изучение букв ГПТРИ
материал (русский язык, 1 класс) по теме

Бугаева Валентина Михайловна

1 класс.Бунеев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass._izuchenie_bukv_g_p_t_r_i.doc59.5 КБ
Office presentation icon gptri.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Урок-сказка. Чтение слогов и слов
с буквами
«и», «г», «п», «т», «р».
Тренировка в написании этих букв.
Письмо слогов и слов с этими буквами
(«Букварь», с. 36–37, Прописи № 2, с. 2–3)

Цели: познакомить с буквами «и», «г», «п», «т», «р» и звуками, которые они обозначают; развивать фонематический слух, внимание, мышление; учить читать первые слова; расширять кругозор детей.

Оборудование: иллюстрации – сказочные герои, фонограмма сказочной мелодии, карточки слогов и слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

                Дорогой доброй сказки

                Идем мы без опаски.

                И встретят нас герои:

                Красавицы и тролли,

                Они помогут нам

                И в чтенье, и в письме.

                Мы ж не оставим никого

                И никогда в беде.

Итак, сказка начинается.

(Звучит тихая загадочная музыка.)

II. Вступительное слово учителя.

– Жили-были Царь и Царица. Жили они, поживали в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, звали ее Василиса. Царь и Царица ее очень любили. (Показ иллюстрации.)

Они часто гладили Василису по головке и никогда не ругали. А еще у Василисы был жених – Иван-царевич. (Показ иллюстрации.)

Был он парень бравый. Приезжал Иван-царевич к Василисе на Сером Волке. (Показ иллюстрации.)

Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими разбойниками. (Показ иллюстрации.)

Разбойники всех напугали, а потом похитили Василису – схватили и утащили в дремучий лес. Посадили ее в башню под стражу. Иван-царевич, ни о чем не догадываясь, прискакал во дворец Царя, а там родители Василисы рыдают. Узнав о трагедии, добрый молодец поклялся освободить свою красавицу невесту.

III. Объявление темы и цели урока.

– А Царь издал указ: «Повелеваю преодолеть все трудности на пути, помогать всем нуждающимся, читать слова и слоги, тренироваться в написании их и с красавицей Василисой воротиться домой.

Подпись: Царь».

IV. Изучение нового материала.

– Сел Иван-царевич на Серого Волка и поскакал в дремучий лес искать Василису.

Далеко-далеко раскинулся дремучий лес, полный чудес и волшебства. Заблудился Иван-царевич, обступили его причудливые деревья, выросли перед ним высокие горы, а в кустах притаились страшные чудища.

Вдруг видит Иван-царевич впереди огонь.

                А теперь про чей-то дом

                Разговор мы заведем…

                В нем богатая хозяйка

                Припеваючи жила,

                Но беда пришла нежданно:

                Этот дом сгорел дотла!

(Показ иллюстрации «Кошкин дом».)

Плачет кошка на пепелище, просит Ивана-царевича помочь ей построить новый дом. Решил Иван позвать на помощь. Угадайте, кого?

                Носик – круглый, пятачком,

                Им в земле удобно рыться,

                Хвостик – маленький, крючком,

                Вместо туфелек – копытца.

                Трое их, и до чего же

                Братья дружные похожи.

                Отгадайте без подсказки,

                Кто герои этой сказки?

                (Показ иллюстрации «Три поросенка».)

– Вспомните, как звали поросят. (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)

– Кто главный строитель? (Наф-Наф.)

– Раскрасьте его.

– Вспомните песенку, которую он напевал.

                Ни один на свете зверь.

                Сильный зверь, страшный зверь,

                Не откроет эту дверь, эту дверь.

                Дом я строю из камней, из камней.

                Вот.

– Раскрасьте дом, который построил Наф-Наф. Давайте немного отдохнем и отправимся дальше с Иваном-царевичем.

Физкультминутка

                Мяч подскакивает вверх.

                Кто подпрыгнет выше всех?

                (Прыжки на месте.)

                Тише, тише, мяч устал

                (Ходьба на месте),

                Прыгать мячик перестал.

                И под парту закатился.

                Ну и мы за стол садимся

                (Дети садятся за парты).

Много ли, мало ли времени прошло, встретил Иван-царевич в дремучем лесу плачущих звуковичков. Оказалось, обидели их разбойники, отняли башмачки и шляпки.

 Работа по учебнику.

– Звуковички каких букв пострадали от разбойников? («Г», «П», «Т», «Р», «И».)

– Что вы о них знаете? («И» – гласный звук, остальные – согласные.)

– Давайте начнем с [и]. Что вы о нем знаете? (Это гласный звук, башмачки будут красные, звук бывает ударным и безударным, поэтому над одним из башмачков ставим знак ударения.)

– Осталось четыре звуковичка. Что в них общего? (Они все согласные, могут быть мягкими и твердыми, поэтому один башмачок у всех будет зеленый, а другой – синий.)

– Чем будут отличаться? (Головными уборами; у [г], [р] – колокольчики, так как они звонкие, у [п], [т] – шапокляк, так как они глухие.) 

– Посмотрите, как рады своей новой одежде звуковички.

Поблагодарили они Ивана-царевича и указали ему путь к башне. Сел Иван-царевич на Серого Волка и поскакал.

– Ой, ребята, кто это? Кто это сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса? (Показ иллюстрации – Леший.)

                Я – Леший, я работаю в лесу,

                Я тут за все ответственность несу,

                Я прогоняю из лесу туристов,

                Чтоб лес наш оставался чистым.

                Ой, сюда кто-то идет!

                Да это Иван-царевич.

                А ну стой! Куда идешь?

                Ты здесь так просто не пройдешь.

– Давайте поможем выполнить задание, которое Леший приготовил для Ивана-царевича.

                Да или нет?

                Ребята, в этот час

                Леший загадок вам припас.

                Вы должны мне дать ответ:

                Правда это или нет?

                Вот правдивые слова:

                Хоть улитка и мала,

                Целый домик унесла.

                Отвечайте, правда?

                                (Да!)

                Любит кошка на обед

                Виноград и винегрет.

                Мой правдивый ли ответ?

                Отвечайте, дети?

                                (Нет!)

                Лапой хвать, зубами щелк!

                Хищник – тигр, хищник – волк.

                Вот правдивые слова.

                Отвечайте, правда?

                                (Да!)

                Закудахтал пес Барбос,

                Он в гнезде яичко снес.

                Это правда или нет?

                Отвечайте быстро!

                                (Нет!)

                Лебедь плавает в пруду,

                А сова живет в лесу,

                И березка вся бела.

                Отвечайте, правда?

                                (Да!)

                Ночью в дождик, как пастух,

                Вывел кур гулять петух.

                Это знает целый свет,

                Правда это или нет?

                                (Нет!)

                Верно, дети! Молодцы!

                Вам в награду леденцы.

                Вот растаял леденец,

                И стихам пришел конец!

        (Гиви Чичинадзе.)

Но Ивану-царевичу леденцы не нужны, ему нужно пробраться через чащу. Леший рассказал, как это сделать.

 Работа по учебнику.

– Прочитайте слог и допишите свой слог или букву таким образом, чтобы получилось слово. (Дети работают в книге простым карандашом.)

ги – ри        иг – игла

пи – р        ип – ипотека

ти – р (гр)        ит – Италия

ри – (рисунок)        ир – ириска

(Если возникают затруднения, дети рисуют картинки, в названиях предметов которых есть эти слоги или сочетания этих букв.)

Пальчиковая гимнастика

                На двери висит замок.

                Кто его открыть бы смог?

                (Соединить пальцы рук в замок.)

                Потянули…

                (Пальцы сцеплены в замок,

                дети тянут руки в стороны.)

                Покрутили…

                (Волнообразные движения кистями рук.)

                Постучали…

                (Пальцы сцеплены в замок,

                дети стучат ладошками друг об дружку.)

                И открыли!

                (Пальцы разъединили.)

Трудно было выбраться из чащи, но самое трудное впереди.

 Работа в Прописи.

– Посмотрите, гномик не может вытащить из реки необычных рыб.

– Что пытается поймать гном? (Буквы.)

– Посмотрите, звуковички (с. 2) очень ждут свои буквы.

 Самостоятельная работа.

Вписать в звуковичок соответствующую букву печатным шрифтом.

Письмо данных букв письменным шрифтом (строки 1, 2, 3, 4, 6-я).

Учитель оказывает индивидуальную помощь каждому ученику.

Физкультминутка

                Мы писали, мы писали,

                А теперь все дружно встали.

                Ножками потопаем,

                Ручками похлопаем,

                Затем пальчики сожмем,

                Сядем и писать начнем.

– Вот уже видна башня, в которой томится Василиса. Осталось только аккуратно проехать мимо постов разбойников.

– Напишите старательно по образцу буквы 5 и 11-й строки.

Ивану-царевичу осталось подняться по ступенькам лестницы на верхний этаж башни. Подниматься надо не торопясь, чтобы не разбудить Соловья-разбойника.

 Письмо слогов 7–10-й строки.

– Ключом от дверей темницы будет самая красивая буква, которую вы написали самостоятельно.  Выберите ее и подчеркните.

Иван-царевич освободил Василису, но кто это преградил им путь?

Повторите хором:

        Эй, не стойте слишком близко –

        Я – тигренок, а не киска.

        С. Маршак

– Чтобы Ивану-царевичу и Василисе удалось выбраться из башни, составьте предложение по схеме, данной в учебнике на с. 36:

– О ком это предложение?

– Как вы узнали?

– Какое может быть первое слово?

Тигру понравились ваши предложения, и он выпустил Василису и Ивана-царевича из башни. Сели они на Серого Волка и поскакали домой. Путь им предстоит неблизкий.

– Давайте пока прочитаем текст на с. 37.

– Прочитайте фамилию автора и название. (Для читающих детей.)

– Рассмотрите иллюстрацию. Что в ней необычного? (Для всего класса.) (По улице города гуляет тигр.)

– Посмотрите, на доске записаны ключевые слова. (Для читающих детей.) (На улице, думал, ветер, дунул, откуда.)

– Порассуждайте, о чем может быть этот текст.

(Нечитающие дети находят и подчеркивают знакомое слово и знакомые буквы во всех словах текста, считают предложения. В это время читающие дети читают текст про себя.)

– Давайте проверим наши предположения о содержании текста, подтвердилось ли оно.

– И правда, откуда мог взяться тигр на улице?

– Что отвлекло героя от его мыслей?

– Могла ли случиться такая «прогулка» тигра?

– Какое слово повторяется в тексте много раз? (Думал.)

– Как вы думаете, почему автор так много раз повторяет это слово?

– Что отвлекло мальчика от мыслей?

– Узнал ли рассказчик, откуда взялся тигр?

– Могла ли случиться такая история на самом деле? Почему?

– Найдите два слова, которые различаются двумя буквами. (Ду-мал – дунул.)

 Работа в парах.

– Придумайте свою историю, используя в ней эти два слова, расскажите ее друг другу.

Дома нарисуйте иллюстрацию к своей истории (по желанию).

Прискакал Иван-царевич и вручил Василису родителям. Стал Царь расспрашивать Ивана-царевича, какие трудности ему пришлось преодолеть.

– Ребята, расскажите, какие задания вы выполняли  сегодня  на  уроке? (Ответы детей.)

– Царь, Царица, Иван-царевич и Василиса хотят послушать рассказ Д. Хармса «Тигр на улице».

Очень понравился во дворце рассказ Д. Хармса и подвиги, которые Иван-царевич совершил не без нашей помощи.

V. Итог урока.

– Тут и сказке конец, ну а вы – молодцы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – сказка Составитель учитель начальных классов Визингской СОШ Бугаева Валентина Михайловна

Слайд 5

Повелеваю преодолеть все трудности на пути, помогать всем нуждающимся, читать слова и слоги, тренироваться в написании их и с красавицей Василисой воротиться домой. Царь.

Слайд 7

Физминутка

Слайд 9

ГИ ПИ ТИ РИ РИ Р ГР Р Г Б

Слайд 10

Физминутка

Слайд 12

на улице, думал, ветер, дунул, откуда, взялся, забыл

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо изученных букв, слогов с изученными буквами

Урок закрепления и применения новых знаний...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами". Дата публикации: 14.12.2015г.

Педагогическая цель. Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического с...

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....

Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

На уроке обучающиеся обобщают и закрепляют знания о изученных буквах....