Как узнать спряжение глагола по безударному окончанию.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_jazyka_v_4.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (4 класс)

                                 

Тема:

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.      

 Образовательная система «Школа 2100»

Цель:

- воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную деятельность, умение применять правила, действовать по алгоритму при определении спряжения глагола, если окончание безударное.

Задачи урока:

- развивать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-  орфографических и речевых умений и навыков;

- формировать последовательность действий, необходимых для определения спряжения глаголов и написания гласной в безударном окончании глагола;

- воспитывать  целостное отношение к взаимопомощи, навыки коммуникативного характера; создание положительных эмоций.

Методы и приемы:

  диалог, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии,  работа в парах, фронтальный опрос, индивидуальные задания, занимательный материал.

Тип урока:

 развивающий, открытие нового, соответствие государственным стандартам, календарному планированию.

Межпредметная связь: литературное чтение.

Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, тетрадь, кроссворд, карточки №1. – тест – алгоритм, карточка №2.(1,2,3 – индивидуальные по степени трудности), карточка №3. – пословицы, таблица №1- суффиксы, таблица №2 -  рассуждение.

План проведения.

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск решения.
  3. Выражение решения. Творческое звено.
  4. Реализация продукта.







2 мин.









На доске.









На доске.




2 мин.






На доске.

5 мин.


Разбор предложения.

По членам предложения, по частям речи.

                        Ход урока.

I. Оргмомент.                            Установка.

Завести велели всем новые привычки:

Никогда девчонок не  - не дергать за косички.

На уроках не  - не говорить с соседом.

Получать отметку «5» перед обедом!

- На какую часть речи обратили внимание?

- Что отметили?

II. Самоопределение к деятельности.

- Определите свое отношение к уроку.

Скучный                                 А теперь себя в уроке.

Развивающий              Активные                  

Познавательный          Грустные

Интересный                 Думающие

Трудный                      Работоспособные

                                       Веселые, воспитанные.

 - Можно  ли образовать глаголы?

А вот сможем ли мы сделать так, как вы сказали, проанализируем в конце урока.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в действии.  Минутка чистописания.

спр               вр                  чи                   ро            ск

ок                ос            к о            суф         при  

а)- Какие предположения у вас возникли?

- Что такое спряжение?

- Какого времени могут быть глаголы?

- Назовите особенность глагола прошедшего времени.

- Какова роль глагола в предложении?

б)  - Куда можно отнести  вторую строчку?

- Изучая части речи, какой части слова уделяли большее внимание?

Соблюдая наклон и соединения написать две строчки.

В адрес русского языка поступают письма. Одно из предложений вы видите на доске. (Прочитать).

- О каком времени года хочет рассказать ученик, а месяц? Обратите внимание – о зиме, о феврале.  На какую часть слова падает ударение?

Л… дяной     вет..р     гуля…т  в  ш..рок..м       пол….

- Какая орфограмма во всех словах?

- В какой части слова пропущена?

- Поставим ударение и докажем, какую гласную надо писать. Запишем предложение в тетрадь, разберем по членам предложения и укажем части речи.

IV. Создание проблемной ситуации.

 Определение темы и постановка учебных задач.                                                                            

- С какой проблемой мы столкнулись?














Учебник.


2  мин.







На доске. 3 мин.



Карточка на доске – и –

II спряжение, -а-, -у-, -о-,-е-, -я-  I спряжение.



1 мин.



Работа в парах. Карточки. Алгоритм. Оцените свою работу.


2 мин.

/- Как правильно написать безударное окончание глагола?/

- Вы определили тему урока

.- Что же будем делать для решения этой проблемы?

Как определить спряжение глагола, правильно

написать безударное окончание глагола, это тема урока.

Для этого нам надо провести наблюдения, выработать алгоритм, научиться его применять, работать дружно.

1). Проведем наблюдения на страницах учебника 71, №253

«Мозговой штурм»._ Можно ли на слух определить, какое спряжение у глаголов с безударным окончанием?

- Читаем по строчке.

- Не получается? Как же быть? Что поможет нам найти выход из этой ситуации?

- Неопределенная форма.

2). – Поставим глаголы в неопределенную форму и запишем в столбик. Выделим суффиксы неопределенной формы. Сравним.  Стр. 71 №254.

- Как вы думаете, что поможет определить спряжение?

- Сделаем вывод.               (гласная буква).

- Глагольный суффикс.

3). Вернемся к предложению. ( Гуля…т – гулять  - 1 спр. – е -).

Вывод: глагольный суффикс – и- 2 спр., пишу – и - глагольный суффикс –а-, -у-, -я-, -о-, -е- 1 спр., пишу –е-

Сравним наш вывод с учебником.

Читаем первый абзац.

Читаем второй абзац. Вы согласны?

V.Первичное закрепление. Составление алгоритма.

А теперь поработайте в парах, попробуйте установить алгоритм, который поможет вам определять какую гласную писать в безударном личном окончании.

Чтобы развеять все сомнения и порадоваться за себя и товарища, сравните свой алгоритм со стр. 124.

VI.Физкультминутка.

Сядьте прямо, расслабьтесь, улыбнитесь. У вас получилась выставка улыбок. В.Солоухин писал: «У человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть, читать, видеть, находить, рот – чтобы говорить, жевать, поглощать. Все нужно самому себе, кроме улыбки, а жить без нее скучна».        

 Мы устали чуточку



2 мин.




Образец рассуждения.

1.Ставлю ударение.

2. Ставлю глагол в неопр. ф.

3. Смотрю, какой суффикс.

4. Пишу гласную.

5. Обозначаю орфограмму.


7 мин.






Карточки.№1,№2,№3.


3 мин.






Кроссворд.



3 мин.

Отдохнем минуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок!

Еще попрыгай, раз, два, три!

Соседа за руку возьми.

Руки вверх, руки вниз.

За работу вновь берись.

VII.Написание безударных окончаний глагола.

- Используя алгоритм, что мы будем доказывать?

(Какую гласную писать в безударном окончании глагола и спряжение.)

Стр. 73. №257. ( На доске).

- Что помогало в рассуждении? (Алгоритм).

VIII. Включение в систему.

Самостоятельная работа.

- На столе три карточки. Выберите по своим силам задание.

Выполните и проверьте свои знания по теме: «Глагол».

Проверка.

Обменяйтесь карточками с соседом, проверьте.

IX. Словарно-орфографическая работа.

Сейчас вам предстоит работа в парах, определите капитана и помощника. Кроссворд перед вами.

- Хорошо ли вы знаете автора стихов: « В синем небе звезды блещут…»

В своих стихах А.С. Пушкин использовал словарные слова.

А вам предстоит проверить свои знания стихов и правописание словарных слов.

1. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грезы ночи,

И, дивясь, перед собой

Видит (город) он большой.

2. Пушки с пристани палят,

(Кораблю) пристать велят.

3.Царь Дадон  к шатру спешит…

Что за страшная (картина) –

Перед ним его два сына.

4.И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три  (богатыря).

5.А лежит наш путь, далек.

Восвояси на (восток).

                                                                   



















2 мин.













Пословицы.

   

2 мин.





1 мин.



1 мин.

6.Вот въезжает в город он,

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей (столицы) –

Петушок вспорхнул со спицы.

-Какое ключевое слово получилось?

А.С. Пушкин в своих произведениях использовал рифму глагола.

В синем небе звезды                    (блещут.)

В синем море волны                    (хлещут.)

День прошел, царица                   ( вопит,)

А дитя волну                                (торопит.)

X. Игра. «Аплодисменты».

- Я читаю слова, если это глагол 1 спряжения – 1 хлопок, 2 спряжения– 2 хлопка. Будьте внимательны!

Благодарим -  2,  читаем – 1, мечтаем – 1, рисуем – 1, носят – 2, наряжать – 1, дом -?  красивый - ?

Вывод:

  1. Как определить спряжение с безударным личным окончанием?
  2. На что указывает суффикс –и-?
  3. Все остальные суффиксы?
  4. Но есть  глаголы – исключения, хотите узнать?

XI.Рефлексия деятельности. Самоконтроль.

Вспомните, какую цель вы ставили перед собой?

Удалось ли вам достичь результата?

Все ли удалось так, как вам хотелось?

Оцените свою работу с позиции аккуратности, трудолюбия используя одну из пословиц.

 Проверка. Прочитать пословицу, найти глагол, определить спряжение.

XII. Итог.  

  Что – то новое вы для себе открыли? Можно писать, не допуская ошибок? Что для этого надо использовать?

XIII. Объяснение домашнего задания.

Использовать при выполнении алгоритм, правило стр. 72, №255.

(Индивидуальные задания - 2 столбик).

                              Карточка №1.                            

1). Подчеркни глагол в неопределенной форме.

ХОДИТЬ
СМЕЁТСЯ
ДУМАТЬ
ЧИТАЛ

2). Найди ошибку.   Зачеркни.

Личным окончанием глагола I спряжения являются:

- ЕТ,

- ЕТЕ,

- ЯТ,

- ЕШЬ.

3). Подчеркни правильный ответ.

                                                       Спряжение это:

а) изменение по временам,

б) изменение по числам,

в) изменение  по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Карточка №1.                            

1). Подчеркни глагол в неопределенной форме.

ХОДИТЬ
СМЕЁТСЯ
ДУМАТЬ
ЧИТАЛ

2). Найди ошибку.   Зачеркни.

Личным окончанием глагола I спряжения являются:

- ЕТ,

- ЕТЕ,

- ЯТ,

- ЕШЬ.

3). Подчеркни правильный ответ.

                                                       Спряжение это:

а) изменение по временам,

б) изменение по числам,

в) изменение  по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

             Карточка №2.

                       

1). Найди ошибку.    Подчеркни.

Личные окончания глаголов II спряжения:

- ите,

- им,

- ют,

 - ишь.

2).  Разбери по составу.

УБЕЖАЛА         ХЛОПАТЬ            ВХОДИТ

3). Определите спряжение глаголов.

Страдать (       спр.), лететь (      спр.), бежать (        спр.),      встретить (     спр.).

             Карточка №2.

                       

1). Найди ошибку.    Подчеркни.

Личные окончания глаголов II спряжения:

- ите,

- им,

- ют,

 - ишь.

2).  Разбери по составу.

УБЕЖАЛА         ХЛОПАТЬ            ВХОДИТ

3). Определите спряжение глаголов.

Страдать (       спр.), лететь (      спр.), бежать (        спр.),      встретить (     спр.).

                       Карточка №3.

1). Найди ошибки.  Исправь.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глас несводит.

2). Соедини линиями имена существительные с  соответствующими глаголами.

СОЛНЦЕ                                                                          САДИЛАСЬ

МОРЕ                                                                              РАЗГУЛЯЛОСЬ

ДЕВОЧКА                                                                       ВСТАЛО

ПОГОДА                                                                      РАЗГУЛЯЛАСЬ

3).  Проспрягать глагол   ПЕТЬ.

   

1л. Я _____________________________мы____________________________

2л. ТЫ____________________________вы___________________________

3л. ОН____________________________они___________________________

                     

                     

               

 Карточка №3.

1). Найди ошибки.  Исправь.

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глас несводит.

2). Соедини линиями имена существительные с  соответствующими глаголами.

СОЛНЦЕ                                                                          САДИЛАСЬ

МОРЕ                                                                              РАЗГУЛЯЛОСЬ

ДЕВОЧКА                                                                       ВСТАЛО

ПОГОДА                                                                      РАЗГУЛЯЛАСЬ

3).  Проспрягать глагол   ПЕТЬ.

   

1л. Я _____________________________мы____________________________

2л. ТЫ____________________________вы___________________________

3л. ОН____________________________они___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Данный материал представляет собой урок русского языка в 4 классе на тему  «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"  по программе «Начальная школа XXI века». Основная р...

Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс

Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....

Спряжение глаголов с безударными окончаниями

Конспект урока русского языка на тему "Спряжение глаголов с безударными окончаниями" в 4 классе...

Системно – деятельностный подход на уроке русского языка «Определение спряжения глагола с безударным окончанием»»

В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Определение спряжения глагола с безударным окончанием», целью которого было:формирование умений определять спряжение глагола с ...

Спряжение глаголов с безударными окончаниями

Правописание окончаний глаголов...

Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс

МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....