Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
методическая разработка на тему
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников. | 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Слово, по определению М.Р. Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Именно сейчас, когда в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что в результате освоения программы учащиеся должны уметь активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, проблема развития речи младших школьников достаточна актуальна. Для её решения надо обогащать устную речь, повышать коммуникативные возможности, чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение от литературы и просто от языка. Необходимо систематически работать над содержанием речи, последовательностью, грамотному построению предложений.
Задача учителя – не просто знакомить ребят с новыми словами, их лексическим значением, но и сделать их объектом наблюдения, анализа. В своей педагогической деятельности я использую разнообразные приемы для развития речи учащихся. Игровые упражнений, «речевые игры» повышают эмоциональный уровень ребёнка, способствуют формированию позитивного отношения к учёбе. Вот некоторые из них.
«Шкатулка сказок». В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. Достали красный – это костёр, жёлтый – цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжет перья. Полила она костёр дождём, он и погас». Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то горошина.
Игра « Магазин игрушек». Приготовить игрушки: куклу, машинку, зайку, мяч и другие. Дети исполняют роль Незнайки, продавца игрушек, игрушки. В начале игры дети быстро и отчётливо произносят скороговорку. - Расскажи про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, Про покупочки свои! В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он хочет купить игрушки, но не знает, как они называются. Продавец помогает Незнайке, а игрушки рассказывают о себе. «Из одного слова - несколько». Назовите ягоды, фрукты, овощи, цветы. Названия, которых начинается на каждую букву слова СМОРОДИНА. (Например, слива, малина, облепиха, рябина, огурец, дыня, ирис, нарцисс, арбуз.)
«Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, где живёт, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чём речь, поправляют, дополняют сказанное.
«Сюрприз». - Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог. Нужно «расколдовать» слово, прочитав правильно, победитель получает слово, которое и является сюрпризом. МАЛЬГОВИНА, РЕПЗУКА, ФЕЖИДОРА, ГЕРРОДА, КОДУРОЛЕВА, ПРИНВЕЦЕССА, ДОБЦУРО, ИЗРЫБУШКА. ( Мальвина, репка, Федора, Герда, королева, принцесса, добро, избушка).
«Хочу быть…» Детям предлагаются различные свойства, характеристики, качества. Например, сильный, смелый, честный, умный, высокий, невидимый и так далее. Из этих качеств ученик выбирает любое, понравившееся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким и где это качество может пригодиться.Например, ребёнок говорит: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу не увидели меня, а я мог за ними спокойно наблюдать».
Составление рассказов. - Расскажите, что было бы, если бы… …вы были волшебниками; …вы были художниками; Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект, способствуем формированию его коммуникативной и общекультурной компетенции. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владенье речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Список литературы Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М., Просвещение, 1989. Львов М.Р. методика развития речи младших школьников. – М., Просвещение, 1995 Борзова В.А., А.А. Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей «Самарский Дом печати» 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира
Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
АннотацияВ статье показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения авторского ...
Мастер-класс по теме "Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка".
Данный материал содержит виды работ по развитию речи учащихся....
Нетрадиционные приемы развития устной речи
Нетрадиционная форма обученя - такая форма обучения, которая делает урок разнообразным и необычным!...
Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
В настоящее время проблема развития речи школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...
Особенности развития устной речи младших школьников
Особенности устной речи у ребенка в первый год обучения...
Развитие устной речи младших школьников на уроках и во внеурочное время
Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития....