Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова» на основе материала по устному народному творчеству
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование
по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова» на основе материала по устному народному творчеству
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование
по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова» на основе материала по устному народному творчеству
Цели:
Обобщить знания учащихся по изучаемой теме, умения применять на практике правила проверки слов с данной орфограммой.
Показать мудрость устного народного творчества; развивать интерес к русскому языку и русской литературе.
Формировать чувства коллективизма, взаимопомощи; развивать творческий потенциал учащихся.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации к русским народным сказкам, диск с народными мелодиями; реквизиты для инсценирования.
«…сказки, загадки, поговорки… –
хранилище русской мудрости» (Н.А.Некрасов)
Ход урока
Класс разбивается на три команды (по рядам). Команды состязаются в различных конкурсах, получая жетоны за ответы на вопросы и выполнение различных заданий.
1 конкурс. «Теоретики». Повторение правил по теме. В конкурсе принимают участие по 1 теоретику от каждой команды. На столе несколько «экзаменационных билетов». На каждом из них задания. «Теоретик» первой команды получает билет. Без обдумывания отвечает. Затем билет тянет «теоретик» из второй команды и дает исчерпывающий ответ на свой вопрос. Затем задание выполняет «теоретик» из третьей команды.
Вопросы:
– Что такое корень слова? Какие слова мы называем родственными однокоренными?
– Почему слова с парной согласной в середине слова могут быть ошибкоопасными?
– как проверить написание парной согласной в середине слова? Приведите примеры.
2 конкурс. «Практики». В конкурсе принимают участие все игроки каждой команды.
Вопросы теоретикам 1 команды:
Задание 1.
А) По определению назовите понятие: «… – это произведение устного народного творчества о вымышленных героях и событиях»). (Ответ: Сказка.)
Б) Узнайте название жанра устного народного творчества по определению:
«Шуточна сказка или рассказ комического содержания о неправдоподобных событиях, изображение невозможного в жизни как возможного». (Ответ: небылица).
Вопросы теоретикам 2 команды:
А). Как называются произведения устного народного творчества стихотворного жанра, исполняемые часто как обрядовые песни-приглашения, обращенные, например, к весне? (Ответ: Заклички).
Б) Узнайте название жанра устного народного творчества по определению:
Поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытания сообразительности человека. (Ответ: загадка).
Вопросы теоретикам 3 команды:
А) Как называется вступление к сказке, в котором обычно знакомят с ее главными героями, указывают на место, где будут происходить события и т.д. (Ответ: зачин.).
Б) Узнайте название жанра устного народного творчества по определению:
Краткое мудрое изречение, содержащее поучительный смысл, которое является законченным предложением, суждением. (Ответ: пословица).
Все 6 слов записываются на доске. Учитель просит назвать те слова, которые относятся к теме урока. (Сказка, загадка)
– Какое еще из произведений малого литературного творчества в корне слова имеет парную согласную? (Ответ: потешка)
Задание 2. Подобрать к каждому из слов проверочные слова.
1 команда – слово «сказка».
2 команда – слово «загадка».
3 команда – слово «потешка».
Задание 3. «Загадки». Ведущий по очереди загадывает каждой из команд загадки. Команда 10 секунд обдумывает свой ответ и отвечает, записывая слово-отгадку и объясняя в нем написание парной согласной в корне. Затем загадку разгадывает вторая команда и третья. Они тоже комментируют написание своих слов.
Загадки:
1. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. /Рыбки./
2. Сидит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? /Ромашка./
3. Я умею часто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! /Кошка./
4. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. /Морковка./
5. Под полом таится,
Кошки боится. /Мышка./
6. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. /Лягушка./
7. У кого глаза на рогах, а дом на спине? /Улитка./
8. В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. /Варежки./
9. Скорчится в кошку,
Растянется – в дорожку. /Веревка./
10. И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? /Палатка./
11. Как только отправляется
Она зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый – целых пять! /Перчатки./
12. Два брюшка,
Четыре ушка. /Подушка/
13. Кверху дном - полная,
Книзу дном – пустая.
Человеку дана,
Чтоб голова была тепла. /Шапка./
14. У стального коня
Хвост льняной. /Иголка и нитка./
15. Что это за мать:
По лесу летает,
Деток своих не видит? /Кукушка./
16. Десять мальчиков
На спинках льдинки несут. /Пальцы и ногти./
17. Под небольшим камнем
Много камешков
Весело пищат. /Наседка с цыплятами./
18. Кто сам не прядет, не ткет,
А людей одевает? /Овца./
Один вход, три выхода. /Рубашка./
19. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. /Березка./
20. Сам дубовый,
Пояс вязовый,
Нос липовый. /Бочка, кадка./
21. По реке она плывет,
На себе гребцов везет. /Лодка./
Задание 4. «Пословицы». Участвуют по 2 человека от каждой команды. Ведущий по очереди каждой из команд предлагает пословицы. Члены команды записывают на доске пословицу, комментируя написание парной согласной в корне.
1. День да ночь – сутки прочь.
- Без ужина подушка в головах вертится.
- Не умел держать за крылышки, так за перышки не удержишь.
- О том кукушка и кукует, что гнезда у нее нет.
- Поговорка-цветок, пословица ягодка.
- Куда иголка, туда и нитка.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Из костлявой рыбки уха сладкая.
- Хорошо птичке в золоченой клетке, да того лучше - на зеленой ветке.
- Хоть худ дом, да крыша крепка.
- Жалеть мешка - не завести дружка.
- Были бы кошки, а мышки будут.
Задание 5. «Сказки». Ведущий по очереди каждой из команд предлагает фрагмент сказки. Команда в течение 15 секунд должна называть сказку и записать ее название.
1. Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился. (Старик. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке)
2. Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу. (Царь Додон. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
3. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (Р.н.с. «Царевна-лягушка»)
4. «Жил-был старик, у него были три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» (Р.н.с. «Сивка-бурка»)
4 конкурс «Творцы».
Задание. Сочинить сказку по началу: «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Обязательное условие - текст сказки должен быть насыщен словами с парной согласной в корне слова.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»
Урок дан в рамках конкурса "Учитель года - 2014"...
Технологическая карта Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова
Технологическая карта...
Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...
Диктант-тест для родителей на тему"Правописание слов с парным согласным в корне слова" (2 класс, русский зык)
Диктант-тест предназначен для родителей при изучении темы "Правописание парных согласных в корне слова"...
Технологическая карта урока по русскому языку .3 класс. Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне
технологическая карта урока для класса с обучающимся овз...
Технологическая карта урока по русскому языку, Тема:" Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне"
Технологическая карта урока отработка орфограммы парные согласные....