Урок русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели урока:

  • отработка умения определять склонение и падеж имен существительных;
  • развитие орфографической зоркости,логического мышления учащихся;
  • обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения;
  • воспитание чуства прекрасного;
  • привитие бережного отношения к окружающему миру.

Задачи урока:

  • развитие умений определять склонение имен существительных;
  • обобщать материал;
  • развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать,развитие навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля, орфографической зоркости.
  • воспитание трудолюбия, активной ученической позиции, дружелюбия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок русского языка 4 класс666.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вихоревская средняя общеобразовательная школа №1»

    Технологическая карта урока русского языка

    «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»,

    4 класс

    Учитель: Луконина Н.В.

    г.

    ФИО

    Луконина Надежда Викторовна

    Место работы

    МКОУ «Вихоревская СОШ №1»

    Должность

    Учитель начальных классов

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    4«А»

    Тип урока

    Урок систематизации и обобщения знаний

    Тема урока

    Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

    Цели урока

    • отработка умения определить склонение и падеж имён существительных;
    • развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связанной речи;
    • обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения,
    • воспитание чувства прекрасного;
    • привитие бережного отношения к окружающему миру;
    • укрепление здоровья и работоспособности учащихся.

    Задачи

    • Развитие умений определять склонение имен существительных,
    • Обобщать материал.
    • Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля, орфографической зоркости .
    • Воспитание трудолюбия, активной ученической позиции, дружелюбности.

    Планируемый результат

    Личностные умения

    Проявлять интерес к изучению темы

    Творчески относиться к процессу работы над определением склонения имён существительных

    Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

    Метапредметные умения

    Познавательные умения

    раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение

    Регулятивные умения

    Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

    Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения

    Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

    Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

    Предметные умения

    Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

    Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.

    Образовывать новые слова, используя приставочный способ словообразования

    Основные понятия

    склонение

    Межпредметные связи

    Литературное чтение, окружающий мир, развитие речи.

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    Презентация PowerPoint, карточки с заданиями.

    В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс.

    Организация пространства

    Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Технологическая карта урока «Обобщение знаний о типах склонения».

    Этап урока

    Содержание учебного процесса

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.

    Самоопределение к деятельности. (1 мин.)

    Цель:

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Здравствуйте!

    Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

    Улыбки подарим гостям.

    К уроку готовы?

    Удачи желаю всем нам!

    - Мы будем на уроке думать? (да)

    - Мы будем рассуждать? (да)

    - А может, будем спать? (нет)

    - И в облаках летать? (нет)

    - Друг другу будем помогать?

    - И трудности преодолевать? (да)

    - Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

    -Начинаем урок русского языка.

    Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем .

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

    Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Коммуникативные:

    - формирование умения слушать и слышать.

    II.

    I

    II

    IV

    V

    VI

    VII

    Актуализация знаний

    Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации

    Словарная работа (10 мин.)

    Сообщение темы и цели урока (5 мин)

    Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работ

    Работа по теме урока

    (10 мин.-15 мин.)

    Физкультминутка

    (1 мин)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

    Цель:

    а)тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    б) проверить умение писать падежные окончания имён существительных.

    Рефлексия деятельности (итог урока).

    Цель:

    - оценить результаты учебной деятельности.

    - согласовать домашнее задание

    Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

    Посмотрите на доску

    Здесь записаны слова. Прочтите их, пожалуйста.

    Обл.ко, .ллея, акв.рель, к.ртина

    -Запишите эти слова в тетрадь и вставьте нужную букву

    Какую букву вставили во все эти слова (букву а)

    Что объединяет все эти слова? (Словарные)

    Где можно посмотреть правильное написание этих слов? (Орфографический словарь)

    Скажите, какую картину по жанру мы могли бы нарисовать, используя слова, которые мы записали.

    Загадка

    Всю красоту природы передашь

    Картиной под названием…

    Правильно, это пейзаж

    (на слайде картина- пейзаж)

    Да, художники пишут разные пейзажи: и зимние, и осенние, и летние, и даже морские.

    Запишите это слово и запомните его написание

    Слова рассыпались: составьте предложение.

    Любовались, зимним, мы, дивным, пейзажем.

    Разбор предложения

    Мы любовались дивным зимним пейзажем.

    По цели высказывания — это какое предложение?

    А по интонации?

    Укажите части речи.

    Блиц - опрос

    - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

    - Имя существительное изменяется по … и …

    - Сколько падежей в русском языке?

    - Что такое склонение?

    - Определите падеж существительного у дороги

    - Какие существительные относятся к 1-му склонению? ( К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.)

    - Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.)
    - Какие существительные относятся к 3-му склонению? (К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием с мягким знаком на конце)

    - Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах? (Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.)

    Из всего сказанного, как вы думаете: какая тема нашего урока? (Тема: 3 типа склонения существительных.)

    Какие задачи поставите перед собой? (Задачи: учиться правильно определять тип склонения; Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения; сотрудничать между собой и с учителем. Работать в команде.)

    Откройте учебники на стр. 101, найдите упр.179. Прочитайте задание к упражнению.

    Вы, наверное, устали?

    Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

    Облако слов (Работа в парах)

    Распредели слова из облака в

    три столбика по склонениям.

    - Какие типы склонения вы знаете?

    - Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению?

    (мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.)

    - Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.

    - Ребята! Мы повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний»

    А сейчас я прошу вас поделиться своим впечатлением от урока

    Рефлексия «Кубик Блума»

    - Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

    - Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

    Организует самостоятельную работу по карточкам, проверку

    -Разбирают предложение по членам. Дают характеристику предложения.

    Учащиеся формулируют цели и задачи урока

    Объясняют как определить склонение и падеж имен существительных

    Действуя по алгоритму, записывают слова, выполняют проверку.

    .

    Регулятивные:

    - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    - развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, - классифицировать объекты по существенному признаку)

    Коммуникативные:

    - формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

    Коммуникативные УУД

    уметь оформлять мысли в устной форме.

    Познавательные УУД

    - уметь проводить сравнение по заданным критериям.

    Регулятивные УУД

    уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

    Познавательные:

    - определять склонение имён существительных, доказывать правильность выполнения работы.

    Регулятивные:

    - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    - осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Личностные:

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

    - выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

    Регулятивные:

    - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

    Познавательные:

    - уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

    Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

    Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

    Урок русского языка в 4 классе "Третье склонение имён существительных"

    Тема: Третье склонение имён существительных. Цель урока: знакомство учащихся с существительными третьего склонения....

    Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".

    КВН Проводится в 4 классах.  Цели :1.            Обобщить знания о склонении имён существительных.2....

    Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"

    Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...

    Обобщение знаний о типах склонения имён существительных

    систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; развивать устную монологическую речь учащихся.Формируемые в рамках урока универсальные учебные действияЛичностные результа...

    Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс

    Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...