Конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Фоминых Надежда Александровна

Урок русского языка по теме: "Части речи". (Вводный урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc50.5 КБ
Файл prilozhenie_1_kartochki.docx14.59 КБ
Файл prilozhenie_2.docx10.25 КБ

Предварительный просмотр:

  «Школа 2100». 3 класс.

   Урок  русского языка по теме: «Части речи (общее понятие)».

Учитель начальных классов Фоминых Надежда Александровна

Урок  в  технологии деятельностного метода

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.

Задачи:

1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.  

 3.Формировать умения оценивать «свои» знания.

       Оборудование:

  1. Презентация Power Point “Части речи”
  2. Компьютер, проектор.
  3. Раздаточные листы для обучающихся.
  4. Цветные карандаши.
  5. Учебник русского языка (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) 3 класс, II часть

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности.

-Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.

-Будем отвечать активно.

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

«Где есть желание, найдётся путь!»

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд ).                                            

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

- Пожелайте друг - другу удачи! 

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: 

(Слайд ).                                            

 1 шаг                         2 шаг  

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

- Повторять будем всё подряд?

- Нет, только то, что будем делать.

Слайд

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

гладить – ?

твердый - ?

- Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

- Правильно ли мы справились с первым заданием? (Слайд ). (Проверка по щелчку).

Минутка чистописания.

- Буква М. Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) (Слайд ).

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

Таблица  с буквой. (Слайд ).

-Запишите М м всю строчку.

-Прочитайте слова. (Слайд ).

 Слова на слайде  Мороз, морозец, морозный.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)  

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (Заморозки)

-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)

- Путь свободен, снова в путь!

Словарная работа (Слайд).

- Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

М

Н

Г

Р

К

В

У

2

О

Г

Д

Я

Л

Ч

Ц

Т

и на ключ к нему: 2-1  1-4  2-1  1-5  2-1  2-3

- Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

- Какое слово зашифровано?

- Зашифровано слово огород.

- Что такое огород?

 Огород – это участок земли, занятый под гряды для выращивания овощей. (Слайд ).

 -Запишите это слово, выделите корень.

Беседа о многообразии слов. (Слайд).

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из слов.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как?

Слайд   презентации

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

/Затруднение!!! Проблема!!!/

3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

- Итак, попробуем распределить слова на группы.

Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова.

- А давайте проверим  (слайд)

 

  Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока? ( Слайд ).  

(Научиться определять части речи)

- Сформулируйте тему урока.

(Части речи в русском языке).

5.Проектирование и фиксация нового знания.

- Давайте составим схему к   теме “Части речи” и сделаем вывод:

 (Слайд 15).

Вариант схемы.

Составление алгоритма. (Слайд).

1.Задать вопрос к слову.

(появляется табличка)

2.Определить, что обозначает это слово.

(табличка)

3.Название части речи.

Работа в группах.  Дети в группах составляют правила об этих частях речи:

1 группа- имя существительное.

2 группа- имя прилагательное.

3 группа- глагол.

4 группа- предлог.

Дети крепят свои правила к доске.

 Проверим наши правила.

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.5, правило).

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

6.Физкультминутка  для глаз «Лови Снежинку»). (Слайд).

7.Первичное закрепление с проговариванием.  (Слайд).

Предлагаю продолжить экскурсию.

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

 Упражнение в определении частей речи. (Слайд).

– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  1. красным – слова, обозначающие предмет;
  2. зеленым – слова, обозначающие действия;
  3. синим – слова, обозначающие признак;
  4. желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.

Свет

у

лисица

бежать

за

учить

рыжий

На

медведь

жарит

вкусные

синее

пишет

От

нежный

красивый

до

домик

огород

смотрит

- Проверьте свою работу. (Проверка по эталону, слайд)

9.Включение в систему знаний и повторения.

Мини-сочинение, устное рисование картин. (Слайд).

С помощью одних существительных можно написать текст.

-Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.  

На слайде иллюстрация на тему «Зима»  (Ответы детей)

        Снег. Луна. Тишина.

        Месяц. Звёзды и мороз.

        Скрип колёс.

- Удивительное Имя существительное, не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.

10.Рефлексия учебной деятельности. (Слайд ). 

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу. Используем ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон.

Опираясь на таблицу, закончи предложения.      

Сегодня я убедился в том, что все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.

Теперь я умею определятьчасти речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.

Я знаю, что в русском языкеесть самостоятельные и служебные части речи.

 - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

( Слайд). Украсим нашу елочку (на доске рисунок елочки) смайликами.

11. Домашнее задание. (Слайд). 

Упр. 1, стр. 17

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд). 

 



Предварительный просмотр:

Свет

у

лисица

бежать

за

учить

рыжий

На

медведь

жарит

вкусные

синее

пишет

От

нежный

красивый

до

домик

огород

смотрит

Свет

у

лисица

бежать

за

учить

рыжий

На

медведь

жарит

вкусные

синее

пишет

От

нежный

красивый

до

домик

огород

смотрит



Предварительный просмотр:

«Где есть желание, найдётся путь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...