«Написание изложений на основе моделирования»
методическая разработка по русскому языку по теме

Бочкарева Татьяна Владимировна

   Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОС НРК, особое внимание уделяю развитию интеллектуальных и творческих способностей младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода в образовании.

    Под личностно-ориентированным образованием понимаем такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей познавательных стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

   Для достижения поставленной цели значительно усовершенствовала свою педагогическую систему. Мною были изучены и освоены методы символической и личной аналогии, предлагаемые доктором педагогических наук А.М. Страунинг.  

Аранжировка методов и приёмов различных технологий позволила создать условия для осуществления личностно-ориентированного подхода при обучении.  

   Графическая аналогия - это умение обозначать каким-либо символом реальный образ. Графической аналогией я подвожу детей к понятию «свертывание» – умению выделить в образах самое главное. Дети осваивают схематическую модель, которая отражает последовательное движение сюжета.

   Умение составлять модели помогает детям в составлении плана устного ответа и в написании изложений. Мною разработана методическая рекомендация «Написание изложений на основе моделирования»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Написание изложений на основе моделирования Автор – Т. В. Бочкарева, учитель начальных классов МОУСОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов «Полифорум»

Слайд 2

Ударение. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Изложение. Прокатился. Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика. Витя выбежал на лёд. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал. На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды. (44 слова) Вопросы к тексту: Какая была погода? Где играли дети? Чем они были заняты? Что случилось с Витей? Кто спас Витю?

Слайд 3

Примерный план и схема-модель. 1. Солнечный денёк. 2. Тонкий лёд. 3. Храбрый поступок.

Слайд 4

Словарно-орфографическая подготовка. Проверьте написание безударных гласных в словах: стоял, денёк, снежки, снеговик, лепили, выбежал, коньки, затрещал, закричал, ухватился, из воды. Запомни: верёвка.

Слайд 5

Проверяемые безударные гласные в корне. Изложение. Митина шляпа. Весной Митя забыл в лесу шляпу. Через месяц Митя пошёл в лес за ландышами. На суку он увидел шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб. Митя тихонько отошёл. (42 слова) Вопросы к тексту. В чём птичка устроила гнездо? В какое время года это было? Из чего вы заключили, что это было весной, в мае? Зачем Митя раскрошил хлеб?

Слайд 6

План и схема – модель. 1. Потеря. 2. Гнездо в шляпе. 3. Не испугать птенцов!

Слайд 7

Предлоги. Изложение. Протоптали тропинку. Ночью была вьюга. У домов люди прокладывали дорожки. Шли ребята в школу. Остановились у дома бабушки Марьи. Она одна живёт. Как бабушка к колодцу пройдёт? Вошли дети во двор. От ворот до дома ходили по глубокому снегу. Протоптали тропинку для бабушки. (43 слова) Вопросы к тексту. Чем занимались люди после ночной вьюги? Почему ребята остановились у дома бабушки Марьи? Что они решили сделать? Как вы относитесь к поступку ребят?

Слайд 8

Примерный план и схема-модель. 1. Уборка снега. 2. Как помочь бабушке? 3. Смекалка ребят.

Слайд 9

Словарно-орфографическая подготовка. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание: ноч.ю, в.юга, Мар.и, д.мов, прот.птали. Объясните написание предлогов .

Слайд 10

Слово и слог. Перенос слов. Изложение. Нельзя обижать животных. Володя гулял по двору. Ему было скучно. Собака Жучка грызла кость. Володя взял палку и бросил её в Жучку. Собака прыгнула и укусила мальчика в ногу. Володя заплакал и побежал к маме. А мама сказала, что Володя сам виноват. Нельзя обижать животных! (45слов) Вопросы к тексту. Что случилось с Володей во дворе? Почему Жучка укусила мальчика? Почему мама оправдала поведение собаки? Как нужно относиться к животным?

Слайд 11

Вопросы плана и схема-модель. 1. Чем заняться? 2. Атака Жучки. 3.Совет мамы.

Слайд 12

Словарно-орфографическая подготовка. Назовите слова, которые необходимо написать с большой буквы. Объясните правописание гласных в словах: побежал, виноват, обижать, собака.

Слайд 13

Раздельное написание предлогов. Сочетание жи, чк. Написание собственных имён. Изложение. Птичка. Поймал Серёжа чижа. Он посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Серёжа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Серёжа перестал ловить птиц. (40 слов) Вопросы к тексту. Почему Серёжа никогда больше не ловил птиц? Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички? В чём был виноват Серёжа?

Слайд 14

Примерный план и схема-модель. 1. Чиж в клетке. 2. Смерть друга. 3. Решение Серёжи. Слова для справок: поймал, посадил, ударился, с тех пор.

Слайд 15

Сочетание нч, чк, ча, ши. Изложение. Одуванчики. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик. Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (41 слово) Вопросы к тексту. Из каких цветов сплела Танюша венок? Почему венок назван золотым? С чем сравнивают цветок одуванчика? Когда одуванчик становится белым? Почему эти цветы зовут одуванчиками?

Слайд 16

Вопросы плана и схема из картинок 1. На что похож цветок одуванчика? 2. Почему цветок называется одуванчик?

Слайд 17

3. С чем пришла Танюша домой? 4. Когда одуванчики закрывают свои цветочки? Запомни: одуванчики, пришла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества младших школьников на основе моделирования.

Основная цель обучения русскому языку в начальной школе - это формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.  Обращение к моделированию о...

Конспект урока русского языка для 3 класса ("Написание изложения")

Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.Цели:   1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его  основной мысли2.Формировать умение составлять план3. Фор...

Методическая разработка этапа урока по написанию изложения (языковой анализ).

В данной разработке представлен опыт подробного языкового анализа текста....

Памятки для учащихся при написании изложения

Как подготовиться к изложению.Как работать над кратким изложением....

Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.

Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...

План-конспект урока русского языка по написанию изложения

План-конспект урока русского языка по написанию изложения (учебник Иванова 3 класс урок № 26 «Начальная школа XXI века»)...

Презентация на основе статьи Тивиковой С.К. "Творческое изложение на основе метода прогнозирования"

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Определенную роль в этом процессе играет такой вид работы, как творческие изложения, которые отличаются от других видов...