Обобщение знаний о типах склонения имён существительных
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; развивать устную монологическую речь учащихся.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные результаты:
формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
формирование потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
формирование умения выполнять правила работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.odt21.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                               

Урок – путешествие

по теме

«Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»

в 3классе

                                                                                                                                                                                                                                                                 

Цели урока:  систематизировать знания учащихся о роде, числе, падеже имен существительных; развивать устную монологическую речь учащихся.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные результаты:

  • формирование элементарных навыков самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
  • формирование потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
  • формирование умения выполнять правила работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты
Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке,
  • оценивать правильность выполнения заданий.
  • пользоваться различными алгоритмами,
  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий.

Познавательные:

  • учиться устанавливать причинно-следственные связи;
  • учиться строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • учиться сравнивать информацию, представленную в разных формах (различные падежи в русском языке);
  • осуществлять анализ и синтез; сравнение, классификацию изучаемого материала.

Коммуникативные

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать и слышать других, принимать иную точку зрения.

Предметные результаты

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
  • определять склонение имён существительных;
  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

 изменять имена существительные по падежам.

Тип урока: урок – путешествие, обобщение.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в группах, презентация.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (ума)

Вам на уроке надо быть предельно собранными и внимательными.

  1. Постановка целей урока

 - Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие.

- А куда  отправимся, и на чём будем путешествовать мы  должны узнать.

  1. Словарная работа.

Скажите  и запишите одним словом

  1. Утренний приём пищи ( завтрак)
  2. Подземная железная дорога ( метро)
  3. Космический летательный аппарат ( ракета)
  4. Дерево со светлой корой ( берёза)
  5. Вид городского электротранспорта ( трамвай)
  6. Дорожка в парке ( аллея)

А сейчас подчеркните буквы в словах в 1-3б, во2 -5б, в 3 - 3б, в 4 -5б, в 5-3б, в 6-2б.Какое ключевое слово получилось?(вокзал)

  1. Знакомство с этимологией слова ВОКЗАЛ.

  Слово это появилось в 17 веке в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад ( для концертов, танцев, прогулок) владелицей которого была некая Джеймс Вокс.  Сад назвали Воксхолл  ( холл – зал). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.

   В России тоже появились такие увеселительные парки, в которых, после постройки железных дорог, стали продавать билеты  пассажирам. Так у станции появилось название ВОКЗАЛ.В современном языке вокзал – это здание станции на железной дороге (есть и автовокзалы). 

- Запишите это слово. Подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Какой частью речи является слово ВОКЗАЛ?- Как вы думаете, готовы ли мы  к путешествию? ( нет)

  • А чего у нас не хватает для того, чтобы сесть в поезд?( билетов)
  • Отгадайте загадку

 Без меня, как не печально,

Не уехать, не уплыть,

Выражаясь фигурально,

Я могу счастливым быть.(билет)

Для студентов я - забота,

Чтобы выучить предмет,

Потому что раз в полгода,

Нужно вытянуть...(билет)

А какое это слово?(многозначное)

А какой частью речи является слова вокзал и билет?(существительное)

- Итак, мы отправляемся в страну « Существительных» .

4 Работа над темой.

- Что такое существительное?

  (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?. Например: книга – это слово отвечает на вопрос Что? и обозначает предмет книгу.

Имя существительное может обозначать не только предметы, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении имя существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения.)

  • Давайте купим билеты. Для этого каждый из вас должен составить предложение и записать его в тетрадь, подчеркнув основу предложения.

(толкались, на, вокзале, Пассажиры,ожидая, поезда, подачи)

. Пассажиры толкались на вокзале, ожидая подачи поезда.

- Начинаем наше путешествие.

ПОЛУСТАНОК  ПАДЕЖНЫЙ

Что значит просклонять имя существительное?

(Изменить существительное по падежам значит просклонять)

Сколько падежей в русском языке?

(В русском языке шесть падежей: именительный. родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)

   Задание:  просклонять имена существительные: вокал, билет,поезд (3 ученика у доски, а остальные по рядам)

ЛЕСОК ОШИБОК

 - Ребята! На нашем пути возникло препятствие. Нам нужно его устранить.

 ( учащимся раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.)

                  СТАНЦИЯ «ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

         

- Найдите существительные и определите падеж. Что для этого нужно делать?

(Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

1)найти слово от, которого зависит  имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2)по падежному вопросу и предлогу определить падеж.)

СТАНЦИЯ ОТДЫХА

(Физминутка)

Паровоз

Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)

                     

   ГОРОД « СКЛОНЕНИЙ»

- Итак, мы приближаемся к городу « Склонений».

- Какие типы склонения вы знаете?

- Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению?

(мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.)

- Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.

 

- В городе склонения много жителей. Но вот беда – вечером, когда они возвращались домой с работы, отключили электричество и все они  потеряли свои дома.

- Сможете им помочь? ( учащимся раздаются карточки со словами, 2 ученика работают у доски, а класс по вариантам)

               

                              СТОЛИЦА «ЗНАНИЙ»

- Итак, мы приближаемся  к СТОЛИЦЕ ЗНАНИЙ. Сейчас каждый из вас проверит свои знания ( учащимся даются  тестовые задания).


Карточка ученика___________________________________________

  1. Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?

  А) глагол;

   Б) имя существительное

  В) имя прилагательное.

      2.Имя существительное это…

А) часть речи

 Б) часть предложения

В) часть слова.

    3.Имя существительное обозначает…

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета.

  1. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова: она, моя?

  А) ж.р.

  Б) ср.р.

  В) м. р..

  1. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

 А) м.р.

 Б) ср. р.

 В) ж. р.

  1. На конце каких имён существительных ты напишешь мягкий знак?

  Помощ…                             сторож…

  Молодёж…                          рож…

  Карандаш…                         скрипач…

  1. Как называется изменение имён существительных по вопросам?

  А) склонение

  Б) изменение по числам

  В) изменение по родам.

  1. Укажите строку, в которой записаны существительные всех трёх склонений.

  А) конь, страна, земля

  Б) солнце, зима, метель

  В) чувство, шапка, портфель

5. Итог урока.

  • Ребята! Мы побывали в стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний» и каждый раз я вам желаю СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Всем спасибо за внимание,

За упорство, звонкий смех,

За азарт нового знания,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свиданья,

Интересных, новых встреч!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление о типах склонения имён существительных" Цели: 1. Совершенствовать умение определять тип склонения у существительных в начальной форме и в косвенных пад...

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Урок-путешествие по теме "Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"...

Презентация по русскому языку , Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение).3 класс УМК "Перспектива"

Презентация по русскому языку содержит материал:"Обобщение знаний по теме "Изменение имён существительных по падежам (склонение)" 3 класс...

презентация к уроку "Закрепление знаний о типах склонения имён существительных.»

Путешествие в город "Существительных"                                           ...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...