конспект урока
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_slovarey.docx | 19.48 КБ |
zadaniya_dlya_slovarnoy_raboty.docx | 23.81 КБ |
zanimatelnyy_slovarik_doc.doc | 1.38 МБ |
imya_sushchestvitelnoe.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ
Оформление доски.
В качестве эпиграфа записаны слова Анатоля Франца: “Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества”.
1-я часть урока.
Учитель: Известно, что любое состояние человека, действие, предмет или признак можно обозначить словом. Все слова языка образуют словарный запас. А живут эти слова в словарях. Мир словарей велик. Сегодня мы поработаем только с некоторыми из них. А сейчас мы должны выбрать слово – самое достойное слово, на котором “мир стоит”, которое “сверкает ярче солнца”, “ в огне не горит, в воде не тонет”, “суда не боится”, “ с ложью не дружит”, “ всегда живет с хорошими людьми”. Что это за слово? Да, это слово правда. Уважаемые словари, сейчас каждый из вас должен рассказать все, что он знает о слове правда.
Заранее подготовленные ученики выступают от имени словарей.
Толковый словарь. Правда – слово многозначное. Каковы его основные значения?
- То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит)
- То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду)
- Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти)
- В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда)
- В значении вводного слова: “действительно, в самом деле”
- В значении наречия: “верно, справедливо, в самом деле”
- В значении уступительного союза хотя
Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля. Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц со словом правда. Давайте вспомним некоторые из них (дети называют пословицы, словарь им помогает):
Без правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. Правда сама себя очистит. У Бога правда одна. Доброе дело – правду говорить смело. Кто правдой живет, тот добро наживет. Правда, что шило: в мешке не утаишь. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.
Учитель. Русская пословица гласит: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты”. О друзьях слова правда нам расскажет Словарь синонимов.
Словарь синонимов. Синонимом слова правда является слово истина. Но синонимы являются синонимами до тех пор, пока они находятся в словаре. “ В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором
Было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь” То же самое можно сказать о словахправда и истина. Вот что писал об этом М.И.Пришвин: “Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте. К истине человек движется. Правды надо держаться. Истину надо искать”
Учитель: Бывает, что и враг дает нам полезные советы. С врагами, противниками слова правда познакомит нас Словарь антонимов.
Словарь антонимов: Антонимы – это слова с противоположенными значениями. Правда – ложь, правда – обман, правда – вранье, правда – кривда.
Учитель: Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Поэтому многие писатели используют антонимы для создания контраста:
У кривды тысяча дорог,
У правды лишь одна.
Она порой полна тревог
И горечи полна.
На противопоставлении антонимов построены многие пословицы: Лучше горькая правда, чем утешительная ложь, Маленькая правда победит большую неправду, Правда с обманом рука об руку ходят.
Учитель: Чтобы о слове подлинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь.
Словообразовательный словарь: Слово правда непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания -а, но родственников оно имеет великое множество, около 40 слов: правдивый, правдиво, неправдиво, вправду, правдолюб, правдоискательство, неправдоподобный, взаправду и др.
Учитель: Чтобы узнать о слове все, нужно обратиться к его происхождению: где и когда появилось слово, из каких частей и каким способом образовалось, какое значение имело в прошлом, как изменилось его значение сейчас. Ответить на этот вопрос сможет Этимологический словарь.
Этимологический словарь: Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальное значение (этимос – истина). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд- . Слово правый, в свою очередь , образовано с помощью суффикса – в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра. Первичное значение этого слова было “такой, какой должен быть”. Получается, что в далеком прошлом слово правда состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправит.
Учитель: Давайте вспомним фразеологические обороты со словом правда.
(Служить верой и правдой; по правде говоря; смотреть правде в глаза; что правда, то правда и др.)
Учитель: Посмотрим, что скажет Орфографический словарь.
Орфографический словарь: Слово правда пишется так, как и слышится.
Афоризмы: Афоризм – это мысль, выраженная в лаконичной, отточенной и яркой форме. Авторы афоризмов_ писатели, поэты, философы, политики и др. Например:
1) Когда сомневаетесь, говорите правду (М.Твен),
2) Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства (Л.Толстой)
Вторая часть занятия – работа со словарями. Они должны быть у каждого на парте. Даются задания в игровой форме. Можно организовать соревнование по командам, это оживит работу, повысит к ней интерес.
1. Игра “Справочное бюро”.
Выбери слово, соответствующее лексическому значению:
1) “составная часть чего – либо” колорит, компонент, комфорт, компромисс;
2) “сплотить кого – либо для усиления деятельности” констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать;
3) “объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей” коалиция, коллегия, коллектив, коллекция.
2. Игра “Следствие ведут знатоки”.
Определи, в каких значениях определяется в тексте слово “угол” “Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли.
Мать говорила: “Марш в угол!” Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным”
3. Игра “Эрудит”.
Раскрой значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.
4. Игра “Эстафета”.
Напиши правильно: стюарде…а, гри…аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, га..ерея, а…улировать, ко..ерсант, а…алогия, ветери…нар, м…лиорация.
5. Игра “Диктор”.
Расставь ударения, произнеси правильно: агент, баловать, диспансер, камбала. Ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.
6. Игра “Кто больше?”
Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.
7. Подобрать антонимы к словам: болтун, радость, диалектик, яд, даровитость, честно.
При подведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарями.
Домашнее задание. Составить один из несуществующих словарей объемом 15–20 слов на тему: космический словарь, словарь моих любимых слов, спортивный словарь, словарь самых важных слов, словарь добрых слов, словарь вежливых слов и др. Словарик может быть научным, деловым, юмористическим.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
Во 2 классе в течении второго полугодия продолжается работа над закреплением правописания слов непроверяемых ударением, изученных раннее, также учащиеся знакомятся с новыми словами.
Ознакомление детей с орфографическим словариком лучше провести в начале 3 четверти, когда учащиеся приступят к изучению частей речи. К этому времени у детей окрепнут навыки чтения, у них будет некоторый запас сведений по грамматике и орфографии, а изучение частей речи позволит использовать в словарике различные формы слов и грамматические пометы. Ознакомлению со словариком должны предшествовать повторительные упражнения, связанные с повторением алфавита, т. к. твёрдое знание алфавитного порядка букв является важнейшим условием, обеспечивающим умение пользоваться любым словарём, в том числе и орфографическим.
Задания тесно связываются с изучаемой темой:
- Подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные .
- Расположить словарные слова в алфавитном порядке.
- Записать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
- Записать слова, обозначающие действие предмета.
- Образовать родственные слова.
- Выписать слова со звонкой и глухой согласной на конце.
- Составить предложения с данными словами, употребив предлоги.
Во всех заданиях указать количество слов, которое должны написать.
Ответы на вопросы.
- Что делает художник?
- На чём работает тракторист?
- Во что собирают грибы?
- Какой день недели первый?
- Какой день недели последний?
- Кто водит автомашину?
Дописать предложения.
- Столица нашей Родины…(Москва).
- Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Всех слов дороже нам слова:
- Страна родная и …(Москва).
Пословицы.
Используем для комментированного письма и для выборочного диктанта.
- Береги нос в большой мороз.
- Хорош соловей голосом, а колхоз колосом.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Декабрь год кончает, январь начинает.
Загадки.
- Телята гладки, привязаны к грядке. (огурец).
- В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (сахар).
- Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь).
Игры.
1. Голоса на улице.
ПЕТУХ | стрекочет |
СОРОКА | поёт |
ВОРОБЕЙ | лает |
КОРОВА | чирикает |
СОБАКА | мычит |
2. У каждой буквы столбик слов.
Учитель называет слова из 3 – 5 букв. Дети записывают слова в тетрадь и под каждой буквой по заданию учителя пишут по 3 – 4 слова из словаря.
К | О |
КАРТИНА | ОГУРЕЦ |
КОРЗИНА | ОДЕЖДА |
КАПУСТА | ОТЕЦ |
3. "Цепочка".
Записать 10 слов: последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова.
4. "Кто больше?"
Кто больше запишет за установленное время слов с непроверяемой безударной гласной, тот и победит.
Творческие работы.
1. Составить предложения с данными словами:
ДЕРЕВНЯ | ГОРОД |
КАРТИНА | КОРЗИНА |
НАРОД | ПОГОДА |
2. Составить рассказы по опорным словам. Дать им заголовки.
КОЛХОЗ, ОГОРОД, УРОЖАЙ, КАРТОФЕЛЬ, ГОРОД.
ПРАЗДНИК, УЛИЦА, НАРОД, ОТЕЦ, РЕБЯТА.
Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель даёт слова с непроверяемыми безударными гласными (ПЛАНЕТА, ДИВАН. ГАЗЕТА, ГИГАНТ, ТЕЛЕГА, ПЕЩЕРА, КОМАР, СИРЕНЬ, ТЕТРАДЬ, ЛИМОН, ПОБЕДА. КАНАВА, КОТОМКА) и предлагает записать их столбиками: в один по алфавиту с безударной гласной О, в другой – с безударной гласной А, и т. д.
О | А | Е | И |
КОМАР | ГАЗЕТА | МЕТАЛЛ | ДИВАН |
КОМАНДИР | КАНАВА | ТЕПЕРЬ | ЛИМОН |
ПОБЕДА | САЛЮТ | ТЕТРАДЬ | СИРЕНЬ |
Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц.
1. Впиши слова в таблицу.
А | О | ||
А | А-А | О | О-О |
АБЗАЦ | КАРАНДАШ | СОЛОМА | ОГОРОД |
… | … | … | … |
… | … | … | … |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЦЕЛИ УРОКА:
1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;
2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;
3) развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;
4) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словарными словами, карточки с индивидуальным заданием, таблицы по теме «Имя существительное».
Ход урока
1. Организационный момент
Эпиграф к уроку:
«Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом».
- Прочитайте эти замечательные слова и скажите: Какая часть речи встречается чаще всего?
2. Сообщение темы урока
- Кто может сделать вывод, чем мы будем заниматься на уроке?
3. Проверка домашнего задания
- Назвать имена существительные, которые соответствуют схеме:
(Индивидуальная работа по карточкам – синтаксический разбор предложения.)
- Одинокая капля дождя упала в воду и от неё пошли тонкие круги.
- За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй пронёсся сильный вихрь.
- По стволам толстых деревьев постукивает мороз.
4. Словарная работа
Карнавал, коридор, решение, цитата, алмаз, свобода, традиция.
- Что объединяет эти слова?
- Что мы знаем об имени существительном?
- Найти «лишнее» слово.
- Раздели на две группы.
- От существительных мужского рода образовать прилагательные.
- Какие постоянные признаки выделим у существительных?
- Словарь в конце учебника, 1 - столбик, назвать одушевлённое существительное, мужского рода.
Выполнить фонетический разбор: «капитан».
- Составь и разбери предложение со словом «капитан».
КАПИТАН СТОЯЛ НА МОСТИКЕ И ДАВАЛ ЗАДАНИЕ МОРЯКАМ.
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
- Из чего состоит предложение?
(Слово – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и состояния. В предложении слово выполняет свою синтаксическую роль.)
- Какие части речи нам известны?
- В предложении найти имена существительные и назвать их постоянные признаки, определить число имён существительных.
5. Работа по теме
- Учебник стр. 87, упр. 105. (работа над устной научной речью).
- Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему так называется?
- Какие постоянные признаки имеет имя существительное?
- Почему род и одушевлённость – неодушевлённость - это постоянные признаки?
- Какие непостоянные признаки имени существительного знаете?
- Каким членом предложения может быть имя существительное? (На этот вопрос мы ответим, выполнив задание по учебнику упр.103, стр. 86.)
- Списать предложения, объяснить орфограммы, поставить запятые.
- Разбор предложений с записью на доске.
НЕУСТАННО КУКОВАЛА В БОРУ КУКУШКА.
ЦАПЛЯ ВЫМАХНУЛА ИЗ СУХИХ ТРОСТНИКОВ.
БОЛОТНАЯ ОВСЯНКА РАСКАЧИВАЛАСЬ НА ОДНОЙ ТОНЕНЬКОЙ
ТРОСТИНКЕ.
РАННЯЯ ИВА РАСПУШИЛАСЬ, И К НЕЙ ПРИЛЕТЕЛА ПЧЕЛА, И ШМЕЛЬ ЗАГУДЕЛ, И ПЕРВАЯ БАБОЧКА СЛОЖИЛА КРЫЛЫШКИ.
- Каким членом предложения могут быть имена существительные?
Вывод: Имена существительные в предложении могут быть главным членом предложения (подлежащим) и второстепенными членами предложения.
- Самостоятельно разобрать предложение:
ЗЕМЛЕРОЙКА ПИСКНУЛА В СТАРОЙ ЛИПЕ.
- Каким членом предложения является имя существительное?
6. Домашнее задание
Стр. 86. упр. 104, словарные слова.
7. Итог урока
- О какой части речи говорили на уроке?
- Почему она так называется?
- Какие признаки имеет имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Каким членом предложения может быть имя существительное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....