Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова» на основе материала по устному народному творчеству
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гладких Анна Дмитриевна

 

Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование

 по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова»  на основе материала по устному народному творчеству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий интегрированный урок-соревнование

 по теме «Написание слов с парной согласной в корне слова»  на основе материала по устному народному творчеству

Цели:

Обобщить знания учащихся по изучаемой теме, умения применять на практике правила проверки слов с данной орфограммой.

Показать мудрость устного народного творчества; развивать интерес к русскому языку и русской литературе.

Формировать чувства коллективизма, взаимопомощи; развивать творческий потенциал учащихся.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации к русским народным сказкам, диск с народными мелодиями; реквизиты для инсценирования.

«…сказки, загадки, поговорки… –

хранилище русской мудрости» (Н.А.Некрасов)

Ход урока

Класс разбивается на три команды (по рядам). Команды состязаются в различных конкурсах, получая жетоны за ответы на вопросы и выполнение различных заданий.

1 конкурс. «Теоретики». Повторение правил по теме. В конкурсе принимают участие по 1 теоретику от каждой команды. На столе несколько «экзаменационных билетов». На каждом из них задания. «Теоретик» первой команды получает билет. Без обдумывания отвечает. Затем билет тянет «теоретик» из второй команды и дает исчерпывающий ответ на свой вопрос. Затем задание выполняет «теоретик» из третьей команды.

Вопросы:

– Что такое корень слова? Какие слова мы называем родственными однокоренными?

– Почему слова с парной согласной в середине слова могут быть ошибкоопасными?

– как проверить написание парной согласной  в середине слова? Приведите примеры.

2 конкурс. «Практики». В конкурсе принимают участие все игроки каждой команды.

Вопросы теоретикам 1 команды:

Задание 1.

А) По определению назовите понятие: «… – это произведение устного народного творчества о вымышленных героях и событиях»). (Ответ: Сказка.)

Б) Узнайте название жанра устного народного творчества по определению:

«Шуточна сказка или рассказ комического содержания о неправдоподобных событиях, изображение невозможного в жизни как возможного». (Ответ: небылица).

Вопросы теоретикам 2 команды:

А). Как называются произведения устного народного творчества стихотворного жанра, исполняемые часто как обрядовые песни-приглашения, обращенные, например, к весне? (Ответ: Заклички).

Б) Узнайте название жанра устного народного творчества по определению:

Поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытания сообразительности человека. (Ответ: загадка).

Вопросы теоретикам 3 команды:

А) Как называется вступление к сказке, в котором обычно знакомят с ее главными героями, указывают на место, где будут происходить события и т.д.  (Ответ: зачин.).

Б) Узнайте название жанра устного народного творчества по определению:

Краткое мудрое изречение, содержащее поучительный смысл, которое является законченным предложением, суждением. (Ответ: пословица).

Все 6 слов записываются на доске.  Учитель просит назвать те слова, которые относятся к теме урока. (Сказка, загадка)

– Какое еще из произведений малого литературного творчества в корне слова имеет парную согласную? (Ответ: потешка)

Задание 2. Подобрать к каждому из слов проверочные слова.

1 команда – слово «сказка».

2 команда – слово «загадка».

3 команда – слово «потешка».

Задание 3. «Загадки». Ведущий по очереди загадывает каждой из команд загадки. Команда 10 секунд обдумывает свой ответ и отвечает, записывая слово-отгадку и объясняя в нем написание парной согласной в корне. Затем загадку разгадывает вторая команда и третья. Они тоже комментируют написание своих слов.

Загадки:

1. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. /Рыбки./

2. Сидит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? /Ромашка./

3. Я умею часто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком! /Кошка./

4. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. /Морковка./

5. Под полом таится,

Кошки боится. /Мышка./

6. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. /Лягушка./

7. У кого глаза на рогах, а дом на спине? /Улитка./

8. В обоих домиках темно,

Зато жарища прямо.

А коль засветится окно,

Его починит мама. /Варежки./

9. Скорчится в кошку,

Растянется – в дорожку. /Веревка./

10. И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это? /Палатка./

11. Как только отправляется

Она зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются,

И в каждый – целых пять! /Перчатки./

12. Два брюшка,

Четыре ушка. /Подушка/

13. Кверху дном - полная,

Книзу дном – пустая.

Человеку дана,

Чтоб голова была тепла. /Шапка./

14. У стального коня

Хвост льняной. /Иголка и нитка./

15. Что это за мать:

По лесу летает,

Деток своих не видит? /Кукушка./

16. Десять мальчиков

На спинках льдинки несут. /Пальцы и ногти./

17. Под небольшим камнем

Много камешков

Весело пищат. /Наседка с цыплятами./

18. Кто сам не прядет, не ткет,

А людей одевает? /Овца./

Один вход, три выхода. /Рубашка./

19. Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. /Березка./

20. Сам дубовый,

Пояс вязовый,

Нос липовый. /Бочка, кадка./

21. По реке она плывет,

На себе гребцов везет. /Лодка./

Задание 4. «Пословицы». Участвуют по 2 человека от каждой команды. Ведущий по очереди каждой из команд предлагает пословицы. Члены команды записывают на доске пословицу, комментируя написание парной согласной в корне.

1.   День да ночь – сутки прочь.

  1. Без ужина подушка в головах вертится.
  2. Не умел держать за крылышки, так за перышки не удержишь.
  3. О том кукушка и кукует, что гнезда у нее нет.
  4. Поговорка-цветок, пословица ягодка.
  5. Куда иголка, туда и нитка.
  6. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  7. Из костлявой рыбки уха сладкая.
  8. Хорошо птичке в золоченой клетке, да того лучше - на зеленой ветке.
  9.  Хоть худ дом, да крыша крепка. 
  10. Жалеть мешка - не завести дружка.
  11. Были бы кошки, а мышки будут.

Задание 5. «Сказки». Ведущий по очереди каждой из команд предлагает фрагмент сказки. Команда в течение 15 секунд должна называть сказку и записать ее название.

1. Долго у моря ждал он ответа,    

Не дождался, к старухе воротился. (Старик. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке)

2. Что и жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к мудрецу,  

Звездочету и скопцу. (Царь Додон. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)    

3. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (Р.н.с. «Царевна-лягушка»)

4. «Жил-был старик, у него были три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе – любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…» (Р.н.с. «Сивка-бурка»)

4 конкурс «Творцы».

Задание. Сочинить сказку по началу: «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Обязательное условие - текст сказки должен быть насыщен словами с парной согласной в корне слова.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Диктант-тест для родителей на тему"Правописание слов с парным согласным в корне слова" (2 класс, русский зык)

Диктант-тест предназначен для родителей при изучении темы  "Правописание парных согласных в корне слова"...