Обобщение знаний о типах склонения имён существительных
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.odt | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие
по теме
«Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»
в 3классе
Цели урока: систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; развивать устную монологическую речь учащихся.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
- формирование потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
- формирование умения выполнять правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке,
- оценивать правильность выполнения заданий.
- пользоваться различными алгоритмами,
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий.
Познавательные:
- учиться устанавливать причинно-следственные связи;
- учиться строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- учиться сравнивать информацию, представленную в разных формах (различные падежи в русском языке);
- осуществлять анализ и синтез; сравнение, классификацию изучаемого материала.
Коммуникативные
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать и слышать других, принимать иную точку зрения.
Предметные результаты
- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
- определять склонение имён существительных;
- определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
изменять имена существительные по падежам.
Тип урока: урок – путешествие, обобщение.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в группах, презентация.
Ход урока
- Орг. Момент
Начать наш урок я хотела бы с пословицы:
Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (ума)
Вам на уроке надо быть предельно собранными и внимательными.
- Постановка целей урока
- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие.
- А куда отправимся, и на чём будем путешествовать мы должны узнать.
- Словарная работа.
Скажите и запишите одним словом
- Утренний приём пищи ( завтрак)
- Подземная железная дорога ( метро)
- Космический летательный аппарат ( ракета)
- Дерево со светлой корой ( берёза)
- Вид городского электротранспорта ( трамвай)
- Дорожка в парке ( аллея)
А сейчас подчеркните буквы в словах в 1-3б, во2 -5б, в 3 - 3б, в 4 -5б, в 5-3б, в 6-2б.Какое ключевое слово получилось?(вокзал)
- Знакомство с этимологией слова ВОКЗАЛ.
Слово это появилось в 17 веке в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад ( для концертов, танцев, прогулок) владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл ( холл – зал). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России тоже появились такие увеселительные парки, в которых, после постройки железных дорог, стали продавать билеты пассажирам. Так у станции появилось название ВОКЗАЛ.В современном языке вокзал – это здание станции на железной дороге (есть и автовокзалы).
- Запишите это слово. Подчеркните букву, которую нужно запомнить.
- Какой частью речи является слово ВОКЗАЛ?- Как вы думаете, готовы ли мы к путешествию? ( нет)
- А чего у нас не хватает для того, чтобы сесть в поезд?( билетов)
- Отгадайте загадку
Без меня, как не печально,
Не уехать, не уплыть,
Выражаясь фигурально,
Я могу счастливым быть.(билет)
Для студентов я - забота,
Чтобы выучить предмет,
Потому что раз в полгода,
Нужно вытянуть...(билет)
А какое это слово?(многозначное)
А какой частью речи является слова вокзал и билет?(существительное)
- Итак, мы отправляемся в страну « Существительных» .
4 Работа над темой.
- Что такое существительное?
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?. Например: книга – это слово отвечает на вопрос Что? и обозначает предмет книгу.
Имя существительное может обозначать не только предметы, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении имя существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.)
- Давайте купим билеты. Для этого каждый из вас должен составить предложение и записать его в тетрадь, подчеркнув основу предложения.
(толкались, на, вокзале, Пассажиры,ожидая, поезда, подачи)
. Пассажиры толкались на вокзале, ожидая подачи поезда.
- Начинаем наше путешествие.
ПОЛУСТАНОК ПАДЕЖНЫЙ
Что значит просклонять имя существительное?
(Изменить существительное по падежам значит просклонять)
Сколько падежей в русском языке?
(В русском языке шесть падежей: именительный. родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)
Задание: просклонять имена существительные: вокал, билет,поезд (3 ученика у доски, а остальные по рядам)
ЛЕСОК ОШИБОК
- Ребята! На нашем пути возникло препятствие. Нам нужно его устранить.
( учащимся раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.)
СТАНЦИЯ «ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»
- Найдите существительные и определите падеж. Что для этого нужно делать?
(Чтобы определить падеж имён существительных, надо:
1)найти слово от, которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
2)по падежному вопросу и предлогу определить падеж.)
СТАНЦИЯ ОТДЫХА
(Физминутка)
Паровоз
Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)
ГОРОД « СКЛОНЕНИЙ»
- Итак, мы приближаемся к городу « Склонений».
- Какие типы склонения вы знаете?
- Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению?
(мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.)
- Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.
- В городе склонения много жителей. Но вот беда – вечером, когда они возвращались домой с работы, отключили электричество и все они потеряли свои дома.
- Сможете им помочь? ( учащимся раздаются карточки со словами, 2 ученика работают у доски, а класс по вариантам)
СТОЛИЦА «ЗНАНИЙ»
- Итак, мы приближаемся к СТОЛИЦЕ ЗНАНИЙ. Сейчас каждый из вас проверит свои знания ( учащимся даются тестовые задания).
Карточка ученика___________________________________________
- Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?
А) глагол;
Б) имя существительное
В) имя прилагательное.
2.Имя существительное это…
А) часть речи
Б) часть предложения
В) часть слова.
3.Имя существительное обозначает…
А) предмет
Б) признак предмета
В) действие предмета.
- Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: она, моя?
А) ж.р.
Б) ср.р.
В) м. р..
- На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?
А) м.р.
Б) ср. р.
В) ж. р.
- На конце каких имён существительных ты напишешь мягкий знак?
Помощ… сторож…
Молодёж… рож…
Карандаш… скрипач…
- Как называется изменение имён существительных по вопросам?
А) склонение
Б) изменение по числам
В) изменение по родам.
- Укажите строку, в которой записаны существительные всех трёх склонений.
А) конь, страна, земля
Б) солнце, зима, метель
В) чувство, шапка, портфель
5. Итог урока.
- Ребята! Мы побывали в стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний» и каждый раз я вам желаю СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
Всем спасибо за внимание,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных, новых встреч!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс
Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса. Подобран развивающий в данной обл...
Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"
Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...
Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"
Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...
Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"
Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...
презентация к уроку "Закрепление знаний о типах склонения имён существительных.»
Путешествие в город "Существительных" ...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...