Конспект урока русского языка для 3 класса ("Написание изложения")
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.
Цели: 1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его основной мысли
2.Формировать умение составлять план
3. Формировать представление об изложении
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_izlozheniya_.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока №1
Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.
Цели: 1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его основной мысли
2.Формировать умение составлять план
3. Формировать представление об изложении
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку
Задачи: Учить выделять тему текста, его основную мысль.
Учить составлять план текста.
Учить внимательно относиться к русскому языку.
Оборудование: набранный текст изложения для каждого из учащихся на отдельных перфокартах; классная доска.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Объявление учащимся темы и целей урока
ІІІ. Актуализация уже имеющихся знаний, умений и навыков
- Что такое текст?
(текст - это законченное речевое произведение, состоящее из нескольких последовательных и связанных между собой предложений).
- Что такое тема текста?
(то, о чём говорится в тексте)
- Что мы понимаем под ключевыми словами?
(слова, по которым можно восстановить текст)
- А что называют опорными словами?
(слова, которые связывают предложения в тексте, относятся к теме и выражают её)
- Какие виды связи предложений в тексте вы знаете?
- Как доказать, что в тексте цепная связь?
ІV. Подготовитепьная работа
1. Чтение текста самими учащимися
(Текст изложения напечатан у каждого ребёнка на отдельном листе).
В зимнюю стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Было тихо. Блестящий иней оседал на спины животных. Они дремали. Вдруг совсем рядом послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Это были волки. Лосиха с лосёнком помчались в сторону деревни.
В крайнем доме жил лесник. Он разгребал во дворе снег. Лосиха с лосёнком бросились прямо в открытые ворота. За ними гнались волки. Лесник не растерялся, замахнулся на волков лопатой и закрыл ворота. Лоси были спасены.
2. Беседа по содержанию
- Является ли данная группа предложений текстом?
(Да, предложения связаны по смыслу)
- О ком здесь рассказано?
(О лосихе, лосёнке, волках и леснике)
- Что сказано про лосиху с лосёнком?
(Они ночевали в густом осиннике)
- Что сказано про волков?
(Они хотели напасть на лосей)
- Что сказано про лесника? (он спас животных)
- Сформулируйте основную мысль текста (Лесник спас людей от волков).
- А как можно озаглавить этот текст? (Спаситель)
- Чем в тексте являются слова лосиха, лосёнок, волки, лесник?
(ключевыми словами)
- Объясните почему? (по ним можно восстановить этот текст)
- Давайте вместе с вами составим опорную схему по ключевым словам.
Так на доске появиться следующая схема ☺
№ Предложения | Лосиха | Лосёнок | Волки | Лесник | ПЛАН |
1 | Лосиха | С лосенком |
|
| 1. Лоси ночевали в осиннике |
2 |
|
|
|
| |
3 | Животных |
|
| ||
4 | Они |
|
| ||
5 |
|
|
|
| 2. Опасность |
6 | Лосиха |
|
|
| |
7 |
|
| Волки |
| |
8 | Лосиха | С лосенком |
|
| |
9 |
|
|
| Лесник | 3. Лоси спасены |
10 |
|
|
| он | |
11 | Лосиха | С лосенком |
|
| |
12 | За ними | Волки |
| ||
13 | Лоси | На волков | Лесник | ||
14 |
|
|
|
|
- Эта опорная схема поможет вам в написании изложения. Но прежде мы должны составить план.
Давайте ещё раз прочитаем 1 абзац.
- О чём в нём говорится? Давайте озаглавим его.
(Лоси ночевали в осиннике)
- Прочитаем 2 абзац. Как озаглавим его? (Опасность)
- Прочитаем 3 абзац. Какова основная мысль? (Лоси спасены)
- Изобразим план на доске:
План
1. Лоси ночевали в осиннике.
2. Опасность.
3. Лоси спасены.
- Посмотрите на нашу опорную схему.
Можно ли по ней определить, каким видом связи обладает этот текст?
(Цепной)
- Как догадались? (Есть опорные слова)
- Какие? (Лосиха с лосёнком: животных, они, за ними, лоси).
3. Словарно-орфографическая работа
На доске разбираем слова:
(коллективно)
лосиха, лосёнок (лось), ночевали (ночь), осиннике, блестящий (блеск), иней, оседал, животных, дремали, насторожилась, помчались, деревни, лесник, разгребал, ворота, не растерялся, лопатой, спасены.
Далее на доску выписываются трудные словосочетания:
В густом осиннике,
Оседал на спины,
Помчались,
Разгребал снег,
Замахнулся на волков,
Были спасены.
4. Устный пересказ по плану или вопросам учителя
Вопрсы первоначально соответствуют каждому предложению:
- Кто ночевал в густом осиннике?
- Что оседало наспины животных?
- Что делали лоси?
- Почему лосиха насторожилась?
- Кто это был?
- Куда помчались лосиха с лосёнком?
- Кто жил в крайнем доме?
- Что он делал во дворе?
- Куда бросились лосиха с лосёнком?
- Кто гнался за ними?
- Что сделал лесник?
- Кто был спасён?
В дальнейшем вопросы усложняются:
- Что было в зимнюю стужу в густом осиннике?
- Что произошло с лосихой и лосёнком?
- Кто и как им помог?
5. Пересказ всего текста
V. Написание изложения
VI. Самопроверка
VII. Анализ работ учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...
Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.
Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...
Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс
Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива...
Конспект урока русского языка, 2 класс, Написание -ь- и -ъ-
Конспект составлен по программе Школа - 2100...