯ ВЫМАХНУЛА ИЗ СУХИХ ТРОСТНИКОВ.

БОЛОТНАЯ ОВСЯНКА РАСКАЧИВАЛАСЬ НА ОДНОЙ ТОНЕНЬКОЙ 
ТРОСТИНКЕ.

РАННЯЯ ИВА РАСПУШИЛАСЬ, И К НЕЙ ПРИЛЕТЕЛА ПЧЕЛА, И ШМЕЛЬ ЗАГУДЕЛ, И ПЕРВАЯ БАБОЧКА СЛОЖИЛА КРЫЛЫШКИ.

- Каким членом предложения могут быть имена существительные?

Вывод: Имена существительные в предложении могут быть главным членом предложения (подлежащим) и второстепенными членами предложения.

- Самостоятельно разобрать предложение:

ЗЕМЛЕРОЙКА ПИСКНУЛА В СТАРОЙ ЛИПЕ.

- Каким членом предложения является имя существительное?

6. Домашнее задание

Стр. 86. упр. 104, словарные слова.

7. Итог урока

- О какой части речи говорили на уроке?
- Почему она так называется?
- Какие признаки имеет имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Каким членом предложения может быть имя существительное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...