Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству во 2 классе.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Этот материал можно использовать во 2 классе по теме "Текст".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 374.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству во 2 классе.
Тема: «Текст».
Цели:
1.Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, развивать умение отличать текст от набора отдельных предложений;
2.Воспитание любви к Родине, к родной природе.
Оборудование:
Репродукции картины художников - пейзажистов И.И. Левитана «Золотая осень», А. Грабарь «Зима»; карточки со словами Родина, Отечество, Отчизна, Россия, Русь; карточки с текстами, картинки с изображением осени и зимы; аудиозапись песни «С чего начинается Родина».
Ход урока.
- Вхождение в тему урока.
Приветствие гостей:
Добрый день и добрый час
Мы приветствуем всех вас,
Вери гуд ,салам алейкум,
Бона сэра, вас ист дас…
Вступительное слово учителя.
Звучит песня «С чего начинается Родина?».
Родина –это то место ,где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок –деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина ,а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.
Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.
-Ребята! С чего начинается Родина? (Ответы учащихся.)
-Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Мама научила тебя говорить, ходить, прочла первую книжку. Мама всегда была рядом с тобой. И все, что окружало тебя как бы начиналось с мамы.
С чего начинается Родина?
Я задаю себе этот вопрос и сама отвечаю на него: Родина начинается с мамы.
- Раскрытие темы.
Учитель: Ребята! С какого слова мы начали урок? (Родина.)
- Девиз нашего урока « Нет земли краше, чем Родина наша!».
-1. Прочитайте ,что написано.
« Родина – мать, умей за нее постоять».
« Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
« Родину – мать умей защищать». ( Это пословицы).
-Как понимается значение пословиц?
- К какому жанру относятся пословицы?
- Что такое фольклор? (Устное народное творчество).
-Какие произведения фольклора знаете?
Дети: потешки, сказки, песни, пословицы, загадки, легенды, былины.
Учитель:
2.Подберите однокоренные слова к слову Родина.
Дети: Род, родня, родной, родить, народ.
Учитель: Какие слова называются родственными?( Правило).
Учитель:
3.Подберите к слову Родина слова близкие по значению.
Дети: Отчизна, Отечество, Россия, Русь.
Учитель: Как называются эти слова? (Синонимы).
Широка и велика наша Родина. В нашей стране проживает около 145 миллионов человек, 180 национальностей. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Свою любовь к Родине поэты передают словами, художники красками , композиторы мелодией.
Учитель:
4. Перед вами картины. Посмотрите как наши художники изобразили природу нашей Родины. Что вы видите на этих картинках? (ответы учащихся).
- Расскажите стихотворения об осени, о первом снеге.
Унылая пора. Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье ,-
В багрец и золото одетые леса. А.С. Пушкин.
«Первый снег» И. Бунин.
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды ,на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Учитель: Что общего между этими картинками?
Дети: Радостное и чудесное настроение, восторг.
Работа по вариантам.
Задание для I варианта.
5. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
Учитель: перед вами на листочках текст. Прочитайте. (один ученик читает).
На берегу реки стоят белоствольные березки листья медленно кружились в воздухе и падали выглянуло солнце земля озарилась ярким светом пожелтели стройные березки покраснели тонкие осинки по небу плывут облака.
Учитель: Легко ли было читать текст? ( Нелегко. Ничего не понятно).
-Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)
-Значит нужно определить границы предложений, поставить знаки препинаний, напишите заглавные буквы, где это необходимо.
- Сколько предложений? ( 7 предложений).
-Это текст? (Да). Докажите. (Можно выделить основную мысль, но нет заглавия).
Задание для II варианта.
Работа с деформированным текстом.
- Что написано на ваших карточках? ( читает один ученик).
Папа купил ей лыжи. Выпал первый снег. Там их ждала Ольга. Миша и Яша вышли во двор. Все рады снегу. Дети идут в парк.
-Можно ли назвать это текстом? (Нет, перепутаны предложения).
-Можно восстановить перепутанную логическую цепочку предложений.
-Можно назвать текстом? (Да. Но нет заглавия).
-Придумайте заглавие.
Письменное задание по тексту по вариантам.
I вариант – записать предложение из 6-ти слов, подчеркнуть главные члены.
II вариант - записать третье предложение , подчеркнуть главные члены.
6. Физминутка.
Если существительное одушевленные – приседайте ,если неодушевленное –хлопайте.
Снег, Яша, солнце, дети, воздух, Оля, лыжи.
Упражнение для глаз.
7.-Ребята! Как называется наша Родина , где мы с вами родились и живем? (Татарстан, город Казань).
Прочитайте.
Родина моя!
Казань – древнейший город, прошло около тысячи лет со дня его основания. Он расположен на левом берегу Волги.
Казань- столица Республики Татарстан ,крупный промышленный и культурный центр.
Город разделен на семь районов.
Недра нашей республики богаты нефтью, каменным углем, известняками и другими полезными ископаемыми. У нас много лесов, лугов и плодородных земель.
Спасибо тебе, моя земля!
( О природе).
- Можно назвать это текстом? (Да).
-Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль).
-Назовите в этом тексте основную мысль.
Природа нашей республики сказочно разнообразна и богата. Войдешь летом в лес и залюбуешься его великолепием. Присядешь на полянке и вдохнешь аромат луговых цветов. Перед нами один из этих цветов. Он расскажет нам о признаках текста.
8.Работа со схемой – рисунком.
Ученик срывает лепестки.
Учитель: Объясните каждый признак.
Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Заголовок – название, заглавие.
Начало
Основная часть
Концовка
Красная строка – это часть в которой содержится новая мысль.
Ключевые слова – по которым можно понять основную мысль.
-Совершим экскурсию по родной Казани.
9. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Наш сегодняшний урок подходит к концу. Мне очень хочется верить что он не прошел впустую.
Итог урока.
-О чем мы говорили сегодня на уроке?
Дети:
-Что такое Родина?
-Как называется наша страна, наша республика.
-Говорили о произведениях фольклора.
-пословицы о родине.
-О признаках текста.
10. Домашнее задание.
С чего начинается для вас Родина? За что вы любите родной край? Что вам особенно близко и дорого в нем? Напишите об этом сочинение.
Учитель: Как человек может передать свои чувства к Родине?
Дети: Своим трудом, заботой о Родине.
Учитель: Как школьники могут проявить свою любовь к родному краю?
Дети: старательно учиться, беречь школу, свое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)
Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...
Интегрированный урок по русскому языку и чтению в 4 классе
Интегрированный урок по русскому языку и чтению в 4 классеР.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В океане света»Тема урока: В.И.Даль «Война грибов с ягодами. Закрепление знаний о падежах»...
Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО во 2-м классе
Интегрированный урок по русскому языку и ИЗО во 2-м классе...
Интегрированный урок по русскому языку и краеведению для учащихся 1 класса "Слово - имя собственное.История города Пушкина"
Конспект урока дан вместе с презентацией....
Презентация к интегрированному уроку по русскому языку и краеведению для учащихся 1 класса "Слово - имя собственное.История города Пушкина"
Дан конспект урока вместе с презентацией....
Конспект интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству в 4 классе по теме «Леса России».
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству в 4 классе по теме «Леса России». Работа организована в научно...
План проведения интегрированной декады «Русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство»
План проведения интегрированной декады «Русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство»...