Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Литвина Елена Юрьевна

Рабочая программа составлена к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной "Русский язык, 2 класс" (УМК "Перспектива") на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, включает календарно-тематическое и поурочное планирование , учитывает формирование УУД учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._2_klass.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №2020

          УТВЕРЖДАЮ:                                                      СОГЛАСОВАНО:                                               РАССМОТРЕНО:

«____» _________ 2012года                                     «____» _________ 2012года                             «____» _________ 2012 г

_________________________                                    _____________________                                        на заседании МО

  директор ГБОУ СОШ №2020                                 зам. директора по УВР                                       протокол  №_____

          Павлова Т.В.                                                             Болотова И.Е.            

                                   

                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

                                    на 2012-2013 учебный год

                             2 класс

Разработала учитель

начальных классов

                             2012                                                                         Литвина Е.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  1. познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
  2. социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  3. развитие коммуникативных умений;
  4. развитие нравственных и эстетических чувств;
  5. развитие способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика курса.

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

  1. коммуникативного;
  2. познавательного;
  3. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  1. осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
  2. развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
  3. знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
  4. формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
  5. развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
  6. организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  1. усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
  2. развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
  3. поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
  4. осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно- исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
  5. освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
  6. осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
  7. рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
  8. формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
  9. поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
  10. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
  11. пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
  12. формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
  13. развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
  14. знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
  15. творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  1. сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
  2. развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
  3. формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
  4. формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
  5. приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

  1. основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  2. орфография и пунктуация;
  3. развитие речи.

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения). В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений,             осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно         выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту

или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение).

Место курса в учебном плане.

Во 2 классе  на уроки русского языка отводится  136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса учащимися 2 класса.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  1. понимать значимость речи для процесса общения;
  2. испытывать  чувство гордости за родной язык;
  3. осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
  4. уважительно относиться к языку и его традициям;
  5. осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
  6. применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

  1. развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);
  2. испытывать потребность в общении;
  3. осмыслить значение общения;
  4. понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
  5. осознавать необходимость писать грамотно;
  6. сформировать интерес к  изучению истории русского языка;
  7. понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
  8. стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
  9. развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;
  10. проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
  1. научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
  2. создавать собственные словесные произведения по образцу;
  1. понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
  2. осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;
  3. добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;
  4. усвоить уважительное отношение семейным ценностям;
  5. осмыслить необходимость  в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
  6. сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  7. научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
  8. научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
  9. расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
  10. сформировать  интерес и любовь к живой природе;
  11. сформировать гуманное отношение к домашним животным;
  12. соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
  13. оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;
  14. понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  1. использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  2. работать с моделями слова, звуковыми схемами;
  3. пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
  4. контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
  2. сравнивать языковые единицы по разным критериям;
  3. развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
  4. развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
  5. классифицировать языковые единицы по различным критериям;
  6. работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
  7. понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
  8. сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
  1.  работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
  1. развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);
  2. развивать внимание (например:  нахождение «третьего лишнего»,  работа с картинками,  нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);
  3. понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
  4. понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
  5. понимать обучающую задачу дидактических игр;
  6. принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
  7. применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  1. ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  2. различать устные и письменные формы общения;
  3. составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  4. составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  5. понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;
  6. понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  7. называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  8. писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться: 

  1. поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;
  2. понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  3. составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  4. составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  5. иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  1. понимать преимущества звукобуквенного письма;
  2. осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
  3. понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
  4. систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
  5. находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
  6. передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
  7. разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
  8. правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;
  9. находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
  10. понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
  11. понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;
  12. верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
  13. переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
  14. правилам употребления прописной буквы;
  15. правильно писать слова с удвоенными согласными;
  16. правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
  17. уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
  18. употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
  2.  понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
  3. особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;
  4. иметь представление о единообразном написании слова.

Лексика

Обучающийся научится:

  1. формировать ценностное отношение к слову;
  2. расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
  3. иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
  4. составлять двусторонние модели слов;
  5. формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
  6. понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

  1. научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
  2. научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
  3. углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
  4. углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
  5. научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
  6. расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
  7. понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  1. называть части слова;
  2. выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
  3. разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  4. выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
  5. различать предлоги и приставки;
  6. находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
  7. правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
  8. объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
  2. понимать принцип единообразного написания морфем;
  3. составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

  1. определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  2. понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

  1. научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
  2. получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  1. находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
  2. определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
  3. осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
  4. определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

Глагол

Обучающийся научится:

  1. находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
  2. определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
  2. на практическом уровне изменять глаголы по временам.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  1. находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
  2. определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
  3. классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
  2. образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

  1. выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
  2. определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1.  определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
  2. составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

  1. озаглавливать текст;
  2. определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
  2. составлять план текста на основе памяток, образцов;
  3. составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо). 

Содержание курса.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс русского языка.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам.

 Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по числам .

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

 Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  1. сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
  2. сочетания чк—чн, чт, щн;
  3. перенос слов;
  4. заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
  5. проверяемые безударные гласные в корне слова;
  6. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  7. непроизносимые согласные;
  8. непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  9. гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  10. разделительные ъ и ь;
  11. раздельное написание предлогов с другими словами;
  12. знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-описание.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Распределение основного содержания по темам представлено в следующем разделе программы, который включает:

I. Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:

  1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
  2. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.

                                       

                                                         

  Тематическое планирование: русский язык (136 ч).

Содержание курса

Харктеристика деятелности учащихся

Мир общения (20 ч)

Собеседники (2ч)

Представление о ситуации общения, её компонентах; собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык — самое удобное и основное средство общения.

Требования к устной и письменной речи. Культура устной и письменной речи.

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель  общения,  сопоставлять цель и результат общения.  Строить высказывания в устной и письменой форме. Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от  учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению. Составлять диалоги на заданные темы.

Слово, предложение и текст в речевом общении ( 9 ч)

Различия функции слова и предложения.  

Типы предложений по цели высказываиня и по интонации. Основные свойства текста и его признаков. Озаглавливание текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста ( с помощью учителя). Практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты ( записки, письма, объявления, преглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3-5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40-55 слов ( с использованием вопросов).

Главный помощник в общении — родной язык ( 1 ч)

Основные языковые единицы, их особенности.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы  языковые единицы. Давать определения основным  языковым единицам.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. ( 65 ч)

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (7 ч)

Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования

алфавитного порядка начальных букв слов.

Роль гласных и согласных звуков в речи.

Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения

произношения и написания.

Понятие  орфограммы.

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков

Звук й и буква й (2 ч)

Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова

Различать букву и, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й

Звук э и буква э (1 ч)

Слова с буквой э в начале и в середине слова

Орфографически верно писать слова          с буквой э

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 ч)

Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн (7 ч)

Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями

Писать слова с орфограммами жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными

Слог. Перенос слов (3 ч)

Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов

Проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам

Ударение. Ударный слог (3 ч)

Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарём

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9 ч)

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове

Подбирать проверочные слова

Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2 ч)

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

Развитие навыков работы с орфографическим словарём


Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9 ч)

Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова

Слова с удвоенными согласными (3 ч)

Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными

Непроизносимые согласные (3 ч)

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (б, ъ) (7 ч)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Слово и его значение (20 ч)

Что рассказало слово (4 ч)

Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова.

Этимология слова (происхождение его значения)

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового)

Имена собственные и нарицательные (3 ч)

Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные)

Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям

Слова с несколькими значениями (2 ч)

Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим)

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1ч)

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова

Слова, близкие по значению (синонимы) (3 ч)

Синонимы, их роль в речи

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях

Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 ч)

Роль антонимов в речи

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль

Устойчивые сочетания слов (1ч)

Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи

Тематические группы слов (2 ч)

Распределение слов по тематическим группам

Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Состав слова (15 ч)

Как собрать и разобрать слово (1ч)

Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6 ч)

Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах.

Правописание безударных гласных и парных по звонкости- глухости согласных в корне слова

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения

Приставка (3 ч)

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову.

Правописание разделительного твёрдого знака

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков

Суффикс (2 ч)

Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.)

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи)

Окончание (1ч)

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова

Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Части речи (32 ч)

Что такое части речи (3 ч)

Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления

Имя существительное (7 ч)

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных.

Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов — грамм)

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных

Глагол (6 ч)

Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам.

Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы

Имя прилагательное (9 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Роль имён прилагательных в речи Обобщение знаний об основных частях речи

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением

Предлог (5 ч)

Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Выбирать предлоги согласно литературным нормам

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Предложение. Текст (15 ч)

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Текст, определение текста, типы текстов. Записка как один из видов текста, её особенности. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать зазаписанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Повторение изученного за год (3 ч)

УТВЕРЖДАЮ:                                                                   СОГЛАСОВАНО:                                                РАССМОТРЕНО:

Директор школы №2020                                                   Зам.директора по УВР                                            на заседании МО

_____________________                                                 ___________________                                             Протокол №____от

«___»_______________г.                                                   «___»_____________г.                                          «___»__________г.

 

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА  2012-2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД

уроков русского языка

  1. Класс  2 «А»

Учитель  Литвина Е.Ю.,

Количество часов на год: __; в неделю:4; кол-во учебных недель:34

Плановых контрольных уроков _; зачетов ___ч.

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе учебного плана и методических рекомендаций

Учебник: Климановой Л. Ф., Бабушкиной Т. В. Русский язык.  2 класс. В 2 ч

  1. Дополнительная литература: _______

Тематическое планирование составила: Литвина Е.Ю..(              )


п/п

          Содержание

Сроки проведения занятия по теме

Формирование УУД

Дата проведения к.раб. по теме

 1.

Мир общения. Собеседники.

Повторение. Звуки и буквы.

Личностные: сформированность внутренней позиции школьника;

выявление мотивации учения. 

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение;

Регулятивные: формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Коммуникативные: взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

 2.

Устная и письменная речь.

Повторение. Правила написания предложений.

 3.

Слово и предложение.

Повторение. Согласные звуки и буквы.

Личностные: сформированность внутренней позиции школьника;

-  выявление мотивации учения.

Познавательные: – действие смыслообразования, устанавливающее  значимость познавательной деятельности для ребенка;

Регулятивные: формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;

Коммуникативные: согласовывать позиции и находить общее решение;  

 4.

Слово и предложение.

Повторение. Ь - показатель мягкости согласных.

 5.

Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Повторение. Гласные буквы и звуки.

Личностные:- проявление интереса к процессу письма и положительное отношение к школе.

Познавательные: -различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение; различать типы текстов и обосновывать своё суждение;

Реггулятивные: Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона; формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного за$дания;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для представления результата работы

.

 6.

Свойства текста.

Повторение. Деление слов на слоги.

 7.

Стартовый диктант.

 8.

Работа над ошибками. Свойства текста.

 9.

Типы текстов.

10.

Типы текстов. Контрольный словарный диктант.

11.

Главный помощник в общении — родной язык.

12.

 Обучающее изложение по предложенному учителем плану.

13.

Гласные и согласные звуки.

Личностные:  проявлять интерес к изучению темы; интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы;

Познавательные: сравнение и группировка предметов и их образов по заданным основаниям; анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;  соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение;  определять две функции гласных букв и, е, ё, ю, я в словах;  определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение;

.Регулятивные: Формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона; формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.

14.

Ударные и безударные гласные.

15.

Согласные звуки и буквы.

16.

Алфавит.

17.

Звук [й] и буква й. Контрольный словарный диктант.

18.

Звук [э] и буква э.

19.

 Твердые и мягкие согласные звуки.

Личностные: уважительно относиться к языку и его традициям;

осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

Познавательные: понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами; передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы); соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение; .

Регулятивные:  формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, стремясь к совершенствованию своей произносительной культур,

развивая потребность к постоянному обогащению своего словаря.

20.

Перенос слов с ь.

21.

Обозначение мягкости согласных звуков гласными я,ё,ю,е,и.

22.

Обозначение твердости согласных звуков с помощью а, о, у, ы, э.

Контрольный словарный диктант.

16.10.12

23.

Позиции, в которых буквы е,ю,ё,и,я обозначают два звука.

24.

Написание буквосочетаний жи-ши.

18

25.

Написание буквосочетаний ча-ща.

26.

Написание буквосочетаний чу-щу.

Личностные:понимать значимость речи для процесса общения;

осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка; уважительно относиться к языку и его традициям;

Познавательные:понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков ;

Регулятивные: оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; понимать необходимость постепенности в усвоении знаний;

Коммуникативные:понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации, развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).

27.

Написание буквосочетаний чк, чн, нщ.

28.

Диктант на тему: «Правописание буквосочетаний»

29.

Работа над ошибками. Гласные звуки как слогообразующие.

30.

Перенос слов.

31.

Перенос слов.Контрольный словарный диктант.

32.

Роль ударения в слове.

33.

Слова-омографы. Орфоэпический словарь.


Личностные: обнаруживать умение преодолевать трудности, проявлять интерес к оформлению правильного ответа на уроке

.

Познавательные: сравнение, анализ и группировка написания нужной буквы с обоснованием своего мнения.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе; оотносить учебные действия с известным правилом; выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:: согласовывать позиции и находить общее решение в коллективном творчестве; адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

34.

Контрольное списывание.

35.

Безударные гласные звуки.

36.

Правила проверки безударных гласных звуков.

37.

Правила проверки безударных гласных звуков.


Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; проявляет интерес
к процессу письма,  к способам решения новой частной задачи; желание учиться;

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: формировать мотивацию к развитию своего внимания, умение выполнять упражнения для развития внимания и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Коммуникативные: способность при работе в паре комментировать собственные действия и контролировать действия партнера при работе в паре.






Личностные: проявляет интерес
к процессу письма,  к способам решения новой частной задачи; желание учиться; обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Познавательные: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

 использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; умеет организовывать свое рабочее место и работу;

сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе.

Коммуникативные: оформляет своюмысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; умеет задавать уточняющие вопросы

38.

Проверка  безударных гласных в слове  с помощью родственных слов.

39.

Контрольный словарный диктант.Проверка  безударных гласных в слове  с помощью родственных слов.

40.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

41.

Диктант на тему: «Правописание безударных гласных в корне».

42.

 Работа над ошибками. Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

43.

 Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

44.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

45.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки.

Личностные: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Познавательные: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные:оформляет свою мысль
в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение;способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

46.

Способы проверки  парных согласных звуков в конце слова.

47.

Способы проверки  парных согласных звуков в середине слова.

48.

Алгоритм проверки парных по звонкости-глухости согласных звуков.

49.

Способы проверки  парных согласных звуков.

50.

Диктант по теме «Правописание парных согласных звуков»

51.

Работа над ошибками.

52.

Слова с удвоенными согласными.

Личностные: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов;

обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Познавательные: использует готовые
и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложеннойучителем дополнительной литературе.

Регулятивные:определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе;оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные: оформляет свою мысль
в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; умеет задавать уточняющие вопросы

53.

Слова с удвоенными согласными.

54.

Перенос слов с удвоенными согласными.

55.

Непроизносимрые согласные.

56.

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

57.

Способы проверки слов, не содержащих непроизносимые согласные.

58.

Разделительный Ь.

Личностные: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов; старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложениянесогласие в социально приемлемой форме.

Познавательные: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Регулятивные: учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания;  осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия

Коммуникативные:оформляет свою мысль
в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; умеет задавать уточняющие вопросы

59.

Разделительный Ъ,

60.

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

61.

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

62.

Контрольное списывание.

63.

Работа над ошибками. Слово — единица речи.

64.

Значение слова.

Личностные: проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов; обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.

Познавательные: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

 использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Регулятивные: учится высказывать свое предположение (версию), пробует предлагать способ его проверки; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные: оформляет свою мысль
в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре  и группе; умеет задавать уточняющие вопросы

65.

Этимология слова.

66.

Имена собственные и нарицательные.

67.

Имена собственные и нарицательные.

68.

Обучающеее изложение по плану, предложенному учителем.

69.

Слова с несколькими значениями.

70.

Знакомство со словарями.

71.

Омонимы.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения;

Познавательные:определять различия существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение; определять различия синонимов, антонимов и омонимов и обосновывать своё мнение; определять в тексте фразеологизмы и обосновывать своё мнение; классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; определять значимость речи в общении и обосновывать свои суждения; понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью работы, выполнять проверку и самопроверку учебного задания;

Коммуникативные: согласовывать позиции с партнером; взаимодействовать в рамках учебного процесса, адекватно используя речевые средства для представления результата работы.

72.

Синонимы.

73.

Роль синонимов в речи.

74.

Обучающее изложение по коолективно составленному плану.

75.

Антонимы.

76.

Роль антонимов в речи.

77.

Устойчивые сочетания слов.

78.

Тематические группы слов.

79.

Диктант.

80.

Работа над ошибками. Как собрать слово.

81.

Корень — главная часть слова.

Личностные: проявлять:  интерес к изучению темы;  осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные :  определять в слове морфемы и обосновывать своё мнение; определять роль каждой части слова для выражения его значения и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при разгадывании словесной шарады.

Регулятивные:выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное действие в соответствии с планом; соотносить учебные действия с алгоритмом;  проверять задание и вносить корректировку в деформированный текст.

Коммуникативные: формулировать понятное высказывание, используя терми ны: приставка, корень,суффикс, окончание; согласовывать позиции и находить общее решение;  адекватно использовать речевые средства для представления ре зультата

82.

Однокоренные слова.

83.

Единообразное написание корня в родственных словах.

84.

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

85.

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

86.

Приставка и её роль в слове.

87.

Правописанеи разделительного Ъ.

Личностные: проявляет интерес к процессу письма;

обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности; старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме.

Познавательные: сравнивает и группирует  предметы, их образы по заданным основаниям;

 использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе; умеет задавать уточняющие вопросы

88.

Суффикс.

89.

Роль суффикса в слове.

90.

Окончание.

91.

Диктант.

92.

Работа над ошибками.

93.

Что такое части речи.

94.

Что такое части речи.

Личностные:  проявлять творческое отношение к процессу изучения частей речииспытывать осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

 Познавательные: определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;  строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы; GBogomazovaопределять способ написания предлогов и приставок и обосновы вать своё мнение;

Регулятивные:  выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом;  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные: формулировать понятное для партнёра высказывание, ис пользуя термины;  согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления ре зультата

95.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

96.

Имена сущесивительные собственные и нарицательные.

97.

Имена сущесивительные собственные и нарицательные.

98.

Изменение имен существительных по числам.

99.

Изменение имен существительных по числам.

100

Глагол как часть речи.

101

Изменение глаголов по числам.

102

Изменение глаголов по временам.

103

Изменение глаголов по временам.

104

Контрольный диктант.

105

Работа над ошибками. Роль имен прилагательных в речи.

106

Имя прилагательное как часть речи.

Личностные:проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Познавательные: сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов; задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного).

Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем,

одноклассниками и самостоятельно; сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе; оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

107

Изменение имен прилагательных по числам.

108

Роль имен прилагательных в речи.

109

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

110

Обобщение о частях речи.

111

Обобщение о частях речи.

112

Контрольный диктант.

113

Работа над ошибками. Предлог как часть речи.

Личностные: проявлять:  интерес к изучению темы; положительное отношение к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные: определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение; строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы; определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Регулятивные:выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные: формулировать понятное для партнёра высказывание,  согласовывать позиции и находить общее решение;  адекватно использовать речевые средства для представления результата.

114

Роль предлога в речи.

115

Правописание предлогов со словами.

116

Предлоги и приставки.

117

Проверочная работа.

118

Работа над ошибками.

119

Связь слов в предложении.

120

Типы предложений по интонации и цели высказывания.

Личностные: проявлять: интерес к изучению темы;  эмоционально-ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

 Познавательные: различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение; различать типы текстов и обосновывать своё суждение; различать главные члены предложения и обосновывать своё суждение; различать части записки и обосновывать своё суждение;

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Коммуникативные: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления ре#зультата

121

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

122

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

123

Текст. Типы текстов.

124

Контрольное списывание.

125

Записка как один из видов текста.

126

Письмо  как один из видов текста.

127

Приглашение как один из видов текста.

128

Контрольный диктант.

129

Работа над ошибками.

130

Итоговый тест.

Личностные: положительное отношение к повторению изученных тем;

эмоционально-ценностное отношение к проблеме изучения родного языка; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные: классифицировать слова на основе их лексического значения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при корректировке письма

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом;бвыполнять учебное задание, используя алгоритм работы со словарём; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные: формулировать понятное для партнёра высказывание, используя многозначные слова, синонимы, антонимы и фразеологизмы;  согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

131

Работа над ошибками.

132

Предложение и слово.

133

Написание корня в однокоренных словах.

134

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

Учебники

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч 1.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч 2.

Рабочие тетради

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч 1.

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч 2.

Методические пособия

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Уроки русского языка. 2 класс.


[1]         Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...