Урок обучение грамоте "Звуки [ж].[ш] и буквы ж,ш"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Тетерева Марианна Николаевна

закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obuchenie_gramote.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока обучения грамоте по теме "Звуки [ж], [ш] и буквы Ж, Ш. Дикие животные" 1 класс

Цели урока:

•формировать и совершенствовать основные виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение); формировать навык правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом; формировать навык звуко-слогового анализа и синтеза;

•закрепить знания парных согласных звуков [ж, ш], умение различать их на слух и обозначать буквами Ж,Ш, продолжить формирование понятия “дикие животные”, учить выразительному чтению.

•развивать внимание и наблюдательность над написанием слогов жи-ши, тренировать в обнаружении “опасных мест”; развивать познавательные процессы; развивать творческих способностей учащихся;

•воспитывать заботливое отношение к животным; прививать любовь к родному языку; интерес к окружающему миру; духовно-нравственное воспитание ребенка; формирование культуры общения, сотрудничества и взаимопонимания.

Дидактические средства:

                                                          Ход урока

I. Организация класса.

Сегодня у нас необычный урок, я предлагаю вам совершить путешествие в зоопарк, и узнать о жизни животных. (Звучит песня “Мы едем, едем, едем…”)

Зоопарк, научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. В 1990 году в мире было около 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации около 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.

Правила поведения в зоопарке.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Чтобы попасть на территорию зоопарка необходимо ответить на вопрос. Назовите недостающие парные согласные. Произнеси звуки. Скажи, какие из них звонкие?

б ? г ? ж ?

? ф ? т ш с

Назовите признаки “опасных” мест для согласных: конец слова, перед парной согласной.

Когда согласные стоят в сильной позиции, а когда - в слабой?

III. Усвоение новых знаний.

На нашем уроке именинница буква Ж, узнаем какой звук обозначает эта буква и дадим характеристику звуку.

Отгадайте загадку:

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный,

Только этот кран живой,

С настоящей головой.

Тот из, конечно, прав

Кто узнал, что он …

(жираф)

•Произнесите это слово, назовите 1-й звук, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ж.

•Назовите парный по звонкости и глухости, дайте ему характеристику. На письме обозначаем буквой Ш.

•Прочитайте пару по звонкости глухости: Ж-Ш.

Давайте прочитаем слоги:

Ша

 жа

 

Шо

 жо

 

Ше

 же

 

Шё

 жё

 

Шу

 жу

 

Ши

 жи

 

Какие буквы гласных звуков не образуют слогов с буквами Ж, Ш? (Я, Ю, Ы,Э)

“Фотоглаз”

ужи

 жили

 Жесть

 

уши

 шили

 Шесть

 

Назовите в каждой из этих пар слов буквы, из-за которых получились разные слова. Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами.

•В древнерусском языке звуки [ж,ш] произносились мягко, поэтому на письме в слогах –жи – ши- писали букву И. Так пишут эти слоги в ударном положении и сейчас, хотя произносятся твердо и в обозначении мягкости не нуждаются. Подчеркнем их как “опасное место” при письме. А кто понял, почему они еще “опасные”?

Прочитайте слова:

ежи, лягушка, моржи, мыши, ужи.

•Как называют этих животных? (Дикие животные)

•Укажи стрелками, где они обитают.

Лес поле море болото

Укажите “опасные” места для согласных.

Чем различается жизнь диких и домашних животных?

Дикие животные обитают в лесах, на лугах, в водоемах, в почве. В отличие от домашних животных, они сами устраивают себе жилища, добывают пищу, спасаются от врагов.

Помогает им отличное зрение, чуткий слух, острое обоняние

Физминутка “Бегает, прыгает, летает”. Воробей – прыгает, летает, карась – плавает, муха – летает, заяц – прыгает.

IV. Проверка понимания учащимися нового материала

С карточки прочитайте названия диких животных. Отметь + названия диких животных, которые обитают в твоей местности.

лось

 олень

 морж

 

тигр

 заяц

 Суслик

 

лиса

 белка

 Синица

 

медведь

 дятел

 Павлин

 

волк

 крот

 Лебедь

 

Каких диких животных тебе приходилось наблюдать в природе?

Давайте подойдем к клетке с животным и прочитаем о нем. Аня - экскурсовод, а мы дети.

Ёж, лось, волк, лиса

Чтение хоровое диалога “Лиса и ёж”. (Чем ежиный мех хорош? Как вы поняли?

Назовите слова, в которых есть один и тот же звук? (ёж, хорош) Назовите, какой буквой обозначается звук? Назовите признаки опасных мест.

Выразительное чтение диалога в парах.

V. Закрепление нового материала  Ситуация для обсуждения “Лесные жители”

Весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата.

Ты не выдержал испытания и принес зверька домой.

Что ждет его у тебя дома?

Ведь ты ничего не знаешь о его образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают: почему это зверек, несмотря о заботе о нем, вдруг гибнет?

Не находят люди лесных животных, а похищают.

Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, его никто не потерял и само оно тоже не потерянное.

Поле, лес, луг - это родной дом животных, к жизни в котором они приспособились.

Запомните: красть из природы животных нельзя!

Хоровое чтение рифмовки с сочетание ЖИ-ШИ.

Назовите слова с ударными “опасными” слогами в тексте.

VI. Информация о домашнем задании.

Составить ребус о диком животном.

VII. Итог урока.

Назовите, какие парные по звонкости и глухости изучили? Назовите признаки “опасных” мест для этих согласных. О каких диких животных вы узнали на уроке? Где обитают эти животные? Чем они отличаются от домашних животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....