Урок русского языка в 3 классе (Образовательная система "Школа 2100")
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Хисамова Милауша Ильгизовна

Урок по теме "Образование сложных слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk._hisamova_m.i.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

                            Русский язык 3 класс

                (Образовательная система «Школа 2100)

Учитель: Хисамова Милауша Ильгизовна.

Тема урока: Образование сложных слов.

Цель  урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е.

 

Задачи: 1. Формировать умение образовывать сложные слова; сравнивать,                                                                                                                                                    находить и правильно писать в них корни и соединительные гласные,

2.Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,                      обобщения, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

3.Воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока Урок объяснения нового материала.

Необходимое техническое оборудование: компьтер, проектор, экран

Ход урока

  1. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

2.Чистописание

Начнём урок с чистописания. Вспомните правила посадки. 

-А сейчас, ребята, откройте тетради и напишите число и «Классная работа».  На минутке чистописания будем писать букву к. Дайте характеристику звуков, которые обозначает эта буква. (согласный, глухой, тв.и мяг.).Запишите эти буквы и буквосочетания в терадь.

Кк     ккк     Кр     Км     Ко     ок     лк     км

Прочитайте предложение. Вы узнали, что это за жанр? (пословица).

Спишите пословицу с доски в тетрадь..

Всякий, кто дорос, – спеши на сенокос.

-Ребята, что вы можете сказать про слово «сенокос»?

-Объясните значение слова «сенокос».

-Какое это слово? Почему?

Как образовано это слово? (Сложное слово, образовано с помощью двух корней сен и кос).

Выделите корни, подчеркните соединительную гласную букву.

3.Словарная работа.

-Русский язык очень богат словарными словами. Давайте, ребята, мы с вами повторим словарные слова.

1.Командная игра на льду на коньках с шайбой.

-Как сказать одним словом ? Давайте запишем это слово.

2.Прием пищи в середине дня.

3. Двигаться в обратном направлении.

4.Здание большой станции для ожидания пассажиров.

5.Место продажи билетов на поезд.

6.Человек, который командует войсками.

7.Желтый цитрусовый плод

        В странах солнечных растёт.

        Но на вкус кислейший он,

        А зовут его ...

-Молодцы, ребята! А теперь подчеркните орфограммы.

- Проверьте свои слова.

Хоккей, обед, назад, вокзал, касса, командир, лимон.

- Составьте предложения с этими словами. ( Запись 1 предложения). Положили  ручки на середину тетради, сели правильно.

II. Актуализация знаний.

1. А теперь давайте проведём разминку для ума  «Д о с к а ж и   с л о в е ч к о». Нужно закончить начатые фразы

а) Слова, у которых два корня, называются… (сложными)

б) В сложных словах корни соединяются с помощью гласных…(о и е).

в) После твердых согласных пишется соединительная гласная…(о)

г) После мягких согласных пишется соединительная гласная…(е)

д) После букв ж и ш пишется…

 

2. Молодцы, ребята. А теперь посмотрите на  доску. Внимательно прочитайте  пары слов. Найдите сложные слова. Почему они сложные?

Хлебница, хлеборезка;

Водоплавающий, плавать;

Лесничий, лесоруб;

Садовод, садовник;

Водовоз, водоплавающий;

Звёздный, звездопад.

-Молодцы, ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока?

  1. С о о б щ е н и е  темы и цели урока.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать сложные слова, правильно их записывать и обозначать орфограммы. А ещё мы будем обогащать свой словарный запас.

  1. Первичное усвоение новых знаний

-Откройте, учебники  стр.91. Найдите упражнение 128.

-Прочитайте, пожалуйста, задание. Что нужно сделать?(образовать сложные слова из данных пар слов, записать)

-А как нужно действовать, чтобы правильно составить и написать слово?

( работать по алгоритму)

-Прочитайте первую пару слов. Назовите корни. Подберите однокоренные слова с этими корнями.(падают, падение; лист, лиственный, листочек) Образуйте сложное слово.

– Запишите слово. (Листопад.)

-Что означает это слово?(явление природы). Какие орфограммы есть в этом слове? Обозначьте орфограммы.

Первоклассник-это ученик или ученица первого класса.

Ледокол- мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды, для плавания во льдах.

Пылесос-аппарат для очистки помещений, мебели от пыли.

Мухомор-ядовитый гриб с красной в белых крапинках шляпкой.

Лесоруб-рабочий, занимающейся рубкой леса.

О б р а з е ц  записи:

Листопад, первоклассник, ледокол, пылесос, мухомор, лесоруб

Физкультминутка

-А теперь давайте немного отдохнём. Гимнастика для глаз.

  1. Первичное закрепление.

-Ребята, названия каких профессий вы знаете?(ответы детей).В русском языке некоторые слова, названия профессий тоже являются сложными словами. Давайте мы с вами познакомимся с этими названиями профессий.

1. Упр. 130. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

- Прочитайте задание.

-Что нужно сделать? (Найти лишние слова. Списать слова, выделить корни, подчеркнуть соединительные гласные)

-Прочитайте про себя слова. А теперь послушайте (читает учитель).

-Какие сложные слова называют людей по их профессии?

-На какой вопрос отвечают все эти слова?

-Какие слова лишние? (самосвал, броненосец)

- Почему они лишние?        

Самосвал-грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Броненосец- крупный бронированный, т.е. защищённый от выстрелов, военный корабль.

- Посмотрите на экран. Некоторые профессии на экране.

-Кто такой пчеловод? (человек, занимающийся разведением пчёл)

Землекоп-рабочий на земляных работах.

Лесоруб- рабочий, занимающейся рубкой леса.

Свинопас-устарелая профессия, пастух свиного стада.

Водолаз-рабочий, занимающийся подводными работами в специальной водонепроницаемой одежде.

Водовоз, водонос- теперь этой профессии нет, раньше были важнейшей профессией (памятник водовозу в городе Санкт- Петербург).

Медовар- тот, кто занимается медоварением (изготовлением напитка)

Сталевар-рабочий по выплавке стали

Верхолаз-рабочий, специалист по работам на большой высоте без специальных креплений

Скалолаз-спортсмен-альпинист, специалист по подъёму на скалы.

Скороход-тот, кто очень быстро ходит, а также спортсмен- специалист по ходьбе,бегу.

Мореплаватель-путешественник по морям.

-Спишите  эти слова, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

-Теперь найдите упражнение 135. Прочитайте задание.

2. Упр. 135. Самостоятельная работа по вариантам. Взаимопроверка.

Подобрать и записать как можно больше сложных слов с корнем

I вариант – ;

II вариант – .Подчеркнуть орфограммы.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга.

-Какие ошибки нашли?

-Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали.

3.-А теперь мы немножко поиграем. Игра называется «Составь сложные слова».

-На партах у вас лежат карточки для парной работы. Вы в парах составляет слова. Всего должны составить 5 слов. Если вы готовы, поднимаете руки.

(Учащиеся работают в парах 2-3 минуты, затем учитель выборочно читает определение слова, а ученик называет сложное слово, которое они образовали).

Карточки для парной работы (15 карточек):

1 ряд.
длинные+ноги .................
тело + греть.......................
броня + жилет..................
скоро+ходить ..................
мухи + морить...................

2 ряд
пешком + ходить ...........

 пчёлы + водить ...............

добрая+душа....................
сладости + есть...............
снег + ходить ..................

3 ряд
хор + водить .................
пуля + метать ................
низкий+рост.................
книги +любить...............
кофе + варить................

V1. Рефлексия

Домашнее задание: выполнить упр. 3, 4, с. 97–98.

Итог урока.

-С написанием  каких слов познакомились на уроке?

- Как образуются сложные слова?

- Что было интересным для вас на уроке?

  Использованная литература:

1.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык.3-й класс. Методические рекомендации для учителя.М.:Баласс, 2007.

2.В.Т.Голубь.Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс. Воронеж, 2012.

3.М.М.Морозова. Виды внеклассной работы по русскому языку.

4.Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Москва «АЗЪ», 1995

5.Современная детская энциклопедия. Москва «Махаон», 2008

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" тема:"Буква ь на конце и в середине слова"

Урок очень яркий, познавательный, благодаря презентации. Много дополнительного материала о животных Приморья. На уроке развиваются речь, мышление, коммуникативные навыки. Проводится дифференцированная...

Урок русского языка 2 класс УМК « Школа 2100"

Тема: Слова, отвечающие на вопрос КТО? Слова, отвечающие на вопрос ЧТО?Цель:познакомить со словами, обозначающими предметы;отработка навыков определения слов – предметов, умение задавать к ним п...

технологическая карта урока русского языка. 3 класс. ОС "Школа 2100"

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...