Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Правильно писать окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc | 56 КБ |
urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет : Русский язык
Тема: «Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний»
Класс: 3
Провела
учитель начальных классов
Ткачук Раиса Васильевна
МБОУ «Лицей № 4»
г. Рузаевка,
Республика Мордовия
Тема: «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний»
Цель урока: закрепить знания о способах определения спряжения глаголов;
формировать умение правильно писать безударные личные
окончания;
развивать орфографическую зоркость, память , внимание.
Ход урока:
- Орг.момент.
- Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк)
а) Игра - упражнение «Пальчики здороваются». Дети сидят за партой. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
б) Игрушка - упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
в) Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной рукой, затем другой, потом в обратном порядке.
г) Игра «Пианино»
3. Каллиграфическая минутка.
На доске записаны окончания: -ешь, -ет, -ем.
- Продолжите ряд (это окончания -ете, -ут, -ют)
- На что указывает окончание -ешь? (на глагол 1 спр., 2 лица, ед.ч.)
- Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения в настоящем и будущем времени? Запишите их. (на конце глаголов настоящего и будущего времени пишется -ут, -ют, -ишь, -ит, -им, -ете, -ат, -ят - 2 спр.)
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим работу над темой «Глагол», посмотрим, как вы подружились с этой ошибочноопасной частью речи.
- Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
- Ученик написал орфографический диктант.
Грохочет вдали. Собираешь книжки. Услышишь крик. Ненавидит лож.
- Его друзья нашли в его работе три ошибки, а сколько найдёте вы?
(На пальцах показывают количество допущенных ошибок.)
- Ответы у вас разные. Что надо повторить ученику, что он должен уметь?
- Запишите без ошибок, отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.
(После выполнения задания делается проверка)
- В каких глаголах можно было сразу определить гласную в окончании? (Глагола соберёшь окончание ударное. Глаголы услышишь и ненавидит - глаголы - исключения, 2 спр.)
- Докажите, что в глаголе грохочет допущена ошибка.
6. Повторение материала о глаголах - исключениях.
- Ваши работы показывают, что вы не все подружились с глаголами - исключениями. Запишите глаголы 1 спр., поставив их в 3 л., мн. ч..
Бреют - 1 спр., в 3 л., мн.ч., стелют - 1 спр., в 3 л., мн. ч. - глаголы - исключения
- Запишите глаголы - исключения 2 спр., в 3 л, ед.ч. и по возможности с приставкой у-
Гнать - угонят - 2 спр., в 3 л., мн. ч., угонит - 2 спр., в 3 л., ед.ч.
Смотреть - видеть - увидит - 2 спр., в 3 л., ед. ч.
Слышать - услышит - 2 спр. 3 л., ед. ч.
- Упражнения в правописании гласных в личных окончаниях.
- Я предлагаю вам вместе с Татьяной Рик совершить путешествие в 2 города: Первоспряженск и Второспряженск. Хотите? Кто нам нужен?
(Рыцарь - неопределённая форма)
- А кем вы будете? (глаголиками)
- Возьмите свои голубые конверты, достаньте карточки.
(Карточки со словами: раста.т, завис.м, бор.тся, блиста.т, стро.м, пил.т, проед.т, руб.т)
- Ну, глаголики, кто точно знает, в каком городе вы живёте? Кому нужна помощь рыцаря? Теперь, я карточки перемешаю. Запишите слова под диктовку с выделением гласной в окончании.
- Почему вы не ошиблись? (Умеем ставить глагол в неопределённую форму, знаем глаголы - исключения, помним наших помощников.)
8. Упражнения в определении спряжения.
1 основание | 2 основание | 3 основание |
Спряжение определяем сразу по ударной гласной в личном окончании: идёшь - 1 спр., стоишь - 2 спр. | Спряжение определяем сразу у глаголов - исключений: брить, стелить - 1 спр. | Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу и указывает на 2 спр., если нет суффикса и, то 1 спр. |
- Расскажите по таблице, как определить спряжение?
- А теперь задание труднее.
Из жёлтых конвертов достаньте карточки. Прочитайте слова помнишь, злилась, носилась, желтела, сидела, погляди, лежит, чернеет, зеленеет, блестит.
- Прочтите ещё раз эти глаголы. Из какого произведения они взяты? (А.С.Пушкин «Зимнее утро».)
- Назовите и запишите грамматические основы.
Глагол помнишь стоит в спрягаемой форме, неопределённая форма помнить - суффикс и - 2 спр.,
Злилась - прош. Вр., злишься - 2 спр. и т.д.
9.Творческая работа.
- Ребята вы должны вставить слова, отвечая на указанные вопросы:
(Когда?) В воскресенье ты (что делаешь?) … на улицу с лыжами и (что делаешь?) в парке.
(Какое?) солнышко (что делает?) свои лучи и (что делает?) на снегу.
Приятно (что делать?) этой красотой, но пора (что делать?) на лыжи и (что делать?) дальше.
- Какими членами предложения будут вставленные слова? Подчеркните их.
10. Итог урока. Домашнее задание.
- Спасибо за урок. Молодцы, хорошо работали.
Предварительный просмотр:
Предмет : Русский язык
Тема: «Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний»
Класс: 3
Провела
учитель начальных классов
Ткачук Раиса Васильевна
МБОУ «Лицей № 4»
г. Рузаевка,
Республика Мордовия
Тема: «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний»
Цель урока: закрепить знания о способах определения спряжения глаголов;
формировать умение правильно писать безударные личные
окончания;
развивать орфографическую зоркость, память , внимание.
Ход урока:
- Орг.момент.
- Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк)
а) Игра - упражнение «Пальчики здороваются». Дети сидят за партой. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот.
б) Игрушка - упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
в) Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной рукой, затем другой, потом в обратном порядке.
г) Игра «Пианино»
3. Каллиграфическая минутка.
На доске записаны окончания: -ешь, -ет, -ем.
- Продолжите ряд (это окончания -ете, -ут, -ют)
- На что указывает окончание -ешь? (на глагол 1 спр., 2 лица, ед.ч.)
- Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения в настоящем и будущем времени? Запишите их. (на конце глаголов настоящего и будущего времени пишется -ут, -ют, -ишь, -ит, -им, -ете, -ат, -ят - 2 спр.)
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим работу над темой «Глагол», посмотрим, как вы подружились с этой ошибочноопасной частью речи.
- Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
- Ученик написал орфографический диктант.
Грохочет вдали. Собираешь книжки. Услышишь крик. Ненавидит лож.
- Его друзья нашли в его работе три ошибки, а сколько найдёте вы?
(На пальцах показывают количество допущенных ошибок.)
- Ответы у вас разные. Что надо повторить ученику, что он должен уметь?
- Запишите без ошибок, отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.
(После выполнения задания делается проверка)
- В каких глаголах можно было сразу определить гласную в окончании? (Глагола соберёшь окончание ударное. Глаголы услышишь и ненавидит - глаголы - исключения, 2 спр.)
- Докажите, что в глаголе грохочет допущена ошибка.
6. Повторение материала о глаголах - исключениях.
- Ваши работы показывают, что вы не все подружились с глаголами - исключениями. Запишите глаголы 1 спр., поставив их в 3 л., мн. ч..
Бреют - 1 спр., в 3 л., мн.ч., стелют - 1 спр., в 3 л., мн. ч. - глаголы - исключения
- Запишите глаголы - исключения 2 спр., в 3 л, ед.ч. и по возможности с приставкой у-
Гнать - угонят - 2 спр., в 3 л., мн. ч., угонит - 2 спр., в 3 л., ед.ч.
Смотреть - видеть - увидит - 2 спр., в 3 л., ед. ч.
Слышать - услышит - 2 спр. 3 л., ед. ч.
- Упражнения в правописании гласных в личных окончаниях.
- Я предлагаю вам вместе с Татьяной Рик совершить путешествие в 2 города: Первоспряженск и Второспряженск. Хотите? Кто нам нужен?
(Рыцарь - неопределённая форма)
- А кем вы будете? (глаголиками)
- Возьмите свои голубые конверты, достаньте карточки.
(Карточки со словами: раста.т, завис.м, бор.тся, блиста.т, стро.м, пил.т, проед.т, руб.т)
- Ну, глаголики, кто точно знает, в каком городе вы живёте? Кому нужна помощь рыцаря? Теперь, я карточки перемешаю. Запишите слова под диктовку с выделением гласной в окончании.
- Почему вы не ошиблись? (Умеем ставить глагол в неопределённую форму, знаем глаголы - исключения, помним наших помощников.)
8. Упражнения в определении спряжения.
1 основание | 2 основание | 3 основание |
Спряжение определяем сразу по ударной гласной в личном окончании: идёшь - 1 спр., стоишь - 2 спр. | Спряжение определяем сразу у глаголов - исключений: брить, стелить - 1 спр. | Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу и указывает на 2 спр., если нет суффикса и, то 1 спр. |
- Расскажите по таблице, как определить спряжение?
- А теперь задание труднее.
Из жёлтых конвертов достаньте карточки. Прочитайте слова помнишь, злилась, носилась, желтела, сидела, погляди, лежит, чернеет, зеленеет, блестит.
- Прочтите ещё раз эти глаголы. Из какого произведения они взяты? (А.С.Пушкин «Зимнее утро».)
- Назовите и запишите грамматические основы.
Глагол помнишь стоит в спрягаемой форме, неопределённая форма помнить - суффикс и - 2 спр.,
Злилась - прош. Вр., злишься - 2 спр. и т.д.
9.Творческая работа.
- Ребята вы должны вставить слова, отвечая на указанные вопросы:
(Когда?) В воскресенье ты (что делаешь?) … на улицу с лыжами и (что делаешь?) в парке.
(Какое?) солнышко (что делает?) свои лучи и (что делает?) на снегу.
Приятно (что делать?) этой красотой, но пора (что делать?) на лыжи и (что делать?) дальше.
- Какими членами предложения будут вставленные слова? Подчеркните их.
10. Итог урока. Домашнее задание.
- Спасибо за урок. Молодцы, хорошо работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "
Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе
Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...
Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»
Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени». УМК «Школа России».4 класс....
Урок русского языка по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
На уроке ребята повторят и обобщат знания о глаголе, закрепят навыки правописания окончаний глаголов, умения определять спряжение глаголов....