Развитие речи.
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Поляничко Наталья Ивановна

Подбор материала по развитию речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_est_velikiy_vlastelin.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слово есть великий властелин, который,

 обладая весьма малым

и совершенно незаметным телом,

совершает чудеснейшие дела.

Ибо оно может и страх изгнать,

 и печаль уничтожить, и радость вселить,

и сострадание пробудить…

Сила убеждения, которая присуща слову,

и душу формирует, как хочет.

Горгий.

С древнейших времен краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова.

Развитие речи учащихся - сложный и многогранный процесс, находящийся под влиянием очень многих факторов: семьи, общества, книг, журналов, средств массовой информации и др. Особое место среди них занимает процесс обучения ребенка в школе, поскольку именно в этот период развитие речи ребенка перестает быть стихийным и приобретает целенаправленный характер.

Каждый из нас хочет говорить красиво, уметь кратко и просто излагать свои мысли, но не у каждого это получается. «Мне не хватает слов, я не могу закончить начатую фразу, смущаюсь», - говорят одни. «У меня есть свои мысли. Я говорю, но меня не понимают, перестают слушать», - жалуются другие. «Стесняюсь сказать что-либо, когда выступаю публично. Как это трудно! Насколько легче говорить дома или с друзьями! - признаются третьи. Пожалуй, нелегко найти человека, который не испытал бы тех или иных трудностей в выражении мысли, в общении.

Уровень комфортности состояния ребенка в учебной деятельности заметен по его речи: насколько она искренна, активна, естественна. И напротив, замкнутость, речевая пассивность или шаблонность высказываний – показатель скуки и отсутствия условий для развития.  Леонид Владимирович Занков об этом писал так: «…Естественность высказываний детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а именно общению, наилучшим образом служит развитию речи». 

Активная, эмоциональная речь ученика на каждом уроке – как средство и как цель учебного процесса, как показатель заинтересованной включенности школьника в работу – является у Л.В. Занкова тем ориентиром для учителя, который позволяет ему все время видеть каждого ребенка, его душевное и физическое состояние,  его реакцию на предлагаемые педагогом формы и  методы обучения.

«Естественность и жизненность устной речи, - говорит Л.В. Занков, - не препятствует тому, чтобы учитель направлял развитие речи, которое происходит у школьника. Однако эта работа со стороны педагога качественно иная, чем, например, обучение грамматике. Один из аспектов руководства со стороны педагога процессом развития речи заключается в адекватном отборе того материала, тех ситуаций, которые способствуют восхождению школьника по ступеням речевого развития».  Заметим: Л.В. Занков говорит об отборе материала самим учителем, доверяя ему конкретное конструирование учебного процесса исходя из возможностей и особенностей его конкретных учеников.

Монографии Л.В.Занкова, его публикации, обращенные к учителю, имеют немало важных рекомендаций по организации системы работы над развитием речи учащихся. Довольно часто и в методических журналах появляются интересные публикации отдельных уроков, их фрагментов

Опираясь на личный опыт работы и свои методические находки, я попыталась в рамках дидактических рекомендаций Л.В. Занкова выстроить цепочку из методических приемов, цель которой - последовательное решение задачи развития речи детей через систему игровых и учебных ситуаций на уроках.

Каждый предмет решает проблему развития речи учащихся по-своему.

Дошкольники, которые приходят в нашу школу, уже находятся на стадии одной из форм культурного поведения - они достаточно хорошо владеют устной речью. Но письменная речь открыта им пока только со своей «технической» стороны. Необходимо, чтобы она в полном объеме как умение человека передать на письме свои мысли и чувства, используя средства языка.

Такая работа ведется на уроках обучения грамоте по следующим параллельным линиям.

  1. Смыслосодержательная работа в устной речи - подражание рассказу учителя, придумывание устных текстов, досочинение, рисование сюжетных картин (это помогает выстроить  последовательность событий, разворачивающихся в тексте). Здесь очень важно познакомить детей с жанровой организацией устной речи.
  2. Параллельно проходит работа по формированию у детей идеальных представлений о письменной речи как авторском продукте. Это происходит через выразительное чтение учителем текстов, которое сопровождается рассказами об авторе, его жизни, доступными опыту ребенка. И здесь очень важно уловить, когда техническая оснащенность в письме и инициативное устное сочинительство совпадают в единой направленности творческого действия, и перевести этот момент в увлекательную традицию. Именно в этот момент от учителя требуются особые действия, помогающие создать письменный текст. Эта работа, направленная на так называемые переходные формы:

- тексты для досочинения;

- заготовки сюжетных начал;

- составление словесных ассоциаций («что на что похоже»);

- перестраивание текстов.

Например, на уроке русского языка по теме «Понятие об окончании» в конце урока дети получили следующий текст с заданием вставить пропущенные окончания и дописать его:

Сказка про ёлочк_.

В дремучем лес_ жил_ ёлочк_. Рядом с ней жил_ хитр_ лис_, сердит_ медвед_ и зубаст_ волк_. Но ёлочк_ никого не боял_сь. Только было ей грустно и одиноко.

И вот однажды…

По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все переходят к сочинительству.

Очень хорошим подспорьем для развития речи служит работа по развитию творческого воображения, которую мы с детьми проводим на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами - предложи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи. Например, «Расскажем сказку по-новому. Задание: попробуйте рассказать знакомые сказки от первого лица героев этой сказки - «Репку» рассказывает мышка: «В моем доме живет дед. Он как-то посадил репку. А  репка выросла такая огромная, что он один и вытащить не может. Тогда он позвал свою бабку, …» Также хорошо попробовать рассказать сказку задом наперед, начиная с последней фразы: «Тянут - потянут, вытянули репку. Дедка за репку. Бабка за детку. Внучка за бабку …»

Одним из важнейших направлений по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся. Поэтому даю задания, требующие постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание), его значение. Рассматриваем, как слово живет и развивается в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста.  Как можно раньше стараюсь всеми доступными средствами, включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, знакомить ребят со значениями слов. И, конечно, здесь тоже на помощь приходит игра. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

 Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов.
Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

 С 1-го класса на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения мы используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу - зарифмовать слоги:

За-за-за на дворе стоит коза

Ра-ра-ра во дворе идет игра и т.д.

Все эти «пробы пера» проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются. Часто я делаю так: предлагаю 2 стихотворные строчки, а дальше нужно досочинить стихотворение самому.

Вот он - светлый, добрый дом,

Мы сейчас в него войдем…

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.

"Что означает выражение?" или "Пословицы".


Например:

Ребенок сказал:                         Взрослые говорят:

пойти на исправку                      пойти на поправку
куда глаза видят                        куда глаза глядят
душа в подметки ушла              душа в пятки ушла
свободная птица                       вольная птица
открыть Африку                         открыть Америку
посчитать в голове                    посчитать в уме
глаз упал на книжку                   взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум                             на свежую голову
нервы скандалят                       нервы шалят
в пятки не годится                     в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее.

Выполнение задания "Что означает выражение?" поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

1. "Дело мастера боится".
2. "Всякий мастер на свой лад".
3. "На все руки мастер".
4. "Портной испортит - утюг загладит".
5. "Картошка поспела - берись за дело".
6. "Без труда и в саду нет плода".
7. "Каков уход, таков и плод".
8. "Больше дела - меньше слов".
9. "Всякий человек у дела познается".
10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай".
11. "Без дисциплины жить - добру не быть".
12. "Заработанный хлеб сладок".
13. "У кого сноровка, тот и действует ловко".
14. "Без начала нет конца".
15. "Без порядка толка нет".
16. "Без работы пряников не купишь".
17. "Глаза боятся - руки делают".
18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться".
19. "Без труда нет добра".
20. "Труд - лучшее лекарство".
21. "Терпение и труд все перетрут".
22. "Будешь книги читать - будешь все знать".
23. "Дом без книги, что без окон".
24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум".
25. "Где ученье - там уменье".
26. "Ученье и труд вместе живут".
27. "Ученье - свет, а неученье - тьма".
28. "Почитай учителя, как родителя".

Очень интересны ребятам задания со шкалой, которые тоже способствуют обогащению словарного запаса? Где им необходимо расположить на ней, например, прилагательные.

Одним из важнейших направлений такой работы является обогащение словаря учащихся за счет введения новых терминов, знакомства с новыми понятиями на уроках математики. В процессе знакомства с  математическими терминами, раскрытия их содержания очень важно организовать работу так, чтобы дети в ходе наблюдения и анализа изучаемого объекта сами выделяли его существенные свойства и дали ему определение. Так, например, в ходе практической работы с моделями четырехугольников дети выделяют такие четырехугольники, у которых все углы прямые(прямоугольники). Полезно при этом обратить внимание на генезис слова «прямоугольник» Работу по словообразованию математических терминов следует проводить при введении и других понятий: названий геометрических фигур (четырехугольник, отрезок, луч и др.), названий компонентов арифметических действий (уменьшаемое, вычитаемое, разность, слагаемое, множитель, делитель и т.д.), при введении понятий «равенство», «неравенство», «уравнение» и др.

Усвоению школьниками смысла математических понятий, правил, свойств арифметических действий и геометрических фигур помогают упражнения на сравнение и классификацию математических объектов.

Примеры.

  1. Найдите лишнее слово:

А) делимое, частное, разность, делитель;

Б) равенство, неравенство, уравнение.

2. Разбей слова:

А) на две группы: треугольник, прямоугольник, четырехугольник, отрезок, квадрат;

Б) на три группы: тонна, километр, килограмм, гектар, метр, сотка, центнер, грамм.

В математике много специфических терминов, присущих именно этой науке, однако есть и такие, которые несут в себе межпредметное значение. Таковыми являются, например, логические понятия: «каждый», «любой», «некоторые», «хотя бы один», «только Один» и др. Употребление этих слов в речи делает ее емкой, краткой, точной.

В курсе математики начальной школы достаточно возможностей для формирования умений употреблять эти слова в речи. Разумеется, здесь необходимо оговориться, что каждое из них требует предварительного раскрытия своего содержания.

Например, запиши сумму наименьшего двузначного числа и любого однозначного. Сколько вариантов ответа может быть? Почему?

Уже на подготовительном этапе изучения чисел детям предлагаются в учебнике задания, в которых требуется восстановить по картинкам последовательности тех или иных событий. При выполнении этих заданий учитель должен стремиться не только к тому, чтобы дети просто пронумеровали картинки в нужном порядке, но и составили рассказ или дали словесные описания картинок. В этом случае такие задания будут являться подготовительными к решению задач, так как решение любой задачи начинается с разбора ее содержания, т.е. с осознания последовательности событий, отраженных в ее тексте.

На этапе подготовки учащихся к решению задач используются также упражнения на составление различных рассказов математического содержания к сюжетному рисунку.

Основная цель выполнения подобных заданий - формирование у учащихся умения рассматривать одну и ту же ситуацию с принципиально разных позиций. Важность формирования этого умения заключается в том, что поиск решения любой задачи заключается в выдвижении гипотезы и способности выдвинуть другую гипотезу, если первая оказалась неверной. Примерами служат любые сюжетные рисунки (людей, животных и др.), на которых изображены различные множества, находящиеся в динамическом развитии.

«На лыжах катаются 2 мальчика и 1 девочка. Пришли ещё 2 девочки. Всего на стадионе катаются 2 мальчика и 3 девочки».

  Умение делить текст на смысловые части является важным этапом в работе над текстом задачи на лексическом уровне. При обучении решению простых задач речь идее об умении выделять в тексте задачи условие и вопрос. При этом важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они выполняли эту операцию, опираясь не только на внешние признаки (текст задачи представлен двумя предложениями: первое предложение - повествовательное - условие задачи, второе предложение - вопросительное - вопрос задачи). Для этого учащимися следует предлагать тексты различных конструкций.

В магазине было 7 ящиков печенья, продали 3 ящика. Сколько ящиков печенья осталось?

В системе работы по развитию устной речи учащихся большую роль играет пересказ. Усваивая технику пересказа, школьник учится умению полно и логически грамотно передавать содержание прочитанного и услышанного, правильно употреблять общие и специальные понятия и термины.

Развитию умения ребенка передавать содержание читаемого текста способствует такой методический прием, как переформулирование текста, задачи.

Речь учителя является образцом для подражания учащихся. Поэтому развитие их речи во многом зависит от сформированности у них умении слушать. На уроке учитель должен стремиться к тому, чтобы у каждого ученика возникла потребность слушать его объяснения. Но и этого мало. Учитель обязан еще при подготовке к уроку, отбирая материал, исходить из имеющейся готовности учащихся к его восприятию.

Развитие речи - процесс непрерывный. Он не может быть ограничен рамками того или иного урока. Эффективность этого процесса напрямую зависит от степени познавательной активности учащихся, степени их заинтересованности в то или ином предмете. Чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, а заодно и обогатить его речь новыми словами, полезно на уроках и внеклассных занятиях использовать исторический и занимательный материал, побуждать учащихся к выполнению творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....