Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Артикуляционная гимнастика - основа формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gimndokument_microsoft_word_4.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа - интернат № 1)
Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик
Подготовила
Учитель-логопед
МКОУ Купинской школы-интернат № 1
Головко М. М.
2021г.
Развитие дыхания детей с нарушениями речи.
Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой с младшими школьниками способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел час.
3.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4.Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Примеры нетрадиционных упражнений дыхательной гимнастики для младших школьников.
Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.
Футбол
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите любой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
Буль-бульки
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды — можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
Волшебные пузырьки
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Дудочка
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Цветочный магазин
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
Нетрадиционные упражнения для развития артикуляции
Артикуляционная гимнастика - основа формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Важно! Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения с ложкой
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Упражнения для языка с водой
Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.
«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5см.
Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.
Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.
Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно толевыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом»(«лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи дошкольников
В п В последнее десятилетие увеличилось количество детей предшкольного возраста с недостаточной сформированностью всех языковых структур, с нарушением общей, мелкой и артикуляци...
«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».
Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...
Статья по теме: "Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения"
Данный материал предназначен для учителей начальных классов...
Консультация для учителей начальных классов "Развитие артикуляционной моторики"
Консультация для учителей с целью оказания методической помощи на уроках обучения грамоте...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей....
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...