Интегрированный урок по русскому языку и чтению в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Султанова Гульнара Мансуровна

 

Интегрированный урок по русскому языку и чтению в 4 классе

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»

Тема урока: В.И.Даль «Война грибов с ягодами. Закрепление знаний о падежах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по русскому языку и чтению в 4 классе

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»

Тема урока: В.И.Даль «Война грибов с ягодами. Закрепление знаний о падежах»

Демонстрационный материал: Портрет В.И.Даля

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь.

Урок у нас сегодня необычный – интегрированный урок.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Чтобы узнать, чье произведение мы будем изучать, прослушайте, пожалуйста,

магнитофонную запись и догадайтесь, о ком идет речь. (магнитофонная запись)

Это ученый, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения. Сказки привлекали его своим языком, который он специально изучал, составлял свой знаменитый «Словарь живого великорусского языка»

(Владимир Ивановича Даль) – портрет

- Что вы можете добавить о В.И.Даль?

- Так вот, сегодня на уроке познакомимся с русской сказкой в обработке В.И.Даля, называется сказка «Война грибов с ягодами» (на доске плакат)

- Обратите внимание на название сказки, что вы можете сказать? (название сказки состоит только из имен существительных в различных падежах)

- Значит какая у нас будет тема по русскому языку? (повторение о падежах)

А поможет нам в этом тексте сказки В.И.Даля.

На уроке будьте внимательны, потому что на следующем уроке будем писать сочинение обработку народной сказки. Прежде чем писать, сделаем небольшую разминку для языка.

Скороговорка

У пенька 05 5 05 (чтение по рядам)

- Знакомая скороговорка?

Это скороговорка новая, чтобы ее не забыть, запишем в тетрадь.

Пишем число, классная работа,

Находим существительные, указать падежи. (самостоятельно – проверка)

Вывод: Р.П.(вопросы, предлоги, И.П. – В.П.)

  1. Подготовительная работа к  чтению.

(прогнозирование)

- О чем будем читать?

(по заглавию, по иллюстрации)

- Почему вы так думаете?

  1. Работа с текстом во время чтения.

а) самостоятельное чтение

Оправдались ли ваши предположения?

б) чтение 1-го абзаца «по цепочке»

-Словарная работа

- Какой вопрос возникает?

А сейчас из этого абзаца найдем словосочетания:

I вариант                                                                              II вариант

сущ .+ сущ. (Т.П.)                                                                гл. + сущ. (В.П)

Вывод: I вариант: о Т.П. (вопросы, вспомогательные слова, предлоги)

II вариант: В.П (вопросы, вспомогательные слова)

                   В.П. – И.П.

в) А сейчас по 1-ому предложению прочитайте разговор грибов (словарная работа)

Как говорит боровик о ягоде?

Кичливая (какая это?)

Точно узнать значение можно по словарю В.И.Даля.

(работа в группах: нахождение слова – чтение)

- С какими словами оно связано?

(Ягода) А сейчас это слово измените по падежам. (Самостоятельная работа – самопроверка)

г) чтение последнего абзаца «по цепочке» (словарная работа, вопросы)

- Что сделала тетка Варвара с грибами?

- Как описывает Даль ее? (широкие карманы) – Как это понимаете?

- Устойчивое словосочетание (объясн.знач. – словарь фразеолог.)

Из последнего абзаца найти простое предложение с существительным в дательном падеже (списывают)

Вывод: о Д.П.

  1. Работа над языком сказки

а) найдите в тексте просторечные слова и выражения (вишь, прет, помочь, отказалися, скликать, сподряд т.д.)

- Почему Даль. Пересказывая сказку, сохранил их?

Игра «Узнай падеж» (в группах) перфокарты.

1. Кому (Д.П.)

2. На, за, под, через, про, в ( В.П.)

3. Нет (Р.П.)

4. «Щедрый падеж» (Д.П.)

5. без предлога не употребляется (П.П.)

6. подлежащее (И.П.)

7. «падеж-работяга» (Т.П.)

8. о, об (П.П.)

(Проверка)

б) Что еще можете сказать о языке сказки?

- Найдите спрятавшиеся рифмы.

(волнушки-кадушки, опенки-бочонки, сморчки-бурачки и.т.д.)

- Почему речь простых русских людей часто оживлялась рифмой?

- А мы, как грамотные люди, почему должны уметь различать падежи? (Выводы учащихся)

  1. Выразительное чтение сказки (по ролям)

Смысл сказки

  1. Подведение итогов

О чем говорили на уроке?

Что нового узнали?

  1. Оценивание.

Д.З.: I уровень – поинтересоваться по словарю Даля, случайно ли слова стоят парами Кадушки-бочонки (=обруч.посуда)

Бурачки-кузовки (=корзинки)

II уровень – Составить грам.загадку о падеже, который вам понравился больше других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...

Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе

Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина;               2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...

Интегрированный урок по русскому языку и риторике 4 класс "Имя прилагательное. Информация"

Конспект интегрированного урока по русскому языку и риторике в 4 классе "Имя прилагательное. Информация"....

Открытый интегрированный урок по русскому языку и математике. 4 класс Тема: «Секреты имён числительных»

Цель: познакомить с употреблением формы множественного числа числительного один при словах, не имеющих единственного числа или называющих парные предметы; тренировать в правильном напис...