Системно – деятельностный подход на уроке русского языка «Определение спряжения глагола с безударным окончанием»»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Определение спряжения глагола с безударным окончанием», целью которого было:
формирование умений определять спряжение глагола с безударным личным окончанием по неопределённой форме; развитие самостоятельной поисковой деятельности, творческих возможностей, познавательных способностей учащихся.
Для достижения целей урока на первом этапе создаётся ситуация успеха. Обучающиеся подтверждают свои знания о глаголе, выполняют упражнения. При фронтальной проверке доказывают правильность выполнения работы.
На втором этапе была создана учебная ситуация, которая привела к постановке учебной задачи. Используя противоречие, между тем, что уже знают дети и тем, что знаний не хватило, чтобы у некоторых глаголов правильно написать окончание. Это побудило детей к формулированию учебной задачи. Ребята фиксируют данную задачу в виде вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tv.rabota_2.docx | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке русского языка
«Определение спряжения глагола с безударным окончанием»»
(УМК «Школа 2100», 4 класс)
Выполнила: Пушкарева О. В.
Новокузнецк, 2015
Оглавление
- Введение ………………………………………………………………… .. 3
- Урок русского языка…………………………………………………… ..5-8
- Заключение ………………………………………………………………....9
- Список литературы ………………………………………………………. 10
- Приложение …………………………………………………………….. .. 11
Введение
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми .
Введение ФГОС – это новый этап модернизации российского образования.
Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Деятельностный аспект образования выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие; процесс решения проблемных (коммуникативных) задач.
Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе.
Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Целью обучения становится не передача определённой суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребёнка, его способностей, склонностей, интересов.
Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, учебный материал группируется вокруг этих проблем.
Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно ученик не просто сидит и слушает, и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности.
Фиксированного содержания образования ФГОС не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!»
Роль учителя начальных классов, реализующего требования ФГОС НОО, заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – важное психолого-педагогическое понятие. УУД не привязаны к конкретной теме, учебному предмету. Назначение УУД – жизненная успешность человека. Формируются внутри учебного процесса за счёт и благодаря учебному знанию, опыту учебной деятельности, учебной коммуникации.
Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.
Познавательная цель предполагает:
— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
— открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
— формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе.
Тема урока: Определение спряжения глагола с безударным окончанием.
Цели урока:
обучающая: формирование умений определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
развивающая: развитие самостоятельной поисковой деятельности, творческих возможностей, познавательных способностей учащихся;
воспитательная: воспитание толерантности, умений работать в паре, доброжелательное отношение к ответам других детей, способствовать умению осуществлять оценку и самооценку.
Ход урока:
I Организационный момент
II Актуализация знаний
2.1. Работа над каллиграфией.
Запишите окончания глаголов 2 лица, единственного числа 1 и 2 спряжения. Какая особенность этих окончаний? ( В окончаниях 2 лица единственного числа после шипящей пишется ь).
Ешьишь ишьешь ешьишь ишьешь
2.2. Повторение изученного о глаголе.
Игра «Пресс-конференция».
На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные «журналисты» и «корреспонденты». Они задают вопросы «специалистам по глаголу». Учитель оценивает их «работу». Примерные вопросы:
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- Только ли действие обозначает глагол? (Нет, ещё и состояние.)
- Что называют спряжением глагола?
- Каким членом предложения чаще всего являются глаголы?
- Как изменяются глаголы? И т. д.
III Постановка учебной задачи
3.1 Проблемная ситуация
- На доске написаны пословицы. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Свет побед..т тьму, а мир войну.
Кто се..т мир, пожнёт счастье.
Спишите, вставляя пропущенные окончания, если орфограмма у вас вызовет затруднение, то пропустите её.
- В каком глаголе написание окончания не вызвало затруднения? Почему? Над окончанием какого глагола пришлось задуматься? Почему?
В течение урока мы попробуем найти ответ на вопрос: какую букву надо вставить.
3.2. Постановка задачи урока .
- Над чем мы сегодня будем работать? (Над безударными окончаниями глаголов.)
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Научиться писать безударные окончания глаголов.)
- Определите тему нашего урока. (Определение спряжения глагола с безударным окончанием.)
IV Поиск решения задачи
Проспрягайте глаголы по вариантам
1-петь, играть, 2-говорить, верить.
Пою, играю, говорю, верю.
Поёшь, играешь, говоришь, веришь.
Поёт, играет, говорит, верит.
Поём, играем, говорим, верим.
Поёте, играете, говорите, верите.
Поют, играют, говорят, верят.
Выделите окончания.
- Назовите личные окончания глаголов первого варианта ( глаголы первого варианта имеют окончания ешь – ёшь, ет – ёт, ем – ём, ете – ёте, ут – ют.)
- Что можете отметить общее в личных окончаниях глаголов первых двух столбиков? (они имеют гласную е, в форме 3 лица мн. числа ут, ют)
- Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3 л. мн. числа ут, ют относятся к 1 спряжению.
- Что можете отметить общее в личных окончаниях глаголов второго варианта? (они имеют гласную и, в форме 3 лица мн. числа ат, ят)
- Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3 л. мн. числа ат, ят относятся ко 2 спряжению.
- Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? ( В одном спряжении окончания ударные и безударные)
- Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? (У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые).
- Сравните неопределённую форму данных глаголов. Что заметили?
- Какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3 л. мн. числа ут, ют относятся к 1 спряжению. Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3 л. мн. числа ат, ят относятся ко 2 спряжению.)
Давайте свой вывод сравним с правилом в учебнике с.68.
V Физминутка (см. САНПиНы упр. Для снятия утомления с туловища)
VI Первичное закрепление
Давайте теперь вернёмся к нашей пословице. Мы можем объяснить, какую букву надо вставить. Рассуждение. (Кто се..т мир, пожнёт счастье).
Вы молодцы!
VII Первичное воспроизведение нового знания
Сейчас фронтальная работа с доской. (Устно)
Стро…шь, цен…т, напомина…т, леч…те, опозда…т, зре…т, зна…шь.
Молодцы! Какие затруднения у вас возникли?
Вы хорошо справились с заданием. А теперь попробуйте свои силы самостоятельно.
VIII Самостоятельная работа
Выполним самостоятельную работу. Карточки.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Вставьте пропущенные окончания. Определите спряжение.
За четверть часа до захода солнца вы (вход..те/вбега..те) в рощу. Вы (отыскива..те/наход…те) себе место где-нибудь подле опушк.. Солнце село. Внутренность леса постепенно (темне..т/мрачне..т).
Алый свет вечерней зари (переход…т/перебира..тся) от нижних веток к неподвижным верхушкам. Румяное небо (сине..т/ темне..т). Лес постепенно (засыпа..т/затиха..т)
Проверка. Выбор наиболее удачных предложений.
IX Итог урока
Рефлексивная оценка
Попробуй установить, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.
- Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное.
- Если ударное – пишу…
- Если безударное,
а) ставлю глагол в ..
б) смотрю, какой…перед…
в) если –и- …, пишу в окончаниях гласную … и –ат- (-ят-)
г) если не –и- - …, пишу в окончаниях гласную …е –ут(-ют)
д) обозначаю орфограмму.
|
|
| |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием | |
4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме. | |
|
|
X Домашнее задание на выбор
Задание № 1. Проспрягать глаголы СПАТЬ, МЫТЬ
1л. Я _____________________________мы____________________________
2л. ТЫ____________________________вы___________________________
3л. ОН____________________________они___________________________
Задание № 2.
Выберите подходящие по смыслу глаголы. Вставьте пропущенные окончания. Определите спряжение.
1 вариант. За четверть часа до захода солнца вы (вход..те/вбега..те) в рощу. Вы (отыскива..те/наход…те) себе место где-нибудь подле опушк.. Солнце село. Внутренность леса постепенно (темне..т/мрачне..т).
Задание № 3.
Упр. 250, стр. 68
Заключение
В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Определение спряжения глагола с безударным окончанием», целью которого было:
формирование умений определять спряжение глагола с безударным личным окончанием по неопределённой форме; развитие самостоятельной поисковой деятельности, творческих возможностей, познавательных способностей учащихся.
Для достижения целей урока на первом этапе создаётся ситуация успеха. Обучающиеся подтверждают свои знания о глаголе, выполняют упражнения. При фронтальной проверке доказывают правильность выполнения работы.
На втором этапе была создана учебная ситуация, которая привела к постановке учебной задачи. Используя противоречие, между тем, что уже знают дети и тем, что знаний не хватило, чтобы у некоторых глаголов правильно написать окончание. Это побудило детей к формулированию учебной задачи. Ребята фиксируют данную задачу в виде вопроса.
Формы организации соответствуют поставленным целям урока, построены согласно методике организации групповой работы. Были созданы необходимые условия для работы в группе: план действий, переходящий в алгоритм действий.
Задания, выполняемые учащимися были ориентированные на формирование:
- познавательных УУД (формирование умения прогнозировать, предполагать,
выделять существенную информацию, ставить и формулировать проблему);
- регулятивных УУД (формирование умения выполнять учебные действия в устной форме, учиться корректировать выполнение задания, давать оценку своего задания).
- коммуникативных УУД (формирование умения сотрудничать с одноклассниками, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению).
- личностные (воспринимать речь учителя (одноклассников), способность оценивать своё поведение и поведение других в соответствии с нравственными нормами);
Логических действий: умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
После каждого задания дети делали вывод, оценивали и предъявляли результат.
В конце урока поведена рефлексия.
ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ, обеспечивающего его.
Список литературы
- Бунеев, Р. Н. Русский язык : учебник для 4 класса : в 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. — 5-е изд., перераб. - Москва : Баласс, 2011. – 208 с. : ил. – (Образовательная система «Школа 2100»)
- Бунеева, Е. В. Русский язык : 4 класс : Методические рекомендации для учителя. – 3-е изд., испр. – Москва : Баласс, 2012. – 208 с. – (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС : учебник / [сост. И. А Сафронова]. – Москва : Просвещение, 2013.
Анащенкова, С. В. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС : учебник / М. З. Биболетова, Л. Л. Алексеева С. В. Анащенкова. - Москва : Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема «Системно-деятельностный подход на уроке Русского языка «Орфография. Буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позво...
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Системно - деятельностный подход на уроке русского языка "Слова-названия предметов, у которых нет окончаний". УМК ПНШ, 2 класс.
В творческую разработку включено: введение ( обоснование необходимости использования деятельностного подхода на уроках в услосвия работы по ФГОС), прект урока по теме " Слова - названия предметов, у к...
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка".
Тема. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Цель: формировать представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся. ...
Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс
МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме "Буквы безударных гласных в корне слова"
Проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учётом требований к организации урока в системно-деятельностном подходе....
Технологическая карта урока русского языка . "Определение спряженя глагола". 4 класс. УМК В.П. Канакиной
Урок открытия нового знания. На уроке четвероклассники вывели алгоритм определения спряжения глаголов....