Конспект урока по русскому языку 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку 1 класс. УМК "Школа России". Тема "Слово".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1_klass.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Панкова Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением отдельных предметов Ленинского р-на г. Н. Новгорода

Конспект урока русского языка

(1 класс, УМК «Школа России»)

Тема урока: Слово.

Цель: развивать умение точно употреблять слова – предметы в речи.

Задачи:

  1. Формирование представления о слове как о комплексе звуков, имеющем значение.
  2. Учить различать слово и не слово.
  3. Совершенствовать навыки каллиграфически правильного письма.
  4. Развивать коммуникативные способности.

Оборудование: учебник русского языка для 1 класса Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.

Ход урока:

1.Орг. момент.

-Проверьте глазками - всё ли вы приготовили к работе на уроке: учебник, тетрадь, пенал.

Приведите в порядок своё рабочее место.

-Повернитесь лицом к своему соседу по парте, улыбнитесь ему и поприветствуйте рукопожатием.

-Садитесь за парты правильно и красиво.

2.Речевая гимнастика.

Упражнение 1.Глубокий вдох (на счёт 1-5 про себя). Задержка дыхания (1-2). Выдох (1-5).

Повторить 2 раза.

Упражнение 2.Скороговорка:

На осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

-Прочитайте «про себя».

- Что это?

-Прочитайте вслух, не спеша.

-Прочитайте 3 раза подряд, увеличивая темп.

-Прочитайте шёпотом.

Индивидуальное чтение.

3.Работа со скороговоркой: анализ содержания, словесное иллюстрирование. Повторение понятия «слово».

- Сколько предложений в скороговорке?

-Предложение одно, но в нём целая картина, красивая, поэтичная. Увидеть эту картину сможет только очень внимательный, вдумчивый читатель.

-О каком времени суток говорится в скороговорке? Как узнали?

-В скороговорке говорится об утре, так как мы читаем «утром».

-Какое время года описано в скороговорке?

-В скороговорке описано лето. Есть слово-подсказка «росинки».

-Это раннее летнее утро. Почему оно раннее?

-Утро раннее, потому что росинки сверкают в лучах восходящего солнца.

-Что же поразило автора в это утро?

-Автора поразила осинка с блестящими капельками росы.

-Что напомнили капельки росы автору скороговорки?

-Капельки росы напомнили автору перламутр.

-Что означает слово «перламутр»? Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова. (Перламутр - ценное вещество с переливчатой окраской.)

-Если бы вы были художниками, какую картинку вы бы нарисовали? (Описание картинок 1-2 учениками.)

-Итак, наша скороговорка – 1 предложение. Из чего состоит это предложение? Сколько слов в скороговорке?

Целевая установка: «Сегодня на уроке мы будем учиться отвечать на вопрос «Слово или не слово?» и учиться узнавать слова.

4.Работа в тетради. Минутка чистописания.

-Разминка для руки:

Упражнение 1. «Строим забор».

Упражнение 2. «Здороваемся с ручкой».

Упражнение 3. «Курочка пьёт водичку».

-Посмотрите на букву и соединения, записанные на доске, запишите в тетрадь только те соединения с этой буквой, которые являются словами

т тили  кот трам ток сто

-Почему остальные соединения не слова?

-Они ничего не обозначают.

-Объясните значение выделенных нами слов.

-Придумайте слово и передайте его в ладошках своему соседу по парте, объяснив значение своего слова.

5.Физкультминутка.

(Дети изображают игру на скрипке.)           (А теперь на барабане.)

Я на скрипочке играю,                                   Бум-бум-бум,

Тили-тили-тили.                                             Трам-трам-трам!

Скачут зайки на лужайке,                              В страхе зайки разбежались

Тили-тили-тили.                                              По кустам.

6. Работа с учебником.

Упражнение 4. Дополнительное задание:

-Прочитайте слова и укажите рукой или глазами предмет, который они называют.

-Составьте из данных слов предложение, содержащее вопрос. Девочки – о девочке, мальчики – о мальчике.

-Задайте этот вопрос своему соседу по парте, передавая правильную интонацию.

-Ответьте на вопрос , ответ запишите в тетрадь.

Упражнение 5. Дополнительное задание:

- Подберите не менее трёх признаков выбранного вами предмета и составьте загадку – описание.

-Разгадывание загадок, составленных детьми.

7..Итоги урока.

-Что нового мы сегодня узнали на уроке?

-Что вам особенно понравилось?

-Какое из заданий вы бы хотели выполнить ещё раз на следующем уроке.

Список литературы

1.Ладыженская Т. А. Детская риторика.- М.: «С-Инфо Баллас», 1996.

2.Львов М. Р. Место развития речи учащихся на уроках грамматики.//Начальная школа.1976. №7.

3.Саутина Е. В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника.//Начальная школа. 2006. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...