Нетрадиционные уроки развития речи
статья по чтению на тему
Цель нетрадиционных уроков развития речи - приобщить ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество. Для этого дети входят в роль "автора" и читателя-"критика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_kak_predmet_esteticheskogo_cikla.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные уроки развития речи
Учитель начальных классов Иванова С.В.
ГБОУ гимназия № 540 города Санкт-Петербурга
Много лет я провожу уроки развития речи по методике Кудиной Г.Н. и Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» , такие уроки необходимы в начальной школе. Они проходят как маленькие праздники. Отличие этих уроков от традиционных уроков развития речи, где дети пишут сочинение-рассуждение, описание и повествование заключается в том, что здесь не ставится главная задача – способ изложения. На этих уроках формально-языковые задачи становятся для детей средством решения содержательно-жанровых задач.
Хочу ещё отметить, что на некоторых уроках нет строгой структуры.
Один из интереснейших уроков – это творческая коллективная работа «Разговор кочанов капусты».
Цели, которые ставит учитель: развивать воображение детей, эмоционально-эстетическую сферу детей; способствовать овладению речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира; прививать любовь к чтению через собственный писательский опыт детей; учить детей через внешние признаки «видеть» внутреннее состояние героя, его характер.
Творческую работу можно начать с таких слов: сегодня у нас будет совсем необычный урок. Работать мы будем не с художественными текстами, а вот с этими кочанами капусты. Как вы думаете, зачем они нам нужны? Перед нами не книга, а настоящая капуста. Кем же мы будем?
- Мы попробуем определить точку зрения капусты, угадать её настроение. Чтобы это сделать, надо посмотреть на мир глазами капусты, с её точки зрения, т.е. в какой-то мере стать капустой.
- Кем же мы будем? (сочинителями)
- Верно, мы будем сочинителями, вам придётся сочинять «за капусту». А потом вы будете критиками – вам придётся оценить: получилось или нет. Итак, у нас два кочана капусты. Посмотрите на них внимательно. Они одинаковые?
- Рассмотрите внимательно каждый. По каким признакам они отличаются друг от друга?
- Назовите признаки каждого (внешние)
маленький большой
зелёный растрёпанный
круглый некрасивый
неободранный грязный
ровненький старый
чистый
молодой
- Как вы правильно заметили, капуста разная. У неё можно найти много разных признаков. Давайте теперь станем волшебниками и представим, что это не простые обыкновенные кочаны, а существа с душой и сердцем, они живые. У них есть черты людей, есть поведение, характеры; они могут совершать поступки. Только, чур условимся: мы принимаем только одно сказочное условие – они заговорят по-человечески. А всё остальное должно быть так, как может быть только с капустой. У каждого человека есть характер. Попробуем на основании того, что вы заметили в их внешнем виде, угадать, какой характер, какое настроение может быть у каждого кочана.
Варианты ответов
Маленький кочанчик – шаловливый; шустрый.
Большой – пухленький, толстенький, мужественный, драчливый (все листья оборвал); любопытный, надулся, вздыхает.
- Итак, за внешним видом капусты можно «угадать» её характер, настроение, чувства. И у нас много вариантов. Давайте выберем какой-нибудь один. Пусть «большой» будет драчун, а «маленький», наоборот, он со всеми ладит.
Выбор характера. 1 вариант: большой – заслуженный, пожилой, много повидал, пережил, добрый; маленький – молодой, шаловливый, первый рубец получил. 2 вариант: большой – забияка, дерётся, весь растрепался, от этого с ним никто не хочет дружить, он обиделся; маленький – он со всеми ладит, не встревает в драки.
Выбор места встречи. Нам надо определить, где бы оба кочана могли встретиться? (на базаре, на грядке, в магазине, на кухне, на улице, в столовой, на детской площадке, в авоське, на дороге). Как они встретились? ( в ящике, в кузове в большой куче, рядом выросли, купили два кочана и принесли домой, купили в разных магазинах и положили в авоську). Внешние признаки помогают нам угадать характер. И что интересно: за одними и теми же внешними признаками может прятаться иногда и разный характер. Вот мы говорили, что большой может быть злым, драчливым, а может быть добрым, но много в жизни перенёсшим. Так что за растрёпанными листьями могут скрываться разные черты характера. Давайте попробуем с вами придумать, какой разговор могут вести эти два кочана капусты. Помните, мы должны узнать нашу капусту. И второе. У нас только одно сказочное условие: капуста может думать и разговаривать по-человечески, а во всём остальном она должна поступать, как капуста. У неё ни рук, ни ног. И она видит мир по-своему, ценит то, что важно с её точки зрения, а не с точки зрения человека. Далее идёт работа в парах (самостоятельное составление диалога).
Возможные вопросы после прослушивания диалога: Интересный разговор? Выполнили авторы наши задачи? Есть развитие событий? Что особенно понравилось? Получился ли разговор? Виден ли из разговора характер? Разные характеры или одинаковые? Какое настроение у капусты?
На этом уроке дети выступают в позиции Автора-художника. Автор-художник сочиняет, читатель-критик оценивает. Художественное творчество для младших школьников показано и с психологической точки зрения. Развита сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, в которой он и автор, и герой, и актёр.
Младший школьник - первооткрыватель. Ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру – «детская свежесть взгляда». Ребёнок чувствителен к языку, ему не безразлично звучание, смысловые оттенки слова. На таком уроке дети не только разбирают внешние признаки кочанов (были принесены 2 разных кочана: один большой, а другой маленький), но и пытаются определить их внутренний мир, приняв во внимание, что кочаны сказочные, живые, могут думать, говорить, но всё у них должно быть как у капусты. С увлечением дети подбирают слова, глаза у них горят. Ребята не ограничены в своих высказываниях, они не боятся говорить то, что чувствуют, думают. И главный вывод тоже делают сами дети: что за разными внешними признаками кроется и разный характер. Выбирая характер для своих героев, ученики действуют по своему представлению, опыту.
Разные уроки я проводила по методике Кудиной: «Весенние песенки. Праздник читательских удовольствий», «Воспоминания старой обуви» по рассказу Андерсена «Чайник», «Снег. Зимнее настроение» и др.
После проведения таких уроков, дети чувствуют, что им недостаточно знаний, не хватает слов высказать свою мысль. Это вызывает желание обратиться к книге, к друзьям, к родителям. Обсудить то, что их волновало. А это способствует созданию творческой, дружелюбной атмосферы в классе. Если интересно, значит, есть желание работать, учиться. Особенностью этих уроков является и то, что их нельзя продумать до конца. На каждом уроке как бы идёт творческий процесс. Чья-то интересная мысль, высказывание вносит в урок что-то новое. Так дети сами участвуют в построении урока, делая его соответствующим их возрастным особенностям и желаниям.
Но предполагаемая программа не сможет быть реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы общения детей на уроке, атмосферы теплоты, человеческих отношений, общения, средством которого и выступает литература. Учитель задаёт «эталон» отношений, воспитывающих любовь к художественной литературе, ориентирующих на конструктивную критику, оберегающих достоинство ребёнка. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок, негативной оценки взрослого или сверстника. Иными словами, нужно таким образом строить межличностные отношения детей и взрослого, чтобы прежде всего возникала мотивация и положительные эмоции по поводу происходящего на уроке общения. Только в этом случае можно рассчитывать на «желательность» урока.
Литература:
1) Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приёмы развития речи
данный материал может быть использован при подготовке к уроков развития речи...
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....