Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку по теме

Жагло Наталья Викторовна

правило написания суффиксов -ик,-ек и др. орфограмм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Учимся писать суффиксы -ек,-ик46.5 КБ
Microsoft Office document icon urok2.doc55 КБ
Microsoft Office document icon tema.doc1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ек-, -ик-"

Цели:

  • познакомить с правописанием суффиксов –ек-, -ик, закрепить знания о правописании изученных суффиксов и их значении;
  • совершенствовать навык работы с тестами;
  • учить делать умозаключения, находить выход из затруднения;
  • создавать условия для повышения познавательной активности на уроках русского языка.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 1), персональные компьютеры, учебник «Русский язык. 2 класс» под редакцией С.В. Иванова, часть I, рабочие тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Актуализация.

1. К сегодняшнему уроку я просматривала задания в учебнике и прочитала предложение, которое заставило меня задуматься.

Синий колокол качается в поле. (Слайд № 2)

Какую фактическую ошибку вы заметили в тексте данного предложения?

Какие слова нужно изменить, чтобы исправить эту ошибку?

Подберите к данным словам однокоренные, чтобы они имели уменьшительно-ласкательное значение.

Какое предложение теперь получилось? (Слайд №3)

Какая часть слова участвовала в образовании новых слов?

И это не случайно, ведь дорога через поле привела нас к воротам Города Потерянных Суффиксов. (Слайд №4)

Попробуем найти эти суффиксы.

2. На воротах висит замок, который можно открыть, только лишь уменьшив его размеры. (Слайд №5)

Как это сделать?

Чем можно открыть такой маленький замочек? (Слайд №6)

Колокол не может быть синим. Не встречали колокол в поле.

Колокол, синий.

Колокол – колокольчик, синий – синенький.

Синенький колокольчик качается в поле. (Записывают в тетради)

Суффикс.

Учащиеся выделяют суффиксы  -еньк-, -чик-, определяют их значение.

Образовать однокоренное слово с уменьшительным значением - замочек.

Замочек можно открыть маленьким ключиком.

II

Проблемный вопрос.

В обоих словах в безударном слоге слышится звук [и]. Какая часть слова содержит орфограмму? (Слайд №7)

А какими буквами обозначается этот звук в данных словах? В каких словах пишутся суффиксы -ек- и –ик?-

Разбирают слова по составу, выделяют суффикс.

Учащиеся высказывают предположения.

III

Выход из затруднения.

Проверим, чьи предположения были наиболее близки к истине.

Изменим форму данных слов, подставив перед ними слова «нет» или «много» (Слайд №8)

При помощи картинки-подсказки попробуйте сформулировать правило правописания суффиксов -ек-, -ик-.

Проверим правильность нашего вывода. (Слайд №9)

Нет ключика, много ключиков.

Нет замочка, много замочков.

Если при изменении формы слова гласная в суффиксе «убегает», пишется гласная е, а если остаётся, пишется гласная и.

IV

Физминутка.

Советую прервать активную мыслительную деятельность, заменив её активной физической.

Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашёл.
А чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.

(Разминка для рук)

На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили,
Повертели и открыли.

Разминку проводят сами учащиеся, так как она им знакома.

V

Закрепление во внешней речи.

Применим данное правило на практике. (Слайд №10)

  • столик – нет столика;
  • человечек – нет человечка;
  • сыночек – нет сыночка;
  • садик – нет садика.

(Дети записывают слова в два столбика, комментируя письмо, выделяют суффиксы)

VI

Самостоятельная групповая работа.

В ходе самостоятельной групповой работы вам предстоит найти потерянные суффиксы, ответив на вопросы теста «Правописание суффиксов» и выполнив практическое задание в учебнике «Русский язык» на странице 117 из упражнения 2. По итогам работы каждый получит по две оценки: за теоретический и практический блок.

Класс делится на две группы: одна работает за компьютерами, другая – в тетради. Время работы – 7 минут. Затем группы меняются местами.

При работе за компьютером учащиеся имеют возможность не только сразу проверить правильность выполнения теста, но и исправить возможные неправильные ответы (тест тренировочный).

Практическое задание проверяется по итогам работы. (Слайд №11)

VII

Итог урока. (Слайд №12)

Какие новые суффиксы узнали на сегодняшнем уроке?

Как проверить написание суффиксов -ек-, -ик-?

Обозначьте обе оценки, полученные на уроке, на полях тетради (первая оценка – за тест, вторая – за практическую работу).

Суффиксы –ек-, -ик-.

Учащиеся воспроизводят правило.

VIII

Домашнее задание.

Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 118, упражнение 4.

А Город Потерянных Суффиксов не прощается с вами, а говорит до свидания, ведь нас ждут встречи с новыми суффиксами. (Слайд №13)

Учащиеся просматривают задание, задают вопросы по его выполнению, записывают задание в дневники.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Времена глагола. Повторение.

Класс:  4

Учитель:Жагло Н.В.

Цели урока:  

1. Обобщить знания о временах глагола.

2. Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать глагол среди других частей речи, определять род, число, время глагола.

3.Воспитывать внимание, дружбы, взаимовыручки.

Оборудование:

ИКТ, презентация, яблоня, рисунки яблок, цветов, листьев для детей.

Структура урока

                            Содержание урока

        Примечание

Орг. момент

Каллиграфическая работа

Словарная работа

Введение в тему урока

Обобщение знаний о временах глагола.

Итог урока

Рефлексия урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи, а о какой вы мне скажите сами, отгадав кроссворд.

-О какой части речи пойдёт разговор на уроке?

Урок сегодня у нас будет необычный, мы отправимся в страну Глаголию, в город Глагольск. Мы с вами повторим всё что знаем о временах глагола.

Дорога у нас будет непростая , встретится много трудностей, а что нужно для того чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка).

- Правильно только вместе, только дружно можно преодолеть все испытания.

- Но что бы ни заблудиться, нам нужен клубочек. Василиса Премудрая даст нам клубочек, если мы выполним задание.

-Прочитайте пословицу.

-Как вы её понимаете?

Старая дружба и в воде не горит и в воде не тонет.

- С помощью каких слов в пословице показано, что происходит с дружбой?

-К какой части речи относятся эти слова?

-Сделайте синтаксический разбор предложения.

Итак, отправляемся в путь дальше, перед нами река «Словарная», что бы её пройти нужно разгадать ребусы.

-Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нужно выполнить следующее задание.

-Время…. Что это такое? Как вы это понимаете? (часы, дни , сутки, года).

В. И. Даль так объясняет это слово: «Время это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками»

- Какие пословицы со словами время вы знаете?

Фонетический разбор (устно), время- 2сл, 2гл,2 согл, 5б, 5зв.

- Сегодня разговор пойдёт не о простом времени, а о времени глагола.

Инсценировка

Учительница спросила Лентяйкина.

-Если я говорю:

« Я умываюсь, ты умываешься,

он умывается, мы умываемся,

вы умываетесь, они умываются».

Какое это время?

Лентяйкин, не задумываясь ответил:

-Утро!

-А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы?

- А в каком времени ещё могут употребляться глаголы? На какие вопросы отвечают?

Продолжаем путь, а впереди нас пещера.

Определить время глагола.

На доске стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А.Плещеев «Весна».)

Идём дальше и попадаем в дремучий лес.

Как  ( возникнуть) мосты? Может, буря (свалить) дерево, оно (упасть) и (соединить берега).Человек (увидеть) и (понять), что может сам построить мост. Он  (срубить) дерево и (положить) там, где ему нужно. Это (стать) началом мостостроения.

- Глаголы данные в скобках , поставить и записать в прошедшем времени.

В лесу мудрой считается сова. Она предлагает поработать с учебником.

С.68 у. 38

- А сейчас мы с вами немного поговорим о нашем будущем.

-А какое сейчас время года? А где же весна?

Как можно сказать что она уже близко? (весна уже на носу)

-Вот сейчас мы с вами поговорим о весне.(фильм о весне).

На доске слова: светит, греет, пригревает, пробуждается, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

Написать 2-3 предложения ( приметы весны)

Вот мы с вами и в городе. Там нам предстоит ещё узнать много интересного и нового о глаголе.

Что такое глагол?

Как изменяется глагол?

В каких временах может употребляться глагол?

Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды-яблоки.

Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, листочек.

Готовность класса.

Слайд 1-8

Слайд 9

Настрой на урок

воспитание дружбы

Слайд 10

Выработка каллиграфического почерка, синтаксический разбор.

Слайд11

Слайд 12

повторить словарь

фонетический разбор

инсценировка

Слайд 13-14

повторение материала о временах глагола

Слайд 15

задание на карточках

Слайд 16

Слайд 17

Работа по учебнику

Слайд 18

Просмотр фильма о приметах весны

Составление предложений о приметах весны.

Слайд 20

Ребята выходят к доске и прикрепляют, то что считают нужным.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...