Однородные члены предложения
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Павлова Лариса Викторовна

Урок русского языка. Однородные члены предложения. Закрепление. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnyechleny_predlozheniya.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однородные члены предложения. Закрепление.

Цели:

  1. Закрепление знаний об однородных членах предложения.
  2. Учить постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

Задачи:

формирование умения применять запятые в бессоюзных и союзных членах предложения

развивать орфографическую зоркость.

организация активной речевой активности.

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, опорные сигналы, ПК, мультимедийный проектор, экран.

1.Орг.момент

2.Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим интересное путешествие по теме: «Однородные члены предложения».

3.Словарная работа и повторение изученных орфограмм.  

Отгадайте загадки, запишите отгадку и объясните орфограмму.

(Картинка птицы появляется на экране.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг

Червякам я враг,

А деревьям друг.

( Это дятел. Словарное слово, безударная  гласная в корне- Е)


Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Это грач. Мягкий знак на конце не пишется, так как это существительное мужского рода)



На шесте дворец,

Во дворце певец.

(Это скворец. Безударная гласная в корне. Проверочное слово-скворушка.)


Он серенький на вид,

Но пением знаменит.

(Это соловей. Безударные гласные в корне- О. Проверочные слова-соло, соловушка.)


Какое из этих слов нужно исключить из нашего списка и почему?

(Нужно исключить дятла, потому что все остальные птицы улетают осенью в теплые страны, а дятел не улетает.)

4. Работа по теме урока.

А) Работа над предложением.

Каких перелетных птиц вы еще знаете?

(Мы знаем журавлей, уток, гусей, дроздов.)

Обратите внимание на экран. Вы видите названных перелетных птиц.

     




Составьте предложение с однородными членами, используя названия перелетных птиц. Наиболее удачное мы запишем на доске и в тетрадях. Но, прежде, чем вы начнете составлять предложение вспомните правило об однородных членах.

(Дети рассказывают правило)

Например «Каждый год осенью дрозды, грачи, скворцы улетают в теплые края.»)

Запишем его на доске.

(Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь.)

Выделите знакомые вам орфограммы, графически обозначьте.

Выделите грамматическую основу.

(Ласточки, грачи, скворцы – подлежащие. Улетают- сказуемое.)

Назовите однородные члены.

(Ласточки, грачи, скворцы.)

Как отделены друг от друга однородные члены?

(Интонацией перечисления, на письме- с помощью запятых.)

       Физминутка

Ребята, приходилось ли вам видеть, как улетают птицы на юг? Расскажите о своих наблюдениях.

    Заплакала осень холодным дождём, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.  Ласточки, дрозды, утки, гуси, журавли улетели в теплые края. Ласточки и дрозды улетают стаями. Утки и гуси летят вереницей. Зимовать  остались только воробьи, вороны и синички.

Как бы вы озаглавили текст?

(Прощание птиц. До свидания, птицы!  В теплые края.)

Что узнали о перелете птиц?

(Ласточки и дрозды летят стаями. Утки и гуси летят вереницей.)

Как понимаете значение слова стая.

(Значит- очень много.)

Как понимаете слово- вереницей.

(Расположение нескольких или многих одинаковых предметов в одну цепь, один за другим.)

Найдите в предложениях однородные члены

В первом предложении- заплакала, сорвала, разметала

 Во втором предложении - дрозды, утки, гуси, журавли.

 Во третьем- ласточки и дрозды.

 В четвертом - утки и гуси.

 В пятом- воробьи, вороны, синички.)

Спишите текст. В каждом предложении подчеркните главные члены.

      Подберите соответствующие схемы к предложениям.



      (Дети работают самостоятельно в тетрадях)

Проверка.

Как соединены однородные члены в третьем и четвертом предложениях?

(С помощью союза И.)

В чем особенность в написании этих предложений?

     (Запятые не ставятся, если однородные члены соединены союзом И.

Посмотрите на экран.

         


       


Назовите птиц.

(Дятел, воробей, сорока, ворона.)

Что можете сказать об этих птицах?

(Это зимующие птицы.)

Составим предложение по схеме:

____   ____ и  ____  

                                                                   

(Дятлы, воробьи и сороки зимуют в наших краях.)

Предложение записать с комментированием на доске, остальные пишут в тетрадях.

5. Самостоятельная работа. (Деформированный текст.)


 

У нее яркое праздничное оперение.

Щегол – певчая птица.

Щегол вьет гнезда на сливе яблоне клене тополе.    

Птенцов кормит семенами и насекомыми.

Он утепляет свой дом мхом пухом хвоинками


Для учителя


Одна из красивых и часто встречающихся птиц наших лесов. Он мельче и стройнее воробья,весит около 20 г. 

Щегол распространен по всей Европе, Северной Африке, Малой и Передней Азии, в Сибири к востоку от Красноярска, далее в Азии до Западных Гималаев и Пакистана.

Населяет щегол древесные насаждения культурного ландшафта, разреженные леса, тугаи и пойменные леса. Особенно он любит открытую местность с рощами и перелесками, с большими фруктовыми садами и зарослями бурьяна по соседству, на которых он охотно кормится. Осенью и зимой щеглы ведут кочующий образ жизни, дальних перелетов не совершают. Весеннее оживление в стайках кочующих щеглов наступает очень рано, в феврале.

                  Физминутка. Закройте глаза и послушайте пение щегла


6.Самостоятельная работа

       Зимний жаворонок

    Медленно п_лзет по улице _нварский рассвет. В воздухе раздается пересвист      птиц. Это проснулся, почистился и б_жит к д_роге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской ул_це, на окраине города. Весь день он в поиске пищи. Л_тает жаворонок мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной но_ке. Другую но_ку прячет под перья. Ночью ему т_пло. Он л_жит в ямке, лапки и клюв жаворонок прячет в густое п_ро.

-Вставьте пропущенные орфограммы, спишите предложения.

-Назовите однородные члены, подберите соответствующие схемы.

   


7. Итог урока.

- О чем говорили на уроке?

-Что нового для себя узнали?

Птицы- наши друзья. Они уничтожают вредных насекомых. Радуют нас своим пением и красотой. Покормите птиц зимой. Берегите птиц!)

- Какая работа вам запомнилась, понравилась?

- Какие задания показались сложными?

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....