Конспект урока русского языка для 3 класса ("Написание изложения")
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Коврова Светлана Фёдоровна

Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.

Цели:   1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его  основной мысли

2.Формировать умение составлять план

3. Формировать представление об изложении

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon napisanie_izlozheniya_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока №1

Тема: Написание изложения по коллективно составленному плану.

Цели:   1. Формировать у учащихся представление о теме текста, его  основной мысли

2.Формировать умение составлять план

3. Формировать представление об изложении

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Задачи: Учить выделять тему текста, его основную мысль.

Учить составлять план текста.

Учить внимательно относиться к русскому языку.

Оборудование: набранный текст изложения для каждого из учащихся на отдельных перфокартах;                                  классная доска.

ХОД УРОКА

І.         Организационный момент

ІІ.         Объявление учащимся темы и целей урока

ІІІ.         Актуализация уже имеющихся знаний, умений и навыков

- Что такое текст?

(текст - это законченное речевое произведение, состоящее из нескольких последовательных и связанных между собой предложений).

 - Что такое тема текста?

(то, о чём говорится в тексте)

 - Что мы понимаем под ключевыми словами?

(слова, по которым можно восстановить текст)

- А что называют опорными словами?

(слова, которые связывают предложения в тексте, относятся к теме и выражают её)

- Какие виды связи предложений в тексте вы знаете?  

- Как доказать, что в тексте цепная связь?

ІV.         Подготовитепьная работа

1. Чтение текста самими учащимися

(Текст изложения напечатан у каждого ребёнка на отдельном листе).

В зимнюю стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Было тихо. Блестящий иней оседал на спины животных. Они дремали. Вдруг совсем рядом послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Это были волки. Лосиха с лосёнком помчались в сторону деревни.

В крайнем доме жил лесник. Он разгребал во дворе снег. Лосиха с лосёнком бросились прямо в открытые ворота. За ними гнались волки. Лесник не растерялся, замахнулся на волков лопатой и закрыл ворота. Лоси были спасены.

2. Беседа по содержанию

- Является ли данная группа предложений текстом?

(Да, предложения связаны по смыслу)

- О ком здесь рассказано?

(О лосихе, лосёнке, волках и леснике)

- Что сказано про лосиху с лосёнком?

(Они ночевали в густом осиннике)

- Что сказано про волков?

(Они хотели напасть на лосей)

- Что сказано про лесника? (он спас животных)

- Сформулируйте основную мысль текста (Лесник спас людей от волков).

- А как можно озаглавить этот текст? (Спаситель)

- Чем в тексте являются слова лосиха, лосёнок, волки, лесник?

(ключевыми словами)

- Объясните почему? (по ним можно восстановить этот текст)

- Давайте вместе с вами составим опорную схему по ключевым словам.

 Так на доске появиться следующая схема

№ Предложения

Лосиха

Лосёнок

Волки

Лесник

ПЛАН

1

Лосиха

С лосенком

 

 

1. Лоси ночевали в осиннике

2

 

 

 

 

3

Животных

 

 

4

Они

 

 

5

 

 

 

 

2. Опасность

6

Лосиха

 

 

 

7

 

 

Волки

 

8

Лосиха

С лосенком

 

 

9

 

 

 

Лесник

3. Лоси спасены

10

 

 

 

он

11

Лосиха

С лосенком

 

 

12

За ними

Волки

 

13

Лоси

На волков

Лесник

14

 

 

 

 

- Эта опорная схема поможет вам в написании изложения. Но прежде мы должны составить план.

Давайте ещё раз прочитаем 1 абзац.

- О чём в нём говорится? Давайте озаглавим его.

(Лоси ночевали в осиннике)

- Прочитаем 2 абзац. Как озаглавим его? (Опасность)

- Прочитаем 3 абзац. Какова основная мысль? (Лоси спасены)

- Изобразим план на доске:

План

1. Лоси ночевали в осиннике.

2. Опасность.

3. Лоси спасены.

- Посмотрите на нашу опорную схему.

Можно ли по ней определить, каким видом связи обладает этот текст?

(Цепной)

- Как догадались? (Есть опорные слова)

- Какие? (Лосиха с лосёнком: животных, они, за ними, лоси).

3. Словарно-орфографическая работа

На доске разбираем слова:

(коллективно)

 лосиха, лосёнок (лось), ночевали (ночь), осиннике, блестящий (блеск), иней, оседал, животных, дремали, насторожилась, помчались, деревни, лесник, разгребал, ворота, не растерялся, лопатой, спасены.

Далее на доску выписываются трудные словосочетания:

В густом осиннике,

Оседал на спины,

Помчались,

Разгребал снег,

Замахнулся на волков,

Были спасены.

4. Устный пересказ по плану или вопросам учителя

Вопрсы первоначально соответствуют каждому предложению:

-  Кто ночевал в густом осиннике?

- Что оседало наспины животных?

- Что делали лоси?

- Почему лосиха насторожилась?

- Кто это был?

- Куда помчались лосиха с лосёнком?

- Кто жил в крайнем доме?

- Что он делал во дворе?

- Куда бросились лосиха с лосёнком?

- Кто гнался за ними?

- Что сделал лесник?

- Кто был спасён?

В дальнейшем вопросы усложняются:

- Что было в зимнюю стужу в густом осиннике?

- Что произошло с лосихой и лосёнком?

- Кто и как им помог?

5. Пересказ всего текста

V.  Написание изложения

VI.  Самопроверка

VII.  Анализ работ учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.

Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...

Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка, 2 класс, Написание -ь- и -ъ-

Конспект составлен по программе Школа - 2100...