Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по теме: "Части речи". (Вводный урок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc | 50.5 КБ |
prilozhenie_1_kartochki.docx | 14.59 КБ |
prilozhenie_2.docx | 10.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа 2100». 3 класс.
Урок русского языка по теме: «Части речи (общее понятие)».
Учитель начальных классов Фоминых Надежда Александровна
Урок в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.
3.Формировать умения оценивать «свои» знания.
Оборудование:
- Презентация Power Point “Части речи”
- Компьютер, проектор.
- Раздаточные листы для обучающихся.
- Цветные карандаши.
- Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к учебной деятельности.
-Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
-Будем отвечать активно.
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
«Где есть желание, найдётся путь!»
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд ).
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности:
(Слайд ).
1 шаг 2 шаг
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что будем делать.
Слайд
большой – маленький
сухой – ?
глубокий – ?
старый – ?
гладить – ?
твердый - ?
- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд ). (Проверка по щелчку).
Минутка чистописания.
- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
-Какой звук слышится ?
-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд ).
-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).
Таблица с буквой. (Слайд ).
-Запишите М м всю строчку.
-Прочитайте слова. (Слайд ).
Слова на слайде Мороз, морозец, морозный.
-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)
-Как проверить парную согласную? Докажите.
-Запишите слова.
-Что общего в этих словах? (корень)
-Выделите его.
Какие части слова участвовали в формировании новых слов?
-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки)
-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)
- Путь свободен, снова в путь!
Словарная работа (Слайд).
- Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | А | М | Н | Г | Р | К | В | У |
2 | О | Г | Д | Я | Л | Ч | Ц | Т |
и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-1 1-5 2-1 2-3
- Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
- Какое слово зашифровано?
- Зашифровано слово огород.
- Что такое огород?
Огород – это участок земли, занятый под гряды для выращивания овощей. (Слайд ).
-Запишите это слово, выделите корень.
Беседа о многообразии слов. (Слайд).
- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
- Наша речь состоит из слов.
- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?
- А во всех языках вместе взятых?
- Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как?
Слайд презентации
- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).
- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.
/Затруднение!!! Проблема!!!/
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Итак, попробуем распределить слова на группы.
Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова.
- А давайте проверим (слайд)
Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?
- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд ).
(Научиться определять части речи)
- Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском языке).
5.Проектирование и фиксация нового знания.
- Давайте составим схему к теме “Части речи” и сделаем вывод:
(Слайд 15).
Вариант схемы.
Составление алгоритма. (Слайд).
1.Задать вопрос к слову.
(появляется табличка)
2.Определить, что обозначает это слово.
(табличка)
3.Название части речи.
Работа в группах. Дети в группах составляют правила об этих частях речи:
1 группа- имя существительное.
2 группа- имя прилагательное.
3 группа- глагол.
4 группа- предлог.
Дети крепят свои правила к доске.
Проверим наши правила.
Самопроверка.
-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило).
- Мы много трудились, пора и отдохнуть.
6.Физкультминутка для глаз «Лови Снежинку»). (Слайд).
7.Первичное закрепление с проговариванием. (Слайд).
Предлагаю продолжить экскурсию.
8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Самостоятельная работа.
Упражнение в определении частей речи. (Слайд).
– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
- красным – слова, обозначающие предмет;
- зеленым – слова, обозначающие действия;
- синим – слова, обозначающие признак;
- желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
Свет | у | лисица |
бежать | за | учить |
рыжий | На |
медведь |
жарит | вкусные | синее |
пишет |
От | нежный | красивый |
до | домик |
огород | смотрит |
- Проверьте свою работу. (Проверка по эталону, слайд)
9.Включение в систему знаний и повторения.
Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд).
С помощью одних существительных можно написать текст.
-Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.
На слайде иллюстрация на тему «Зима» (Ответы детей)
Снег. Луна. Тишина.
Месяц. Звёзды и мороз.
Скрип колёс.
- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.
10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд ).
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
- Довольны ли вы своей работой?
- Вспоминаем тему урока: «Части речи»
Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова: самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.
( Слайд). Украсим нашу елочку (на доске рисунок елочки) смайликами.
11. Домашнее задание. (Слайд).
Упр. 1, стр. 17
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд).
Предварительный просмотр:
«Где есть желание, найдётся путь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...