Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-/с-
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. (УМК "Начальная школа XXI века")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_pristavki_na_z-_s-.docx | 25.61 КБ |
uchimsya_pisat_pristavki_na_z-_s-.pdf | 425.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся писать приставки. Урок русского языка в 3 классе по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой.
Базаркина Наталья Александровна, учитель начальных классов
Задачи:
- познакомить с правилом написания приставок без- / бес-; из- / ис-; раз- / рас-;
- отработать написание слов с этими приставками.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Сегодня у нас урок русского языка. Я хочу, чтобы вы настроились на хорошую работу, чтобы вы поверили в свои силы.
1. Поверить в свои силы. |
- Приглашаю вас
2. Совершить открытие новых знаний. |
- Каких именно, надеюсь, вы чуть позже догадаетесь сами.
- Скажите, а вам хочется совершить открытие? А вот, когда это произойдет, а я надеюсь, что это обязательно произойдет, то мы постараемся успешно
3.Применить полученные знания на практике. |
- А что вы ждете от сегодняшнего урока?
4. |
5. |
6. |
Заготовки : «Будет интересно!», «Хорошие отметки!», кроме того, подписывать от руки, что скажут дети.
- Я вас услышала, мне очень приятно, что вы заинтересовались, и, думаю, что вместе мы обязательно осуществим наши задумки.
II Актуализация знаний.
- Давайте начнем. Вы уже знаете из 2 класса, что слова состоят из частей. Из каких?
- Что такое окончание, дайте определение.
1 слайд. Окончание – это … изменяемая часть слова.
2 слайд. Основа – это … часть слова без окончания.
3 слайд. Корень – это общая часть родственных слов.
4 слайд. Суффикс – это … часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.
5 слайд. Приставка – это … часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Вспомним обозначение частей слова. (¬ ᴖ ^ □)
- Вы показали хорошие знания, молодцы. И мы их обязательно сегодня используем. Но прежде вспомним основные правила работы с ножницами. Внимание на экран. (6 слайд)
Правила работы с ножницами.
- Брать ножницы в руки только для выполнения работы.
- Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
- Передавать ножницы можно только кольцами вперед.
- Вот теперь достаньте ножницы из конвертов. Перед вами лист бумаги с начерченной таблицей и слова на карточках. В каждом столбце таблицы расположена определенная часть слова. (открыть на доске верхнюю строчку таблицы)
¬ | ᴖ | ^ | □ |
Разрежьте слова ножницами на части и части разложите в таблицу в соответствующий столбец. (2 человека по 4 слова работают у доски)
безумный бесцельный
безоблачный испуг
разговор раскраска
излом бездомный
- Закончили работу, убираем ножницы в конверт. Смотрим на доску. Нет ли ошибок? Кто нашел ошибку у себя?
- Молодцы, я вижу вы хорошо усвоили состав слова. (отметки тем, кто работал у доски)
- Давайте еще раз вспомним, из каких частей состоят слова. (Из ¬, ᴖ, ^, □)
III Подводящий к проблеме диалог.
- А вот теперь мы усложним работу. Давайте аккуратно, левой рукой придерживая таблицу, уберем окончания и суффиксы в конверт, оставляя приставки и корни слов. Ножницы нам больше не понадобятся, их – тоже в конверт, а конверт – на край стола.
- Посмотрите на оставшиеся приставки и корни слов. Не заметил ли кто из вас лишнее слово в одном из столбцов, вернее оставшиеся приставку и корень от этого слова?
- Не догадались, чем будем заниматься сегодня на уроке? Какие знания будем открывать?
- Сегодня будем учиться писать приставки, оканчивающиеся на з-//с-. (если догадаются сами) (7 слайд)
- А ну-ка, посмотрите на буквы, которыми заканчиваются приставки. Теперь догадались? (Если сами не определят тему урока)
- Обведите буквы, с которых начинаются корни в словах (на партах и на доске). Соединения этих букв отработаем на минутке чистописания. Аккуратно убираем ладошкой части слов в конверт, а на доске оставим. Отложите таблицу и конверт на край стола.
IV Работа в тетради
- Откроем тетради, запишем число. Классная работа. Тема нашего урока: «Учимся писать приставки».
- Пропишем соединения букв с буквой з, используя слова из таблиц на доске. На какую букву заканчивается приставка в I столбце + букву, с которой начинается корень.
зу зо зг зл зд ск сп сц
- Посмотрите на прописанные буквы. На какие группы их можно разделить? (на буквы гласных и согласных звуков) Обведите буквы гласных звуков красным карандашом.
- Какие группы можно выделить среди букв согласных звуков? (буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки) Подчеркнем красным карандашом буквы звонких согласных звуков.
- Кто из вас заметил закономерность?
- При каком условии на конце приставок пишется буква з, буква с?
V Физкультминутка
- А сейчас отдохнем. Будем выполнять движения под музыку, при этом слушать, думать и называть слово по теме нашего урока.
- Встаньте, распрямите спину (Какое слово по теме урока услышали?), разгладьте складки на одежде, разглядите слова в таблице, рассмотрите ручку, распилите предмет левой рукой, правой рукой, раскланяйтесь на обе стороны и потихоньку сядьте.
VI - Наша тема продолжается. Открытие мы совершили? А какое? И сейчас полученные знания мы отработаем на практике. Чтобы вы всё хорошо запомнили составим (8 слайд)
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ |
На доске закрытые слова:
Бе..усый, и..вестие, бе..крайний, ра..сада.
- Откроем первое из них – это слово «безусый». Вспоминаем ход нашего урока с самого начала. Что необходимо сделать, чтобы правильно вставить пропущенную букву?
ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ |
ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ |
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРВЫЙ ЗВУК КОРНЯ |
ГЛАСНЫЙ | СОГЛАСНЫЙ |
Пишем з- | ЗВОНКИЙ | ГЛУХОЙ |
Пишем з- | Пишем с- |
- Нетрудное правило? Но есть в нем и сложности. Продолжим.
и..вестие (один ученик у доски, обращаясь к алгоритму)
бе..крайний (еще один ученик у доски) У вас на столе тоже есть алгоритм на бумаге розового цвета.
ра..сада (еще один ученик у доски)
- Всё ли вам понятно? Как же будете действовать, если встретите такие слова? А теперь попробуйте сами. Продолжите запись слов с карточки, обращаясь к алгоритму на листочках. Закончили работу.
- Взаимопроверка. Есть ли ошибки?
- При каком условии на конце приставки пишется буква «з-», а при каком буква «с-»?
- В каких словах получилась удвоенная согласная?
VII Закрепление.
- Замените словосочетание одним словом с приставкой, оканчивающейся на «з-» или «с-». Записывать будем в два столбика, догадались как?
- Вход без платы … (бесплатный)
- Пустыня без воды … (безводная)
- Движение без шума … (бесшумное)
- Сбор сведений о противнике … (разведка)
- Время перед восходом солнца … (рассвет)
- Предательство интересов родин, переход на сторону врага. Нарушение верности кому-нибудь, чему-нибудь… (измена)
- Внезапное чувство страха …(испуг)
- Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик, только такие, какие мы сегодня еще не записывали. Посмотрите на записанные слова. Какой вывод можно сделать? От чего зависит выбор буквы «з» или «с» на конце приставок?
VIII – Посмотрите на части пословиц (даны на доске), соберите их и запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в приставках:
В умной беседе | ума набраться | а в глупой | свой ра..терять. |
Бе..делье | до | добра | не | доводит. |
IX Итоги урока.
- Мы много сегодня узнали. Тема трудная, слух нас иногда обманывает. Но алгоритм остаётся у вас, пользуйтесь им при затруднениях.
- Домашнее задание у вас будет творческим. Есть ли среди вас те, кто любит осень? Составьте и запишите дома небольшой рассказ на тему «В осеннем лесу», используя слова и словосочетания, которые я вам подготовила, предварительно вставив пропущенные буквы. (9 слайд )
Бе…шумный, бе..облачный, бе..жизненный, бе..звучный, ра..двинул кусты, ра..яренный волк, и..бежать встречи, вскрикнуть от и..пуга.
Выставление отметок.
X Рефлексия.
- В ваших конвертах есть кленовые листочки, украсим ими доску. Если у вас на уроке все получалось, все вам было понятно – наклейте зелёный листочек. Если есть ещё недочеты, сомнения по теме урока – наклейте оранжевый.
- Посмотрите, какой красивый коллаж у нас получился. ( Если много зеленых листьев – значит этот урок помог вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности. Если много оранжевых листьев – значит предстоит ещё много работать над темой урока.)
- Спасибо вам всем, желаю вам дальнейших открытий! (10 слайд)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 3 кл по теме "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-, с--
Урок закрепления по теме "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з-, с-" по УМК "Школа 21 века".Целью данного урока является совершенствование умения применять алгоритм правила. Данный урок сопров...
технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме: "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//c" (Начальная школа XXI века")
Урок русского языка проведён с использованием деятельностного метода....
Урок русского языка 2 класс "Учимся писать приставки" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тип урока : открытие новых знанийЦели: организовать работу учащихся с группой приставок, в которых пишется буква а; учить определять место орфограммы в слове.Задачи:Образовательные: ...
Учимся писать приставки. Урок во 2 классе.
Урок открытия новых знаний. На уроке дети знакомятся с группой приставок, в которых пишется буква а. Урок составлен в соответствии новым государственным стандартам....
Проект урока по теме: « Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с »
Реализуем современные методики образования...
Урок русского языка в 3 классе "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных технологий 21 века
открытый урок русского языка "Учимся писать приставки, оканчивающиеся на -З- и -С-" с применением технологии "Перевернутый класс", образовательной платформы Учи.ру и Прогрессивных ...