урок обучения грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
урок обучения грамоте по теме"две работы буквы Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дырестуйская СОШ»
Урок обучения грамоте
1 класс
«Две работы буквы Г»
Учитель: Батуева Г.В.
2012 г.
Тема урока: « Две работы буквы Г».
Цель урока: познакомить детей с буквой Г, показать ее две работы; учить читать слова с буквой согласного, ориентируясь на букву гласного; закреплять умения делать звуковой анализ слов; формировать оценочную самостоятельность первоклассников; совершенствовать фонематическое восприятие детей.
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу. Вспомним наше приветствие «Я желаю».
Повернитесь друг к другу лицом и скажите:
«Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я помогу».
-Я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и букв вместе с Тимом и Томом. По дороге нас ждет много интересных и полезных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу доброжелательными, терпеливыми, не забудьте взять в дорогу хорошее настроение, теплую, светлую улыбку.
СИГНАЛ «СОЛНЫШКО»:
-Покажите сигналом свое настроение: хорошее, удовлетворительное, грустное.
-Я рада, что у вас хорошее настроение. Очень хочется, чтобы в классе было больше солнечного света от ваших сигналов настроения. У меня тоже хорошее настроение и я хочу, чтобы на доске у нас было солнышко.
II. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ УРОКА.
-Сегодня, путешествуя по Стране звуков и букв, мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какую работу может она выполнять, повторим все, что узнали об изученных буквах, вспомним правила грамотного письма.
III. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
-Тим и Том путешествуют вместе с нами. Тим приготовил нам фонетическую разминку, а Том хочет, чтобы мы навели порядок на фланелеграфе. Кто может выполнить это задание?
( Один ученик на фланелеграфе выполняет задание: помещенные там буквы разделить на 2 группы-гласные и согласные). В это время с классом проводится фонетическая разминка: учитель произносит звуки, дети сигналами показывают какие это звуки-гласные или согласные, согласный твердый или мягкий. Звуки: О, М, Н, Р, А, М, З, З, У, Э
СИГНАЛ «Звуки»:
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНИКАМИ:
-Покажите сигналом «Солнышко» как вы оцениваете свою работу на разминке:
. Все показали правильно - солнышко светит ярко, 1-2 ошибки - солнышко наполовину закрыто тучкой, много ошибок - солнышка не видно из-за тучки.
-Проверим, как ученик на фланелеграфе выполнил задание. Покажите сигналом, согласны ли вы с учеником. Все правильно - солнышко светит ярко, есть ошибки - солнышко наполовину закрыто тучкой, все неправильно - солнышка не видно из-за тучки.
Вопрос ученику:
-Как ты оцениваешь свою работу? (Показывает сигналом).
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ КЛАССА УЧИТЕЛЕМ:
-Я думаю, что мы с вами поработали очень хорошо, и на доске засветилось еще одно солнышко.
IV. ПОВТОРЕНИЕ.
1. Работа букв гласных.
-Мы знаем, как работают все буквы гласных? Давайте вспомним. Почему буквы гласных вы расположили в 2 ряда?
(Они выполняют разную работу).
-Какие 2 работы выполняют буквы гласных первого ряда?
(Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают гласные звуки и командуют согласным: читайся твердо).
-Какие 2 работы выполняют буквы гласных второго ряда?
(Буквы Я, Ё,Ю, И, Е обозначают гласные звуки и командуют согласным: читайся мягко).
2. Правила грамотного письма.
-Том дает задание: выбрать верные правила грамотного письма.
(На доске несколько схем:
= О = - О - О = О = О - О
Ю Ю О Я Я Е И
Учитель показывает схемы. Если схема правильная, дети хлопают в ладоши; если схема ошибочна, дети топают ногами).
ФИЗМИНУТКА.
Каждый день по утрам делаем зарядку. Очень нравится нам делать по порядку:
Раз – весело шагать!
Два – руки поднимать!
Три – присесть!
Четыре – встать!
Пять – подпрыгнуть и опять
Все сначала повторять.
Шесть – за парты тихо сесть!
3. Фонетическая разминка «Снежно-звуковой ком».
-Вспомните, сколько в русском языке букв гласных? А сколько гласных звуков?
-В разминке участвуют только гласные звуки.
(Дети по очереди протягивают гласные звуки: первый ученик- звук А,
Второй А, О
Третий А, О, У
Четвертый А, О, У, Ы и т. д.
4. Работа букв согласных.
-Какую работу выполняют буквы согласных?
(Они обозначают согласные звуки: твердые и мягкие).
-Все ли буквы согласных обозначают два звука – это мы сегодня проверим.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕНИКАМИ:
-Мы вспомнили, какую работу выполняют буквы гласных и согласных, повторили правила грамотного письма. А сейчас подумайте и оцените свою работу сигналом «Солнышко»:
-если вы не допустили ни одной ошибки и довольны своей работой-
солнышко светит ярко;
-если были неточности - солнышко наполовину закрыто тучкой;
-кому надо постараться и еще поработать над правилами - солнышка не видно из-за тучки.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА РАБОТЫ КЛАССА УЧИТЕЛЕМ:
-Очень рада за вас. Большинство ребят оценивают свою работу, как хорошую. Я считаю, что с этими заданиями Тима и Тома мы справились, и на доске появилось еще одно солнышко.
V. ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ.
1. Фонетическая разминка.
-Том приготовил для нас фонетическую разминку: подобрать сходные по звучанию слова.
1. «Му» и «му» - одно лишь слово
Говорит всегда ……………… .(корова).
2. День погас и солнцу «Прочь!»
Приказала быстро…………… (ночь).
3. Белые шапки надели дома
Холодно им – наступает……… (зима).
4. Сколько раз твердили кошке:
Некрасиво есть без……………. (ложки).
Только я вбегаю в дом,
Лижет кашу ………………….. (языком).
5. С поросенком еще хуже:
Он опять купался в …………….(в луже).
И козленок непослушный
Съел четыре грязных …………..(груши).
2. Звуковая схема слова ГРУША.
- Тим хочет, чтобы мы построили звуковую схему слова ГРУША. Справимся с этим заданием? Давайте вспомним порядок наших действий:
-Считаем звуки.
-Проговори слово и послушай себя.
-Выдели первый звук и обозначь его фишкой.
-Выдели второй звук из целого слова и обозначь его фишкой и т.д.
…………………………………………………………………………
………………………………………………………………………….
-Проверь, все ли звуки выделил. Прочитай свою запись слова.
-Один ученик работает со схемой на фланелеграфе. Остальные работают в парах на партах.
ПРОВЕРКА РАБОТЫ. - - о - о
-Если у вас так же, как у ……………. на фланелеграфе, покажите сигналом «Солнышко», что оно светит ярко.
-Если есть 1 ошибка, то солнышко чуть спряталось за тучку. И т.д.
УЧЕНИКУ:
- Посмотри, как ребята оценивают твою работу. А как ты оцениваешь свою работу?
3. Деление на слоги.
Учитель:
-Я считаю, что в этом слове 3 слога. Кто со мной согласен? Поднимите руки.
-А что скажите вы? (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков).
-Я думаю, что надо на слоги разделить так:
- - О - О
-Что скажете вы? (В каждом слоге должен быть гласный звук).
-Разделите на слоги слово.
-Какой из слогов ударный? Как узнать? Позовите грушу!
-Поставлю ударение вот на этот звук:
- - О - О
-Все со мной согласны? (Ударение должно падать только на гласный звук).
4. Обозначение звуков буквами.
-Обозначьте гласные звуки буквами.
-Какой буквой обозначили первый гласный звук? (Буквой У).
-Какой буквой обозначили второй гласный звук? (Буквой А).
-А я знаю, что звук У можно обозначать буквой Ю, а звук А - буквой Я. Так ведь? Что скажете вы? (Буквам Ю и Я нельзя стоять в слове после твердого согласного звука).
-Какому звуку командует буква У?
-Какой буквой обозначим этот звук?
-Какой звук живет в первой комнатке? Кто знает букву, которой нужно обозначить этот звук?
ПОКАЗЫВАЮ БУКВУ Г .
ФИЗМИНУТКА.
Буратино потянулся. Раз – нагнулся, два – нагнулся!
Руки в стороны развел – видно ключик не нашел!
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!
БУКВАРЬ (стр.34) VI. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ.
-Составить схемы слов: ГОРБ, ГЕРБ. (в букваре иллюстрации). Два ученика работают на наборных полотнах.
-Обозначьте буквами первые звуки этих слов. Какие работы выполняет эта буква?
ПОСОБИЕ «ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»:
-Найдите слова со звуками Г и Г:
1 вариант (белые карточки) – в начале слова,
2 вариант (зеленые карточки) – в середине слова,
3 вариант (синие карточки) – два звука в словах или в 2-х словах.
VII. ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ (По группам).
1-ая группа (дети, слабо читающие):
- читают слоги по пособию «Окошки»,
-читают слова с доски, деля их на слоги и отмечая точками буквы гласных:
ИРА НИНА АНЯ
НЮРА МИРОН РОМАН
2-ая группа (дети, читающие слова по слогам):
-на доске написаны слова, которые надо соединить в предложения:
ОГНИ ГУЛЯЛ
ГРОМ ИГРАЛА
ГАЛЯ ГРЕМЕЛ
ОЛЕГ ГОРЕЛИ
3-я группа (дети, читающие целыми словами):
-читают в букваре текст «Гном Угомон» с заданием: найти в словах другие, спрятавшиеся в них:
ИГРАЛ ИГРА
ГРЕМЕЛ МЕЛ
УГОМОН ГОМОН и т.д.
4-я группа (дети, бегло читающие):
-читают в букваре текст «Буква заблудилась» с заданием.
ПРОВЕРКА.
-Каждая группа рассказывает о выполнении задания по очереди.
-Ответьте на вопросы:
-Что изображено – Гром и ……..? (Угомон).
-Мальчики бегут. Почему? (Идет дождь. Гремит гром.)
-Гномик сидит на руке у …… ?
-Гена и Олег боялись или испугались? (Испугались).
-Молнии сверкали или сияли? (И то, и другое можно).
VIII. ИТОГ УРОКА.
-С какой буквой мы познакомились?
-Какие звуки обозначает эта буква?
-Сегодняшний урок помог нам познакомиться с новой буквой и ее работами.
-Понравился ли вам урок? Покажите сигналом «СОЛНЫШКО».
-Спасибо за работу. На доске появилось еще одно солнышко. Хочется, чтобы таким ярким, радостным, солнечным наш класс был после каждого урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....