Спряжение глаголов с безударными окончаниями
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка на тему "Спряжение глаголов с безударными окончаниями" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Спряжение глаголов с безударными окончаниями
Цель урока: Изучить лингвистическое понятие «Спряжение глаголов с безударными окончаниями»
- Минутка чистописания
У: Откройте свои тетради. Напишите сегодняшнее число – 14 апреля, и слова «Классная работа».
Начнем урок с чистописания. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что это за буквы?
Д: Это строчные буквы «п» и «т».
У: Совершенно верно. Скажите, чем они похожи?
Д: Эти буквы состоят из одинаковых элементов.
У: Кто может сказать, что это за элементы?
Д: Прямая короткая линия и прямая короткая линия с закруглением внизу и вверху
У: Молодцы. Пропишите в тетрадях строчные буквы «т» и «п» 3 раза, чередуя. На доске вы видите образец написания, постарайтесь, чтобы в ваших тетрадях эти буквы выглядели также.
Ответьте, что это такое? – на доске соединения: пу, те
Д: Это соединения букв.
У: А какие это соединения?
Д: «пу» - это верхнее соединение, а «те» - это среднее соединение.
У: Верно. Напишите по два раза эти соединения у себя в тетрадях.
А какие это соединения? - на доске соединения: тв, вт
Д: «тв» - это среднее соединение, а «вт» - это верхнее соединение.
У: Напишите эти соединения по 2 раза.
- Словарно-орфографическая минутка
У: Теперь с красной строки напишите слово «Словарь». Поставьте двоеточие. Вспомним, как пишутся изученные словарные слова.
Теперь догадайтесь, какое слово вы должны записать: это поездка куда-либо, за пределы родной местности. Что это?
Д: Путешествие.
на доске: пут...шествие
У: Верно. Запишите это слово в тетрадь.
У: Проверим. Скажите, какую букву вы поставили вместо многоточия? –
Д: Букву «е».
буква вписывается на доске.
У: Совершенно верно. Следующее слово: Юрий Алексеевич Гагарин был первым…
Д: Космонавтом.
У: Да, верно. А два дня назад был день космонавтики.
на доске: к…см…навт
У: Запишите, пожалуйста, это слово в тетрадь.
У: Проверим. Какие буквы вы вставили на месте многоточий?
Д: Две буквы «о».
- Повторение
У: Теперь вспомним часть речи, которую вы изучали на прошлых уроках.
-на доске словосочетание: летает в космос.
У: Прочитайте. Скажите, к какой части речи относится слово «летает»?
Д: Это глагол.
У: Докажите свою точку зрения.
Д: Он обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «Что делает?».
У: А как изменяются глаголы?
Д: Глаголы изменяются по временам. В настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени единственного числа – по родам.
У: Что такое «спряжение глаголов»?
Д: Это их изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
У: Как определяют спряжение глаголов?
Д: По окончанию, если окончание ударное, ставим глагол в форму третьего лица множественного числа: -ут, -ют первое спряжение, -ат, -ят второе спряжение.
У: А еще необходимо знать все личные окончания глаголов, тогда по ним легко определить спряжение, если, конечно, они (окончания) известны или ударные. Кто сможет их перечислить?
Д: Глаголы 1 спр. имеют окончания -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют), а глаголы 2 спр. - -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
У: Определите спряжение глаголов на доске. – на доске: делает уроки, помогают старшим, учишься на отлично
Д: Глаголы «делает» и «помогают» - первого спряжения, а глагол «учишься» - второго.
У: Молодцы. Скажите, что такое «неопределенная форма глагола»?
Д: Это форма глагола, которая не указывает на время и число глагола, такие глаголы имеют суффиксы –ть и –ти и отвечают на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
У: Совершенно верно. Выполним упражнение № 454. прочтите задание в учебнике.
Д: Спишите глаголы и расставьте ударения.
Определите их спряжения и выделите окончания глаголов.
У: Кто хочет выйти к доске и выполнить работу с первым словом?
Один ребенок выходит к доске, записывает слово «говорит», ставит ударение на последний слог, выделяет окончание «-ит», над словом записывает «2 спр.».
У: Как ты определил спряжение?
Д: По выделенному окончанию. Окончание «-ит» - это окончание второго спряжения.
У: Молодец, садись. Ребята. Теперь продолжите работу самостоятельно у себя в тетрадях.
У: Проверим. (Дети читают, учитель задает вопросы типа: «кто не согласен?»).
Говорит – 2спр., молчишь – 2 спр., клеишь – 2 спр., спешишь – 2 спр., долетят – 2 спр., построят – 2 спр., отвезут – 1 спр., посеют – 1 спр., сберегут – 1 спр., живешь – 1 спр., думаешь – 1 спр., отвечаешь – 1 спр.
У: Молодцы, ребята! Теперь мы с вами повторили все, что необходимо нам для изучения нового материала.
- Определение темы и цели урока
- Изучение нового
У: Ребята, а теперь откройте свои учебники на странице 88. Прочтите вопрос Почемучки. Кто прочитает его вслух?
Д: Какие безударные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
У: Кто может ответить на этот вопрос? Рассмотрите таблицу, приведенную ниже.
Д: Глаголы 1 спр. имеют окончания -ешь, -ет, -ем, ете, -ут (-ют), а глаголы 2 спр. - -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят). То есть, такие же, как и ударные.
У: Сравните окончания глаголов первого и второго спряжения. Чем они отличаются?
Д: У глаголов первого спряжения в окончании гласная «е» либо «у».
У: А чем они похожи?
Д: Они безударные.
У: Верно.
У: Ребята, если окончание глагола находится под ударением, то у нас не возникает вопросов, какую гласную в нем писать. А если окончание безударное?
Д: Тогда мы не знаем, какую гласную писать в окончании.
У: Попробуем ответить на второй вопрос Почемучки: что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
Д:…
У: Прочитайте первое правило в учебнике на стр. 89.
Д: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение.
У: Запишем это в виде небольшой схемы:
глагол
Спряжение?
У: Ребята, но раньше мы определяли спряжение по окончанию глагола! Что же нам делать теперь? Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
Д:…
На доске таблица:
2 спряжение | 1 спряжение |
строить | делать |
клеить | пахнуть |
мерить | таять |
помнить | колоть |
У: Ребята, рассмотрите таблицу. Сравните слова первого и второго столбика. Какой можно сделать вывод? Чем они отличаются? Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие – ко второму?
Д: Что ко 2 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на «-ить» в начальной форме, а к первому – все остальные.
У: Верно. Молодцы. Прочитайте второе правило на странице 89 в учебнике.
Д: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по начальной форме.
Глаголы, которые оканчиваются на –ить в неопределенной форме, относятся ко второму спряжению.
Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть – 1 спряжения.
У: Дополним схему:
глагол
н.ф.
У: Чтобы нам было еще легче работать с правилом, составим алгоритм применения правила.
Кто знает, что такое «алгоритм»?
Д: Алгоритм – это четкая последовательность действий.
У: Посмотрите на схему. С чего мы начинаем, если окончание глагола нам неизвестно, т.е., пропущено или безударное?
Д: С того, что ставим глагол в начальную форму.
(учит. записывает на доске, дети – в тетрадях: 1. Поставить глагол в начальную форму.).
У: Как мы будем действовать дальше?
Д: Дальше мы определим спряжение.
У: Как мы это сделаем?
Д: Посмотрим, на что оканчивается глагол в начальной форме – если на «-ить», то это глагол второго спряжения, а если на «-ать», «-ять», «-еть», «-оть», «-ыть», «-уть» - то это глагол второго спряжения.
У: Молодцы! (записывает все на доске)
Итог:
1. Поставить глагол в начальную форму.
2. Определить спряжение
3.
У: Теперь попробуем применить это правило на практике. Ваша задача – узнать спряжение глагола, написать глагол во 2 лице единственного числа и обозначить ударение. Давайте попробуем вместе. Что нам поможет?
Д: Алгоритм, схема и знание окончаний глаголов.
У: Первый глагол – мечтать.
Мечтать(1) – мечтаешь – один ученик записывает на доске.
Глаголы: писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.
Проверим (дети читают, на доске вывешиваются карточки с правильными ответами): писать(1)-пишешь, рисовать(1)-рисуешь, ходить(2)-ходишь, готовить(2)-готовишь, стрелять(1)-стреляешь.
У: Молодцы.
- Закрепление
У: Переверните страницу учебника. Выполним упражнение №456.
Прочитайте рассказ. (один учащийся читает вслух)
О чем говорится в этом тексте?
Д: О том, как правильно вырастить яблоню.
У: А вы когда-нибудь ухаживали за растениями? За какими, где?
Д: Поливали комнатные растения, грядки на даче…и т.п.
У: Спишите текст себе в тетрадь.
Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне. Проверим (дети читают слова и подбирают проверочные для них, учитель дополняет, если это необходимо):
дерЕвце, посАдить, полИвать
У: Найдите глаголы в неопределенной форме. Как вы это сделаете?
Д: По вопросам.
У: Какие это вопросы?
Д: Что делать? и Что сделать?
Д: Посадить (что сделать?), ухаживать (что делать?), поливать (что делать?), подкармливать (что делать?), рыхлить (что делать?), привязать (что сделать?), укрыть (что сделать?).
У: Теперь определите спряжение, используя алгоритм. Первый пункт мы опускаем:
Д: Начальная форма – посадить.
Нач. форма оканчивается на «-ить», значит, это глагол 2 спряжения.
Начальная форма – ухаживать.
Нач. форма оканчивается на «-ать», значит, это глагол 1 спряжения.
У: Продолжите каждый самостоятельно.
Назовите глаголы 2 спряжения.
Д: Посадить, рыхлить.
У: Докажите.
(дети доказывают, используя алгоритм, аналогично с тем, что приведено выше)
У: Верно.
- Обобщение
У: В каком случае мы ставим глагол в начальную форму для определения спряжения?
Д: В случае, если окончание безударное.
У: Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Д: Неопределенная форма которых оканчивается на «-ить».
Игра «Будь внимателен!»
У: У вас на партах лежат сигнальные карточки. Я буду называть пары глаголов, а вы поднимайте карточку с номером спряжения каждого глагола:
(после каждой пары проводится проверка – дети доказывают свою точку зрения)
Победить - побеждать;
Отправлять - отправить;
Решать - решить
Потерять - находить;
Разрушать – разрушить;
Помнить – вспоминать;
Бегать – бежать(!)
У: Приведите примеры глаголов 1 спряжения.
Д: Ехать, бежать, двигать и т.п.
У: Докажите!
Д: Они оканчиваются на –ать (возм. варианты с –еть, -оть и др.).
У: 2 спряжения.
Д: Ходить, ловить, просить и т.д., т.к. они оканчиваются на –ить.
- Дом. зад.
У: Ребята, откройте дневники. Запишите домашнее задание. Выучить правила, выполнить упражнение № 455.
Вы должны будете списать приведенные там глаголы и обозначить их спряжение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание,...
Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".
Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....
«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...
Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс
Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения
Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...
Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...