Методические рекомендации к изучению отдельных тем предмета «Русский язык» в начальной школе
статья по русскому языку на тему
Данная работа может быть интересна педагогам начальной школы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал может использоваться как на уроках при изучении определённых тем, так и во внеклассной работе, на факультативах, внеурочных занятиях и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_konkurs.docx | 118.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15
имени В. Л. Гриневича»
Методические рекомендации
к изучению отдельных тем
предмета «Русский язык»
в начальной школе
Составитель:
Матушкина
Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Прокопьевск
2011
Содержание
1. Введение…………………………………………………………...3
2. Слово как лингвистическая единица………………………...4
3. Орфограмма………………………………………………………9
4. Части речи………………………………………………………..23
5. Заключение……………………………………………………….33
6. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа может быть интересна педагогам начальной школы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал может использоваться как на уроках при изучении определённых тем, так и во внеклассной работе, на факультативах, внеурочных занятиях и т.д.
Задача учителя - помочь ребёнку быть грамотным: овладеть навыками правописания, произношения, стилистики. Грамотное владение родным языком – основа человеческой культуры, наше наследие. Однако все мы сталкиваемся с трудностями. Несмотря на все наши усилия, количество грамотных учеников невелико. Учащиеся неплохо овладевают навыками при изучении правил, могут пользоваться ими, применять. Но по прошествии времени после изучения темы навык у большинства учеников ослабевает.
Причина этого, на мой взгляд, кроется в том, что у учеников формируются отдельные знания правил, представлений о языке, но нет общей картины языка – как системы, где каждое понятие - только звено единого целого. Поэтому мне кажется важным связать все звенья в одно целое и представить целостную картину языка, со своими законами, правилами, исключениями, дать способ получения, формирования того или иного понятия. Имея представление о языке в целом, о взаимосвязи всех его областей, понятий, педагог может выстроить процесс обучения учащихся, найти нужный ход в любой нестандартной ситуации на уроке, чтобы сформировать нужные лингвистические понятия, умения, навыки. Надеюсь, данная работа поможет педагогам и учащимся систематизировать свои знания о языке и применить их на практике.
СЛОВО КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
В основе любой системы лежат понятия. В системе языка это лингвистические понятия. Поэтому уже с первого класса необходимо давать поле для мыслительной деятельности учащихся, чтобы они понимали причину тех или иных лингвистических процессов. Следовательно, именно в первом классе мы закладываем широкие рамки изучения языка, так называемое «ядро» предмета, в основе которого - лингвистическая единица СЛОВО.
Так, начиная с первых уроков обучения грамоте (добукварный период) у детей формируется понятие о слове как лингвистической единице, которая одновременно может быть частью системы ( как смысловая единица – составляющая более крупной единицы языка – предложения и высказывания, т.е. слово входит в состав предложения и высказывания ) и самой системой ( как материал языка – крупная величина для меньших звучащих величин – слога и звука, слово может делиться на слоги, в нём можно выделять звуки и буквы для их обозначения).
Данный подход формирует понятие о взаимозависимости всех единиц языка
и имеет выход на :
лексическое значение слова лексика | что данное слово обозначает по словарю |
морфологическое значение морфология | выход на понятия частей речи (слова, отвечающие на вопросы «кто? что?», обозначают предмет; слова, отвечающие на вопросы «что делает? что сделает?», обозначают действие; слова, отвечающие на вопросы «какой? какая? какое? какие?», обозначают признак) |
грамматическое значение грамматика | грамматические признаки слов, «механизм » языка ( род, число, время)
|
связь слов в предложении синтаксис | выход на роль в предложении на синтаксис , пунктуацию |
фонетическое значение фонетика | понятие о звуках даёт представление о соответствии звуковой и буквенной записях, что имеет выход на понятие орфограммы и типы орфограмм в зависимости от позиции |
словообразование | даёт представление о составе слова - морфе- мах (смыслоносителях и уточняющих значение : корень, приставка, суффикс, окончание). При этом предусматривает выход на многозначность слов, омонимию, синонимию , антонимию , а так же на семьи слов (родственные слова) . Что в свою очередь даёт выход на способы проверки орфограмм. |
Таким образом, в первом классе закладываются все основные понятия грамматики. В дальнейших классах происходит наполнение рамок этих понятий содержанием.
Например, 1 класс. Ситуация:
Учитель: - Ребята, сравните слова ДОМ и ДОМИК. Какое из слов
больше и почему?
Ученик : - ДОМИК больше, чем ДОМ, потому что в нём 5 букв и 5
звуков.
(на доске - запись, составленная детьми:
ДОМИК ≠ ДОМ
[ДОМ′ИК] ≠ [ДОМ] )
Ученик: - ДОМ больше, чем ДОМИК. Потому что ДОМ – большое
жилище, а ДОМИК – маленькое.
В данной ситуации оба ученика правы, но подходы к словам у них разные. Один из них говорит о фонетическом значении ( о количестве звуков и обозначении их буквами), другой - о лексическом значении слов (размер жилища: маленькое или большое). Разворот содержания от этого может быть различным . Продолжая мысль первого ученика, речь пойдёт о соотношении звука и буквы, то есть о фонетическом строении слова и его графическом воспроизводстве. Если продолжать мысль второго ученика о лексическом значении слова, ситуацию можно развернуть иначе:
Учитель: - Почему эти слова различаются? Что общего у этих слов и
что различного?
Ученики: - У этих слов общая часть ДОМ, а разное : у слова ДОМИК
есть часть - ИК.
На доске - модель:
Учитель: - Молодцы, именно эта часть -ИК позволила нам сделать из
большого дома маленький домик. (на доске фиксируется
модель)
То есть идёт выход на словообразование, на морфемы слова, значимые части, уточняющие смысл.( Но если на уроке необходимо рассмотреть только одну сторону слова, то учитель предлагает другие варианты рассмотреть позже, на других уроках.) Так, одной ситуацией мы закрепляем в учениках представление о многогранности слова, его принадлежности к разным областям грамматики и их взаимосвязанности.
Таким образом, в первом классе закладываются все основные понятия грамматики. К концу первого класса у учащихся должна сложиться общая картина языка, где основная единица – СЛОВО ( см. схему №1).
схема 1
В дальнейших классах происходит наполнение рамок этих понятий содержанием. Формируются целые блоки понятий. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.
ОРФОГРАММА
Важное место в изучении русского языка занимает понятие ОРФОГРАММА как показатель грамотности и культуры человека.
Если систематизировать это понятие и показать его в модели (схеме), то все орфограммы языка можно разделит на две группы:
А) Орфограммы, связанные с фонемой (обозначение звука буквой),
Б) Орфограммы, не связанные с фонемой (правила написания высказываний, предложений и т.д.)
Так к орфограммам группы Б относятся :
- Правописание большой буквы.
- начало предложений;
- имена собственные
- имена, отчества, фамилии людей;
- клички животных;
- географические названия;
- названия газет, журналов, транспорта и т.д
- Пропуск между словами в предложении.
- Перенос слов.
- Знаки препинания.
- В конце предложения в зависимости от цели высказывания;
- Прямая речь, диалог;
- Однородные члены предложения;
- Сложные предложения.
Орфограммы группы А можно разделит на две группы :
- Орфограммы сильной позиции
- Орфограммы слабой позиции
Деление происходит по способу проверки: пишем по закону русского письма «Пиши по сильной позиции» (орфограммы слабой позиции) или по правилу (орфограммы сильной позиции).
Следовательно, к орфограммам сильной позиции можно отнести случаи ошибкоопасных мест, требующих запоминания, действий по правилу:
- Правописание букв А,У,Е,И после шипящих
(жи - ши, ча - ща, чу – щу, це)
- Правописание О//Ё после шипящих в корне
(работает правило: если в корнях родственных слов встречается чередование звуков [0//и], обозначаем их буквой Ё, если слышим один звук [о], обозначаем его буквой О)
- Правописание О//Ё после шипящих в окончаниях
(работает правило: в сильной позиции, т.е. под ударением, пишем О, в слабой позиции – Е)
- Правописание И,Ы после Ц
(работает правило: если [ЦИ//ЦЫ] встречается в конце слова – пишем сочетание с буквой Ы (ЦЫ) –купцы, молодцы, колодцы. Если [ЦИ//ЦЫ] встречается в середине слова – пишем сочетание ЦИ – цирк, циркуль, цилиндр. Исключения: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЁНОК, ЦЫЦ)
- Ь и Ъ разделительные
( работает правило: Ь,Ъ обозначают звук [й,] после согласного перед гласным. Поэтому для обозначения данного звука в корне используем Ь, а после приставки перед корнем – Ъ)
- Ь после шипящих
(работает правило: мягкий знак после шипящих ПИШЕМ :
- в словах, называющих предметы (именах существительных), единственного числа женского рода (мышь, ночь, вещь);
- в словах, называющих действия (глаголах), 2 лица единственного
числа (бежишь, поёшь, живёшь);
- в словах, называющих действия (глаголах) – инфинитивах (беречь, жечь)
мягкий знак после шипящих НЕ ПИШЕМ:
- в словах, называющих предметы (именах существительных) единственного числа мужского рода ( калач, мяч, плащ);
- в словах, называющих предметы (именах существительных) множественного числа родительного падежа (много задач, нет туч)
- Удвоенная согласная (смотри по словарю)
Для орфограмм слабой позиции подходит универсальный способ проверки – ПИШИ ПО СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ. Этот закон письма подходит для всех морфем: корня, окончания, приставки, суффикса. Для пользования этим законом нужно выполнить несколько шагов :
1. Определить в какой части слова встретилась орфограмма.
2. Если орфограмма в корне, то способ проверки следующий:
- изменить слово по числу, падежу, времени ( д_ма – дом (Ч),
г_ра – гор (П), б_жал – бегает (В)) ;
- подобрать родственное слово ( м_ряк, м_рской - море)
3. Если орфограмма не в корне, а в окончании, то нужно
определить, что называет слово – предмет или признак. И
воспользоваться проверочными словами
( для слов, называющих предметы (существительных):
стена, земля - ж.р. с окончанием –а,- я , стол, конь – м.р., окно,
бельё – ср.р., степь – ж.р. с нулевым окончанием ;
для слов, называющих признаки - (золотой, золотая, золотое,
золотые).
Окончания слов, называющих действия (глаголов) пишутся по
особому способу – по спряжению .
4. если орфограмма слабой позиции в приставке или суффиксе,
подбираем слово с сильной позицией в приставке или суффиксе.
Все данные орфограммы проверяются по закону русского письма. Но есть достаточно случаев, когда закон «ПИШИ ПО СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ» не срабатывает, т.е. нарушается. Обычно это связано с правописанием окончаний, приставок. И здесь снова работаем по правилу. Поэтому выделяется блок орфограмм, которые пишутся не по закону русского письма, с нарушением. Сюда относятся такие случаи как :
- правописание существительных с основой, оканчивающейся на -ий: санаторий, гербарий, коллекция, гимназия, исключение. Падежные окончания этих слов не будут совпадать с окончаниями проверочных слов (стена, стол, окно, степь);
-правописание окончаний прилагательных мужского рода единственного числа именительного падежа. Так, в слабой позиции пишем окончания -ЫЙ, -ИЙ (красный, синий), хотя в проверочном слове окончание –ОЙ (золотой);
- правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа родительного падежа -ОГО, -ЕГО
Всё выше описанное представлено в схеме 2.
Если рассматривать данную схему с точки зрения её наполнения, то картина может выглядеть следующим образом:
1 класс. Знакомство с орфограммами сильной позиции (правописание букв А,У,Е,И после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу – щу); правописание И,Ы после Ц; правописание О//Ё после шипящих в корне; обозначение мягкости согласных, Ь и Ъ разделительные)
2 класс. Знакомство с орфограммами слабой позиции. Цель данного блока –научиться видеть ошибкоопасные места в корне слове (слабые позиции), выделять их и находить способ правильного их написания. Овладев способами проверки по словарю, по правилу, учащиеся знакомятся со способом проверки по сильной позиции :
изменение слова (при этом происходит знакомство с морфологией – морфологическими признаками слова: род, число, падеж; время, лицо);
подбор родственного однокоренного слова (при этом формируются такие понятия , как семья родственных слов, словообразование (состав слов: окончание, основа, корень, аффиксы).
3 класс. Продолжается знакомство с орфограммами слабой позиции, но уже не в корне, а в других частях слова: окончании, приставке, суффиксе. В данных позициях способ проверки орфограмм как в корне не подходит. Выходим на новый способ проверки – проверочное слово.
Так, наблюдая за словами, называющими предмет (существительными), а точнее за их окончаниями, вместе с детьми приходим к выводу, что все слова можно разделить на 4 группы : 1) слова женского рода и мужского рода с окончаниями -А,-Я; 2) слова мужского рода с нулевым окончанием; 3) слова среднего рода с окончаниями -О, -Е; 4) слова женского рода с нулевым окончанием. В каждой из этих групп изменение окончания по падежам (склонение) будет происходить одинаково. Поэтому достаточно выделить в каждой группе несколько(1-2) слов , в которых окончания будут в сильной позиции, и по их образцу писать окончания в других словах. Например, слова первого набора (слова женского рода и мужского рода с окончаниями -А,-Я) можно проверять словами стена, земля; слова второго набора (слова мужского рода с нулевым окончанием) – стол, пень; слов третьего набора (слова среднего рода с окончаниями -О, -Е) – словами окно, бельё; слова четвёртого набора (слова женского рода с нулевым окончанием) – степь.
Выглядеть это будет так:
В корзин__ - (корзина –ж.р.→ стена) –в стене′ → в корзине
С учебник__м - (учебник –м.р. →стол) – со столо′м → с учебником
Для прилагательных проверочным словом может быть золотой, пустой или местоимённое прилагательное какой. По окончаниям данных слов пишутся окончания других прилагательных.
Алгоритм проверки орфограмм в окончании
| |
| В корзин__ - (корзина –ж.р.→ стена) –в стене′ → в корзине С учебник__м - (учебник –м.р. →стол) – со столо′м → с учебником |
Данный алгоритм даёт общий способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях и переносит его на частные случаи.
Аналогичный подход и к правописанию приставок и суффиксов. Подбираем проверочное слово, в котором приставка или суффикс будет в сильной позиции.
Для глаголов способ проверки личных окончаний по сильной позиции не подходит. Здесь работает другой способ – проверка по спряжению. Таким образом, определение спряжения становится не самоцелью, а средством правописания окончаний глаголов.
Чаще всего, определяя спряжение глаголов, мы пользуемся способом: все глаголы в неопределённой форме на -ИТЬ относятся ко 2-му спряжению, все остальные глаголы - к 1-му спряжению. Исключения составляют 7 глаголов на –еть (вертеть, обидеть, смотреть, терпеть, видеть, ненавидеть, зависеть ) и 4 глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать)
Но это не единственный способ определения спряжения . Есть другой подход, исходящий их анализа окончаний глаголов, основ, инфинитивов. И, на мой взгляд, такой подход объясняет, для чего приходится знакомиться со всеми этими понятиями.
Так, например, ситуация:
Какие окончания будут в словах гуля_шь (е//и?), дыш_т(е//и?)
Способов рассуждений может быть несколько.
1 способ.
Слово гуля_шь ставим в начальную форму (инфинитив) – гулять. Эта форма слова оканчивается не на - ить, значит, это 1 спряжение, окончание слова пишем с буквой -Е: гуляешь. Слово дыш_т ставим в инфинитив – дышать. Слово – исключение, 2 спряжение. Пишем: дышит.
2 способ.
Слово гуля_шь стоит в форме единственного числа, 2-го лица. Изменим форму на 3 лицо множественного числа - гуляют. Окончание - ЮТ указывает на 1 спряжение. Слово дыш_т стоит в форме единственного числа, 3-го лица. Изменим форму слова на множественное число. Получим проблему: дышат или дышут?
Таким образом, тип спряжения определён, личные окончания написаны. Но нужно признать, что каждый из этих способов имеет свои проблемы: можно забыть слова – исключения, правописание личных окончаний глаголов во множественном числе может быть спорным, так как находится в слабой позиции. Нужна дополнительная проверка.
3 способ.
Этот способ требует анализа форм глаголов. Он даётся не сразу, а создаётся вместе с детьми в процессе наблюдения, исследования форм глаголов (связь личных форм и инфинитива, 2 типа основ глаголов).
В процессе наблюдения учащиеся выделяют 2 типа основ глаголов: - усекаемые (когда основа личной формы глаголов не совпадает с основой инфинитива)
инфинитив личная форма
- неусекаемые (когда основы личной формы глаголов и инфинитива совпадают).
инфинитив личная форма
Причём все слова с неусекаемой основой относятся к 1-му спряжению. Слова с усекаемой основой относятся и к 1-му спряжению и ко 2-му в зависимости от суффикса. Слова с суффиксом –И-, -Е- - это 2-е спряжение, слова с суффиксами –У-,-О-,-Я- - это 1-е спряжение. Проблемный суффикс - а – определяет спряжение в зависимости от соседа – согласного: если - а- стоит после шипящего, то это 2-е спряжение, если суффикс -а- стоит не после шипящего, то это 1-е спряжение.
В схеме это можно представить следующим образом:
На первый взгляд схема может показаться сложной, но данный алгоритм не требует запоминания, он требует понимания последовательности шагов при определении спряжения. Данная схема учитывает и слова – исключения. Они тоже укладываются в данную схему. Все глаголы укладываются в данную схему.
Рассмотрим правописание слов гуля_шь (е//и?), дыш_т (е//и?) данным способом.
ГУЛЯ_ШЬ
- Ставим слово в форму инфинитива: ГУЛЯТЬ.
- Определяем тип основы: ГУЛЯТЬ – ГУЛЯЮ – ГУЛЯ_ШЬ. Основа всех форм глагола одинакова - ГУЛЯ . Значит, неусекаемая.
Значит, это слово 1-го спряжения. Окончание глагола пишем с буквой Е. гуля_шь – (. гулять, Н/У основа, 1 спр.) – гуляешь
ДЫШ_ШЬ
1. Ставим слово в форму инфинитива: ДЫШАТЬ.
2. Определяем тип основы: ДЫШАТЬ–ДЫШУ–ДЫШ_ШЬ . Основа в личных формах глагола и инфинитиве различается (суффикс – А-). Значит, основа усекаемая.
3. В основе инфинитива есть суффикс –А-. Он стоит после шипящего согласного (…ША..) , значит, это 2 спряжение. В личной форме окончание с –И-. ДЫШИШЬ.
Дыш_шь – (дышать, У осн.,шип. + а, 2 спр.) - дышишь
Рассуждая по данному алгоритму, слово ДЫШАТЬ уже не будет считаться исключением, как и многие другие глаголы, считающиеся исключениями.
Однако и при таком способе рассуждений есть несколько слов, нарушающих схему, но имеющих в ней своё место. Это слова:
ГНАТЬ (усекаемая основа, суффикс – а - не после шипящего). По данным признакам должно относиться к первому спряжению, но оно относится ко 2-му спряжению. Это слово просто нужно запомнить.
СТЕЛИТЬ (усекаемая основа, суффикс – и) должно быть 2-го спряжения, но относится к глаголам 1-го спряжения, т.к. имеет ещё одну форму- изначальную - СТЛАТЬ (по В.И.Далю). Эта же форма по своим признакам является глаголом 1-го спряжения.
БРИТЬ по виду похоже на глагол 2 спряжения, но таковым не является, т.к. этимология слова показывает, что - И- - часть корня, но не суффикс
( в корне возможно чередование и//е: брить- брею- брадобрей). Поэтому основа – неусекаемая, следовательно, глагол 1 – го спряжения.
ХОТЕТЬ будет относиться и к 1-му и ко 2-му спряжению. Оно разноспрягаемое. В единственном числе – 1-е спряжение, во множественном числе – 2-е спряжение.
Мы рассмотрели три способа определения правописания личных окончаний глаголов. Если учащимся предложить данные способы, то в силу своих возможностей, способностей каждый ученик сможет выбрать наиболее приемлемый и понятный для себя способ действий и пользоваться им. Самое главное в работе учителя - дать учащимся возможность выбора решения, направление рассуждений, простор для мыслительной деятельности.
ЧАСТИ РЕЧИ
Понятие ЧАСТИ РЕЧИ закладывается ещё в первом классе. Учащиеся наблюдают за словами, их лексическим значением, работой в предложении и приходят к выводу, что все слова русского языка можно разделить на несколько групп:
1) Слова, называющие предметы (можно эти слова обозначить моделью, например ): стол, поляна, яблоко, кошка, деревья, мама и др. Слова отвечают на вопрос КТО? ЧТО?
2) Слова, называющие действия (можно эти слова обозначить моделью, например ): бежал ,лепят, смотрю, летает, делать ,смеяться и др. Слова отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
3) Слова, называющие признаки (можно эти слова обозначить моделью, например ): длинный, большой, красный, молодой, деревянный и др. Слова отвечают на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
4) Слова, которые ничего не называют, но работают в предложении, связывая слова (можно эти слова обозначить моделью, например )
Таким образом, у учащихся формируется представление о работе слов : - называть определённые предметы, действия, признаки (определение принадлежности к определённой группе слов - по вопросу);
- работать в предложении.
Например, ситуация на уроке. 1 класс.
Учащимся предлагается набор слов
ВОРОБЕЙ, СОБАКА, ЛАЕТ, НА , МАЛЕНЬКИЙ
Учитель: - Как вы считаете, что написано на доске?
Ученики: - Слова…. Набор слов.
Учитель: - Почему вы решили, что это набор слов?
Ученики начинают объяснять, что эти слова называют какие-то предметы (воробей, собака), действие (лает), признак. Учащиеся определяют значение слов по вопросу. Продолжая мысль, говорят, что непонятно о чём идёт речь, слова не связаны.
Учитель: - Составьте из этих слов предложение.
Ученики: - Собака лает на маленького воробья.
Маленькая собака лает на воробья.
Учитель: - Что вы сделали, чтобы выполнить задание? Одинаковые ли получились предложения?
В процессе рассуждений учащиеся приходят к выводу, что для получения предложения необходимо связать слова, изменив их форму и воспользоваться вспомогательными словами. Причём, слова разных групп меняются по-разному. Смысл предложений различается, потому что слова-признаки связаны с разными словами-предметами.
Но эти предложения и похожи тем, что именно собака лает на воробья. Т. е., выбран один и тот же предмет сообщения, который выполняет действие. Выбран один и тот же объект, на который направлено действие.
П О
.
Учитель: - Попробуйте поменять предмет сообщения и объект. Что может получиться?Моделируя новый тип предложения,
.
учащиеся получают новое предложение:
Воробей лает на маленькую собаку.
Маленький воробей лает на собаку.
Данные предложения не реальны, не имеют смысла. Несмотря на то, что слова относятся к одной группе слов (предметы), в предложении они могут стоять только в определённом месте.
Т.о., в первом классе закладываются широкие рамки понятия частей речи, не называя их, формируются первичные представления о частях речи - выделяют группы слов, которые различаются своим значением и назначением; находят способ различать эти слова ( по вопросу); изменяют форму этих слов для связи в предложении; определяют работу слов в предложении (предмет сообщения, сообщение о предмете) и показывают это графически (одной, двумя линиями, волнистой чертой).
В последующих классах представление учащихся о частях речи расширяются. Формируются понятия самостоятельные и служебные части речи, грамматические значения и грамматические формы частей речи.
Все эти понятия формируют полное представление о частях речи и являются средством мыслительной деятельности учащихся.
Например, поставлена учебно – практическая задача: определить какой частью речи является определенное слово.
Возможны несколько вариантов действий.
- Определить, что называет данное слово (предмет, действие, признак, число и т.д.).
Предмет – имя существительное, действие – глагол,
признак – имя прилагательное и т.д.
- Задать вопрос
Кто?что? – имя существительное, какой? – прилагательное,
Что делать? – глагол и т.д.
Но встречаются случаи, когда эти способы не работают. Например, ОН, ТЕЧЬ, СТИХ…
Какие действия могут быть в этом случае? Нужно помнить, что часть речи – это слово - знак, который принадлежит к определённой группе, обладает определёнными грамматическими значениями, работает в предложении. Поэтому, чтобы определить часть речи, необходимо исследовать его грамматическую форму, работу в предложении или словосочетании.
Способ определения части речи.
ЧАСТИ РЕЧИ
- Что называет слово?
предмет
- На какой вопрос отвечает?
Кто? Что?
Что делать?
Что сделать?
Какой? Какая? Какое? Какие?
- Грамматические значения(связь слов в словосочетании)
Р Ч П
В Ч Л Р
- Роль в предложении или словосочетании
Украшение предмета сообщения или объекта
Сообщение о предмете
(главное слово)
предмет сообщения (главное слово),
предмет, на который направлено действие
Рассмотрим ситуацию на конкретном примере.
Ученикам четвёртого класса необходимо решить учебно – практическую задачу: определить, какой частью речи является слово «стих».
Один из учеников выходит на освоенный способ:
- Это имя существительное, потому что отвечает на вопрос что? Обозначает предмет.
Учитель высказывает сомнение. Другой ученик возражает:
- Но ведь не всегда это слово может обозначать предмет. А если сказать: Ветер стих?
Таким образом, учащиеся включаются в диалог, в некое исследование части речи как знака, у которого есть грамматическая форма, значение и исследуют их. Происходит преобразование ситуации, входящей в учебную задачу. Ситуация «узнай часть речи» переходит в ситуацию «исследуй грамматическую форму, значение данной неизвестной части речи, её работу в предложении или словосочетании». При этом учащиеся все свои действия, выводы фиксируют в моделях.
Предлагаю вариант модели, в которой по вертикали дети планируют свои действия, по горизонтали – выстраивают пути решения учебных задач.
| стих - часть речи? |
Цель: создать ситуацию успеха | Работает вопрос что?, значит это имя существительное |
| Какой вопрос будет работать в сочетании ветер стих? |
| Учащиеся анализируют связь слова стих с другими частями речи. Возможна связь с именем прилагательным красивый стих, с именем существительным, указывающим принадлежность кому –либо или чему –либо: стих автора. И в данных сочетаниях слово стих будет иметь определённый набор грамматических значений и форм: род (мужской он, мой), падеж (именительный, если это субъект действия, или винительный, если это объект действия), число (единственное). В сочетании ветер стих слово стих будет иметь уже иной набор грамматических значений и форм: время (прошедшее, так как действие уже прошло), род (мужской, так как речь идёт о ветре, он), число (единственное). |
| Обобщая вышесказанное, учащиеся моделируют свои суждения: стих 1. имеет лексическое значение – «ритмически организованная единица речи, литературное произведение». 2. обозначает предмет 3. отвечает на вопрос что? 4. имеет грамматические значения (род, число падеж) Р муж.(он, мой) Ч ед. (один) П им. Стих 1. имеет лексическое значение – стать тише 2. обозначает действие 3. отвечает на вопрос что сделал? 4. имеет грамматические значения (время, род, число) В прошедшее Р мужской Ч единственное В ходе обсуждения выясняется, что вариативность суждений стала возможной только тогда, когда слово поставили работать в предложении или словосочетании. Именно оттуда стало возможным определение лексического значения, грамматичес-ких значений и форм. Следовательно, есть ещё один способ определения части речи – работа слов в предложении, его связь с другими частями речи. Связываясь с именем прилагательным (обозначающим качество или при- надлежность кому – либо) или глаголом, слово стих может выполнять в предложении работу подлежащего (субъекта действия) или дополнения (объекта действия): S Хороший стих написан. О Автор написал стих. Связываясь же с именем существительным или наречием (обозначающим качество действия), слово стих выполняет в предложении другую работу – работу сказуемого (действия предмета): Ветер стих. Стих быстро Учащиеся приходят к выводу, что для создания наиболее полной картины определения части речи необходимо рассмотреть слово со всех сторон, т.е. как систему. |
Таким образом, суждения учащихся приобретают в моделях более полный вид:
Стих
Ч ед. П Им.
Хороший стих. Написал стих.
Вывод: слово стих – имя существительное. | Стих
сделать тише.
Ч ед. Р муж.
Ветер стих. Стих быстро.
Вывод: Слово стих – глагол. |
Аналогично можно выстроить знакомство с новой частью речи – местоимением.
Проблема: ОН - какая это часть речи?
Если обратить сразу внимание на вопрос, то вывод будет следующий:
Слово ОН отвечает на вопрос кто? или что? Значит, это имя существительное.
Для детей этот вывод будет естественным. Но учитель сомневается, предлагая рассмотреть слово со всех сторон.
-Что обозначает слово ОН?
Идём по алгоритму, выстраивая цепь рассуждений.
- ОН – отвечает на вопрос кто?
- Лексическое значение : конкретного значения нет,
- Обозначает предмет, не называя его.
- Имеет грамматические значения
Р муж (указывает на предмет муж.рода)
Ч ед. (один)
П Им.
- Связывается с прилагательным и глаголом
Он интересный.
Он пришёл.
- В предложении - подлежащее.
Вывод: Слово ОН похоже на имя существительное по вопросу, грамматическим значениям, работе в предложении. Но оно не имеет собственного лексического значения. Значит, слово ОН быть именем существительным не может. Оно может иногда работать вместо имени существительного, заменяя его. Поэтому данное слово - новая часть речи – местоимение.
Таким образом можно строить знакомство с любой новой частью речи. Анализируя общие похожие значения частей речи, найти их коренные различия. Эти различия и будут указывать на появление новой части речи. Поэтому в схеме «Способ определения части речи», приведённой выше, есть свободные «клетки» - места для новых частей речи, слов с иными значениями.
Например, предложим детям сравнить два предложения:
Мальчик, бегающий по утрам, - мой сосед.
Мальчик, бегавший по утрам, - мой сосед.
Учитель: - Чем похожи и чем различаются данные предложения?
Ученики говорят о том, что в этих предложениях идее речь об одном мальчике, и информация о нём одинаковая – он сосед автора, бегает по утрам. И вот здесь мнения детей делятся: бегает или бегал?
Таким образом, выясняют различия предложений: время. В первом предложении – настоящее время, во втором - прошедшее.
Учитель: - Что указывает на время в предложениях?
Ученики: - Слова бегающий и бегавший.
Учитель: - Какой частью речи могут быть эти слова?
И вот здесь ученики анализируют эти слова, действуя по алгоритму:
Бегающий
Р муж. Ч ед. П Им. В наст.
| Бегавший
Р муж. Ч ед. П Им. В прош.
|
Приходят к выводу, что эти слова объединили в себе признаки имени прилагательного (обозначение признака, вопрос, падеж, окончания) и глагола (обозначение действия и время). Значит, эти слова относятся к новой группе слов, являются новой частью речи. Дети называют её по разному: «отглагольное прилагательное», «прилагательный глагол», «прилоглаг», «глагоприл». В этой ситуации совершенно не важно какое название дадут дети данной части речи (они познакомятся с ней позже, в старших классах). Важно то, что дети могут выделить новую часть речи, разглядеть её особенности и отличия от других групп слов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд, такой системный подход к изучению русского языка в начальной школе формирует не формальное, а более осмысленное овладение языком, пробуждает интерес к изучению. Даёт возможность, не запоминая правил, а понимая их механизм, применять на практике.
При таком аналитическом («исследовательском») подходе будут сняты многие проблемы при изучении языка и в основной школе. Все заложенные понятия будут только дополняться: новые части речи, их морфологические особенности, новые способы словообразования, новые орфограммы и т.д.
Кроме этого, данный подход к изучению языка – только средство формирования ученика как личности. Он мыслит, анализирует, ищет варианты решения проблемы, доказывает своё мнение. Учится слушать, понимать иную точку зрения…
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изложение отдельных тем русского языка в схемах.
Схема 1. Слово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Самооценивание продвижения в предмете «Русский язык»
Урок русского языка в 1 классе, целью которого является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной дятельности по определению и применению способов действия с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
Рабочая программа отдельных учебных предметов Русский язык начальное общее образование 1-4 классы классов компенсирующего обучения срок реализации 4 года
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Горецкий, Зеленина, Хохлова....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Внеклассное мероприятие по предмету (русский язык) "Справочная служба русского языка"
Тип мероприятия: Интеллектуальная играФорма: СостязаниеЦель: прививать любовь к родному языку через игру...
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...