изучение букв ГПТРИ
материал (русский язык, 1 класс) по теме
1 класс.Бунеев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass._izuchenie_bukv_g_p_t_r_i.doc | 59.5 КБ |
gptri.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-сказка. Чтение слогов и слов
с буквами «и», «г», «п», «т», «р».
Тренировка в написании этих букв.
Письмо слогов и слов с этими буквами
(«Букварь», с. 36–37, Прописи № 2, с. 2–3)
Цели: познакомить с буквами «и», «г», «п», «т», «р» и звуками, которые они обозначают; развивать фонематический слух, внимание, мышление; учить читать первые слова; расширять кругозор детей.
Оборудование: иллюстрации – сказочные герои, фонограмма сказочной мелодии, карточки слогов и слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дорогой доброй сказки
Идем мы без опаски.
И встретят нас герои:
Красавицы и тролли,
Они помогут нам
И в чтенье, и в письме.
Мы ж не оставим никого
И никогда в беде.
Итак, сказка начинается.
(Звучит тихая загадочная музыка.)
II. Вступительное слово учителя.
– Жили-были Царь и Царица. Жили они, поживали в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, звали ее Василиса. Царь и Царица ее очень любили. (Показ иллюстрации.)
Они часто гладили Василису по головке и никогда не ругали. А еще у Василисы был жених – Иван-царевич. (Показ иллюстрации.)
Был он парень бравый. Приезжал Иван-царевич к Василисе на Сером Волке. (Показ иллюстрации.)
Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими разбойниками. (Показ иллюстрации.)
Разбойники всех напугали, а потом похитили Василису – схватили и утащили в дремучий лес. Посадили ее в башню под стражу. Иван-царевич, ни о чем не догадываясь, прискакал во дворец Царя, а там родители Василисы рыдают. Узнав о трагедии, добрый молодец поклялся освободить свою красавицу невесту.
III. Объявление темы и цели урока.
– А Царь издал указ: «Повелеваю преодолеть все трудности на пути, помогать всем нуждающимся, читать слова и слоги, тренироваться в написании их и с красавицей Василисой воротиться домой.
Подпись: Царь».
IV. Изучение нового материала.
– Сел Иван-царевич на Серого Волка и поскакал в дремучий лес искать Василису.
Далеко-далеко раскинулся дремучий лес, полный чудес и волшебства. Заблудился Иван-царевич, обступили его причудливые деревья, выросли перед ним высокие горы, а в кустах притаились страшные чудища.
Вдруг видит Иван-царевич впереди огонь.
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла!
(Показ иллюстрации «Кошкин дом».)
Плачет кошка на пепелище, просит Ивана-царевича помочь ей построить новый дом. Решил Иван позвать на помощь. Угадайте, кого?
Носик – круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик – маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их, и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Показ иллюстрации «Три поросенка».)
– Вспомните, как звали поросят. (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
– Кто главный строитель? (Наф-Наф.)
– Раскрасьте его.
– Вспомните песенку, которую он напевал.
Ни один на свете зверь.
Сильный зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь, эту дверь.
Дом я строю из камней, из камней.
Вот.
– Раскрасьте дом, который построил Наф-Наф. Давайте немного отдохнем и отправимся дальше с Иваном-царевичем.
Физкультминутка
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки на месте.)
Тише, тише, мяч устал
(Ходьба на месте),
Прыгать мячик перестал.
И под парту закатился.
Ну и мы за стол садимся
(Дети садятся за парты).
Много ли, мало ли времени прошло, встретил Иван-царевич в дремучем лесу плачущих звуковичков. Оказалось, обидели их разбойники, отняли башмачки и шляпки.
Работа по учебнику.
– Звуковички каких букв пострадали от разбойников? («Г», «П», «Т», «Р», «И».)
– Что вы о них знаете? («И» – гласный звук, остальные – согласные.)
– Давайте начнем с [и]. Что вы о нем знаете? (Это гласный звук, башмачки будут красные, звук бывает ударным и безударным, поэтому над одним из башмачков ставим знак ударения.)
– Осталось четыре звуковичка. Что в них общего? (Они все согласные, могут быть мягкими и твердыми, поэтому один башмачок у всех будет зеленый, а другой – синий.)
– Чем будут отличаться? (Головными уборами; у [г], [р] – колокольчики, так как они звонкие, у [п], [т] – шапокляк, так как они глухие.)
– Посмотрите, как рады своей новой одежде звуковички.
Поблагодарили они Ивана-царевича и указали ему путь к башне. Сел Иван-царевич на Серого Волка и поскакал.
– Ой, ребята, кто это? Кто это сказочное существо, житель леса, так называемый Дух леса? (Показ иллюстрации – Леший.)
Я – Леший, я работаю в лесу,
Я тут за все ответственность несу,
Я прогоняю из лесу туристов,
Чтоб лес наш оставался чистым.
Ой, сюда кто-то идет!
Да это Иван-царевич.
А ну стой! Куда идешь?
Ты здесь так просто не пройдешь.
– Давайте поможем выполнить задание, которое Леший приготовил для Ивана-царевича.
Да или нет?
Ребята, в этот час
Леший загадок вам припас.
Вы должны мне дать ответ:
Правда это или нет?
Вот правдивые слова:
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда?
(Да!)
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Мой правдивый ли ответ?
Отвечайте, дети?
(Нет!)
Лапой хвать, зубами щелк!
Хищник – тигр, хищник – волк.
Вот правдивые слова.
Отвечайте, правда?
(Да!)
Закудахтал пес Барбос,
Он в гнезде яичко снес.
Это правда или нет?
Отвечайте быстро!
(Нет!)
Лебедь плавает в пруду,
А сова живет в лесу,
И березка вся бела.
Отвечайте, правда?
(Да!)
Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Это знает целый свет,
Правда это или нет?
(Нет!)
Верно, дети! Молодцы!
Вам в награду леденцы.
Вот растаял леденец,
И стихам пришел конец!
(Гиви Чичинадзе.)
Но Ивану-царевичу леденцы не нужны, ему нужно пробраться через чащу. Леший рассказал, как это сделать.
Работа по учебнику.
– Прочитайте слог и допишите свой слог или букву таким образом, чтобы получилось слово. (Дети работают в книге простым карандашом.)
ги – ри иг – игла
пи – р ип – ипотека
ти – р (гр) ит – Италия
ри – (рисунок) ир – ириска
(Если возникают затруднения, дети рисуют картинки, в названиях предметов которых есть эти слоги или сочетания этих букв.)
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Соединить пальцы рук в замок.)
Потянули…
(Пальцы сцеплены в замок,
дети тянут руки в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения кистями рук.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок,
дети стучат ладошками друг об дружку.)
И открыли!
(Пальцы разъединили.)
Трудно было выбраться из чащи, но самое трудное впереди.
Работа в Прописи.
– Посмотрите, гномик не может вытащить из реки необычных рыб.
– Что пытается поймать гном? (Буквы.)
– Посмотрите, звуковички (с. 2) очень ждут свои буквы.
Самостоятельная работа.
Вписать в звуковичок соответствующую букву печатным шрифтом.
Письмо данных букв письменным шрифтом (строки 1, 2, 3, 4, 6-я).
Учитель оказывает индивидуальную помощь каждому ученику.
Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
– Вот уже видна башня, в которой томится Василиса. Осталось только аккуратно проехать мимо постов разбойников.
– Напишите старательно по образцу буквы 5 и 11-й строки.
Ивану-царевичу осталось подняться по ступенькам лестницы на верхний этаж башни. Подниматься надо не торопясь, чтобы не разбудить Соловья-разбойника.
Письмо слогов 7–10-й строки.
– Ключом от дверей темницы будет самая красивая буква, которую вы написали самостоятельно. Выберите ее и подчеркните.
Иван-царевич освободил Василису, но кто это преградил им путь?
Повторите хором:
Эй, не стойте слишком близко –
Я – тигренок, а не киска.
С. Маршак
– Чтобы Ивану-царевичу и Василисе удалось выбраться из башни, составьте предложение по схеме, данной в учебнике на с. 36:
– О ком это предложение?
– Как вы узнали?
– Какое может быть первое слово?
Тигру понравились ваши предложения, и он выпустил Василису и Ивана-царевича из башни. Сели они на Серого Волка и поскакали домой. Путь им предстоит неблизкий.
– Давайте пока прочитаем текст на с. 37.
– Прочитайте фамилию автора и название. (Для читающих детей.)
– Рассмотрите иллюстрацию. Что в ней необычного? (Для всего класса.) (По улице города гуляет тигр.)
– Посмотрите, на доске записаны ключевые слова. (Для читающих детей.) (На улице, думал, ветер, дунул, откуда.)
– Порассуждайте, о чем может быть этот текст.
(Нечитающие дети находят и подчеркивают знакомое слово и знакомые буквы во всех словах текста, считают предложения. В это время читающие дети читают текст про себя.)
– Давайте проверим наши предположения о содержании текста, подтвердилось ли оно.
– И правда, откуда мог взяться тигр на улице?
– Что отвлекло героя от его мыслей?
– Могла ли случиться такая «прогулка» тигра?
– Какое слово повторяется в тексте много раз? (Думал.)
– Как вы думаете, почему автор так много раз повторяет это слово?
– Что отвлекло мальчика от мыслей?
– Узнал ли рассказчик, откуда взялся тигр?
– Могла ли случиться такая история на самом деле? Почему?
– Найдите два слова, которые различаются двумя буквами. (Ду-мал – дунул.)
Работа в парах.
– Придумайте свою историю, используя в ней эти два слова, расскажите ее друг другу.
Дома нарисуйте иллюстрацию к своей истории (по желанию).
Прискакал Иван-царевич и вручил Василису родителям. Стал Царь расспрашивать Ивана-царевича, какие трудности ему пришлось преодолеть.
– Ребята, расскажите, какие задания вы выполняли сегодня на уроке? (Ответы детей.)
– Царь, Царица, Иван-царевич и Василиса хотят послушать рассказ Д. Хармса «Тигр на улице».
Очень понравился во дворце рассказ Д. Хармса и подвиги, которые Иван-царевич совершил не без нашей помощи.
V. Итог урока.
– Тут и сказке конец, ну а вы – молодцы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повелеваю преодолеть все трудности на пути, помогать всем нуждающимся, читать слова и слоги, тренироваться в написании их и с красавицей Василисой воротиться домой. Царь.
Физминутка
ГИ ПИ ТИ РИ РИ Р ГР Р Г Б
Физминутка
на улице, думал, ветер, дунул, откуда, взялся, забыл
МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо изученных букв, слогов с изученными буквами
Урок закрепления и применения новых знаний...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами". Дата публикации: 14.12.2015г.
Педагогическая цель. Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического с...
Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами
Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....
Методическая разработка.Технологическая карта урока по теме «Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами».Разработана учителем начальных классов Титовой Е.В.
Урок по УМК "Школа 21 века....
Открытый урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами".
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Начальная школа 21 век"...
Технологическая карта урока обучения письму 1 класс УМК Школа России на тему: Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Технологическая карта урока составления в соответствии ФГОС....
Повторение изученных букв. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.
На уроке обучающиеся обобщают и закрепляют знания о изученных буквах....