Сценарий урока по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Галанина Юлия Юрьевна

 

Данный материал представляет собой урок русского языка в 4 классе на тему  «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"  по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на формирование умений определять спряжение глаголов с безударными  личными окончаниями. Урок знакомит учащихся с глаголами – исключениями, а также содержит упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости, предлагает работу со словарными словами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с.  ПЕРВОМАЙСКОЕ  КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА

 САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сценарий урока по русскому языку в 4 классе

           по программе «Начальная школа XXI века».

          Тема: «Определение спряжения глаголов

                                                       с безударным окончанием"

                                                                     Выполнила Галанина Юлия Юрьевна

                                                                  учитель начальных классов I категории

                                                   МОУ – СОШ с. Первомайское

                                       Краснокутского района

                                   Саратовской области

Тема: «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Цели:

Обучающие: 

  • формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
  • познакомить с глаголами – исключениями;

Развивающие:

  • развивать мышление, орфографическую зоркость, умение выделять главное, наблюдать, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, формировать связную речь.

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся; умения прислушиваться к мнению других;
  • формировать  интерес к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь  

                            «Пишем грамотно», солнышки настроения, кроссворды «Словарные

                           слова», рифмовка с глаголами – исключения для каждого учащегося,  

                           задания для игры «Исключи лишнее»

Ход урока:

I. Организационный момент.

 

Добрый день! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах солнышки настроения, покажите какое у вас настроение. А вот какое у меня настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
         Сегодня мы продолжаем исследовать тему «Глагол».

II. Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски высказывание И.А. Крылова.

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.

- Найдите и подчеркните  в этих предложениях глаголы

III. Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы повторим словарные слова с удвоенной буквой С, а какие, вы узнаете, решив кроссворд (на каждую парту раздать по одному кроссворду в печатном варианте).

К

А

С

С

А

Ш

О

С

С

Е

К

Р

О

С

С

В

О

Р

Д

П

А

С

С

А

Ж

И

Р

М

А

С

С

А

Р

У

С

С

К

И

Й

П

Р

О

Ф

Е

С

С

И

Я

Р

О

С

С

И

Я

Р

А

С

С

Т

О

Я

Н

И

Е

- Как вы понимаете значение  слова шоссе?

- Устно составьте с данным словом предложение.

IV. Систематизация знаний учащихся о глаголе.

- Вспомните, какие глагольные формы вы знаете? (начальная и личная)

- Какого вида бывают глаголы?(совершенного и несовершенного)

- Как определить вид глагола? (поставим вопрос)

- Что называется спряжением? (изменение глагола по лицам и числам)

 - Подберите несколько личных форм с ударным окончанием. Определите спряжение.  

                                Идёт, цветёт, шумит, поёт, звенит, журчит (…)

- Возникли ли у вас затруднения? (нет)

- А как определить спряжение глаголов, если личные окончания безударные?

Стро[и]шь, зре[и]шь

V. Формирование новых знаний.

1. Работа с рубрикой «Тайна языка».

- Давайте приоткроем тайну языка, может она нам поможет понять неизвестное (чтение  и разбор рубрики на странице в  учебнике)

2. Знакомство с глаголами – исключениями.

- Для лучшего запоминания глаголов – исключений выучим веселую рифмовку.

Ко II же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на  - ИТЬ - ,

Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на  - Е – спрягать нельзя!

- А как еще можно запомнить окончания I  и II спряжения?  К суффиксам – е – и  - и – можно подставить две горизонтальные линии сверху и снизу.

- На что они станут похожи?

Е                      И

- На римские цифры I  и II! В первом спряжении всегда – Е -, во втором -  -И-

Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает,

Щечки моет, лапки трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4. 5

Хомка хочет сильным стать.

VI. Тренировочные упражнения.

1. Работа с алгоритмом определения спряжения. Работа по учебнику с упражнением 2 стр.95

2. Игра «Исключи лишнее слово». Работа по группам.


Пишем, вяжем, стираем, дружим   (т.к. это глагол II спряжения, а остальные - I).
Строим, клеим,
отвечаем,  говорим, (т.к. это глагол I спр., а остальные - II) .
Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).
Читать, делать, лететь,
накрыл, петь (т.к. это глагол прошедшего времени)

Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать (все глаголы – исключения, кроме одного).

Ученики в группах обсуждают задание, затем выступают представители от групп.

VII. Самостоятельная работа

Выполнение упражнения 3 стр. 95 (выписать глаголы по группам: с ударными окончаниями, с безударными окончаниями, глаголы – исключения)

Звучишь

Пищат

Хрустят

Кладете

Трясем

Пасут

Думаешь

Забываете

Знакомишь

Дарят

Жаришь

Дышим

Вертят

Смотришь

Терпят

Держим

VIII.  Повторение пройденного материала.

Выборочное письмо (самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой).

- Выпиши глаголы в неопределенной форме. Определи спряжение.

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес
проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

XI.  Итог урока.

- Как определить спряжение глагола?

- Что понравилось на уроке?  

- Что было непонятно?

- Какие новые словарные слова вы будете повторять дома?

- Повторим еще раз веселую рифмовку.

-  Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?

- А вот, мое настроение.

- Как вы оцениваете свою работу? (Словесная оценка  работы детей на уроке)

- Домашнее задание: упр. 4, рифмовку наизусть.

- Вы все хорошо работали. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Сценарий урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Однородные члены предложения. Закрепление».

Данный материал представляет собой урок русского языка в 3 классе на тему «Однородные члены предложения. Закрепление» по программе «Начальная школа XXI века». Основная работа направлена на закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект  открытого урока по  русскому  языку в  4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века»         Тема:"Право...

Урок по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 век"

Урок по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 век"...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....

Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Тема: "Басни Эзопа, И. А. Крылова, А. Е. Измайлова".

Цель: обобщение знаний детей о творчестве Эзопа, И.А.Крылова и А.Е.Измайлова.Задачи: -развивать творческие способности, речь, умение анализировать,  классифицировать и обобщать, делать ...