Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_otkrytogo_uroka.ppt | 468 КБ |
Конспект урока | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок русского язык(4 класс).
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных».
Цель урока: совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных.
Задачи урока:
-совершенствование умений определять склонение и падеж имен существительных и падеж имен прилагательных, применять алгоритм выбора букв при написании безударных окончаний, устанавливать связь слов в предложении;
-совершенствование умений выделять ключевые слова, главную мысль, формулировать высказывания, строить краткое предложение, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
-закрепление понятий: басня, мораль, «крылатое» выражение;
-развитие речи и расширение словарного запаса, познавательной активности;
-воспитание коммуникативных качеств и формирование нравственных основ личности учащихся через содержательный потенциал басен.
Оборудование:
- презентация с заданиями и справочным материалом;
-карточки с деформированным текстом;
- памятки с правилами совместной работы;
-личные тетради учащихся с приготовленным материалом по прочитанным басням;
-«карта пути» урока (приложения №1 и №2);
-выставка книг с баснями и иллюстрациями.
Ход урока:
- Организационный момент. Минутка чистописания. «Зацепка».
На доске появляется слайд №1.
-Мы всю четверть учились писать грамотно безударные окончания имен существительных и имен прилагательных.
-Чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, запишите заглавные буквы:
а) 3-я буква алфавита (В)
б) какая буква в ней спряталась, запишите ее в зеркальном отражении (Е)
в) парная по звонкости букве З (С)
г) следующая за ней по алфавиту (Т)
д) ударная гласная в фамилиях великих баснописцев (О) (Эзоп, Крылов, Михалков)
-Расположите эти буквы так, чтобы получилось слово. (СОВЕТ)
-Что же означает это слово?
Показ слайда №2 «Словарь Ушакова».
-Вот как толкуется оно в словаре Ушакова: «Наставление, указание, как поступить в том или ином случае».
-А вот, что советовал нам И. А. Крылов: « Не презирай совета ничьего. Не послушался я умного совету».
Показ слайда №3.
-Мы с вами знаем, что басни написаны более 150 лет назад, зачем же вам детям 21 века, в век мобильной связи изучать творчество Крылова?
- Да, потому что и сейчас встречаются человеческие пороки и его басни помогут совершенствовать себя, предложат посмотреть на себя со стороны и избавиться от недостатков. (Чтобы жить в мире, согласии и счастье.) Именно этому и учат басни.
- Сегодня на уроке постараемся составить набор советов для проверки слабой позиции в окончаниях имен существительных и имен прилагательных, так же и для того, чтобы жить по совести. Помогут в этом ваша дружная работа и прочитанные басни Крылова и Михалкова, а точнее, тот великий смысл, что кроется в них.
-Перед вами листочки с рекомендациями, как вы должны работать сообща (приложение №1 напечатано на зеленой бумаге).
2. «Орфографическая разминка».
-Спишите 2-ое высказывание И. А. Крылова и обозначьте все орфограммы.
«Не послушался я умного совету».
Проверка.
- Не показалось ли вам непривычной грамматическая форма одного из слов? (совету)
- Как написали бы вы и почему? Ваш первый совет по правилам написания окончаний существительных.
(определяем склонение, подбираем слово-помощник того же склонения и в той же форме с ударным окончанием, задаем вопрос от слова-командира, пишем тоже окончание, что и в проверочном слове)
На доске появляется схематичное изображение алгоритма проверки безударных окончаний имен существительных.
-Запишите в скобках слово-подсказку. ( коня, слона, плеча)
-Кстати, у Крылова в 1-ом выражении именно такое окончание, как и у вас.
«Не презирай совета ничьего».
-Это исторически обусловленная форма окончания, в те времена было два варианта его написания в родительном падеже.
- Упражнения в написании окончаний имен существительных.
Показ слайда №4.
На доске по очереди появляются строки из басен.
- Про кого эти строки из басен. Можете уточнить автора и название.
«От завист… даже расхворался».
-С. Михалков «Заячье горе» (про Зайца).
« Прилег он на полянк… и попросил Зайца разбудить».
-С. Михалков «Услужливый» (про Лося).
« Жил-был в своем логов… один …» (Волк).
-С. Михалков «Просчитался».
« Из кож… лезут вон»!
- И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак».
- Выпишите из предложений словосочетания с зависимым словом, выраженным именем существительным, у которого орфограмма - безударная гласная в окончании. В скобках докажите выбор буквы.
- Физкультминутка.
- Я буду читать половину названия басен. Если вы знаете полное название басни, встаете и поднимаете руки вверх. Если нет, то приседаете. Другой вариант: попрыгать на коврике - если знаете, походить спокойно - если нет.
-Муравей и …(Стрекоза);
-Моська и …(Слон);
-Кукушка и …(Петух);
-Обезьяна и …(зеркало);
-Повар и …(кот);
-Рак…(Лебедь, Щука);
-Виноград и …(Лисица);
-Ягненок и …(Волк);
-Щука и …(Кот);
-Кроны и …(корни).
- Работа с деформированным текстом (Приложение № 2).
-Сейчас вы предстоит работать в парах.
- Читая басни, вы запомнили многие строки из них. Восстановите порядок предложений. Обозначьте его цифрами.
Бр…сая (по)долин… тень,
(В)пр…красн…й летн…й день,
Л…сты (на)дер…в… с зефирами ш…птались.
И (с)лучш…ми п…вцами ряд…м ставят
Я слышу, что тебя вез?де (за)пес?н… славят
С…ловушка, мой свет!
Проверка.
- Спишите, получившиеся строки из басен, решая орфографические задачи. Обозначьте падежи имен существительных и имен прилагательных. -1 вариант: отрывок, обозначенный на карточке цифрой 1, а 2 вариант: отрывок с цифрой 2.
Взаимопроверка в парах.
-Кто допустил ошибку в орфограммах или в определении падежей? Можете ли, объяснить их? (товарищ может помочь)
-Сделайте вывод о правиле проверки безударной гласной в окончании имени прилагательного (надо определить, к какому имени существительному оно относится, задать от него вопрос, посмотреть на окончание вопроса и написать такое же у имени прилагательного, учитывая вариант показания мягкости).
На доске постепенно появляется модель – алгоритм.
-Это второй совет.
5. Игра.
Показ слайда №5.
- Каждому герою басни присущи определенные качества: кто сильный, кто жадный, кто беззаботный. Подберите, как можно больше имен прилагательных к именам существительным.
Лиса Стрекоза
Дети записывают их на доске по командам (1 вариант - команда «Лиса», 2 вариант- команда «Стрекоза»).
- Самостоятельная работа.
-Выберите одно понравившееся словосочетание и употребите его в Р.п. ед.ч. и Д.п. ед.ч.(1 вариант), в Тв.п. ед.ч. и Пр.п. ед.ч.(2 вариант).
Взаимопроверка.
8. Творческая работа: составление советов (работа в группах).
-В начале урока мы поставили цель составить совет, используя мораль из прочитанных произведений.
-Вы плодотворно трудились, в течение нескольких недель читали басни И. А. Крылова, находили в них крылатые выражения, мораль. Мы с вами учились составлять советы.
-Давайте вспомним, как надо действовать при формулировании и записи кратких выражений.
Показ слайда №6 « Мартышка и очки» (сначала появляется текст, затем название).
- Прочитаем хором.
К несчастью, тож бывает у людей;
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит,
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Чтение.
- Узнали басню?
-Назовем последовательно этапы работы.
Показ слайда «Этапы работы»:
-Вспомним, как мы выполняем такую работу:
-чтение;
-выделение главных слов;
-формулирование главной мысли;
-составление совета;
-редактирование до краткой фразы
-Составите в группе один или два совета и грамотно его запишите. Вся команда должна проверить и согласиться с формулировкой. Затем мы выслушаем и оценим составленные вами советы.
-Кто и в какой группе работает, оговорили заранее. За работу.
Проверка и оценка.
-Понравилось ли вместе трудиться? Что вызывало сложности? Как вы оцениваете работу других групп?
9. Итог урока. Рефлексия.
-Что повторили? Что полезного было?
10. Домашнее задание.
-По желанию составить свой совет, какую книгу вы рекомендуете прочитать, и записать его. Используйте для убедительности слово «потому что». Либо выписать из этой книги 3- 5 предложений, чтобы в них встречались прилагательные в разных падежных формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах"
Урок русского языка по программе "Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
На уроке представлены различные виды работы по наиболее трудной теме русского языка 4 класса" Правописание падежных окончаний имен существительных". На уроке можно наблюдать гр...
Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Закрепление."
На уроке использован материал на весеннюю тему. Подобраны тексты о бережном отношении к природе с исрользованием НРК....
Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"
Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...
Открытый урок русского языка для родителей. Тема:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс.
Конспект урока и презентация....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"
Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....