Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Исаева Галина Леонидовна

 Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_otkrytogo_uroka.ppt468 КБ
Microsoft Office document icon Конспект урока58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского язык(4 класс).

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных».

Цель урока: совершенствование навыка правописания безударных окончаний имен существительных и прилагательных.

Задачи урока:

-совершенствование умений определять склонение и падеж имен существительных и падеж имен прилагательных, применять алгоритм выбора букв при написании безударных окончаний, устанавливать связь слов в предложении;

 

-совершенствование умений выделять ключевые слова, главную мысль,  формулировать высказывания, строить краткое предложение, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами    коммуникации;

-закрепление понятий: басня, мораль, «крылатое» выражение;

-развитие речи и расширение словарного запаса, познавательной активности;

-воспитание коммуникативных качеств и формирование нравственных основ личности учащихся через содержательный потенциал басен.

Оборудование:

- презентация с заданиями и справочным материалом;

-карточки с деформированным текстом;

- памятки с правилами совместной работы;

-личные тетради учащихся с приготовленным материалом по прочитанным басням;

-«карта пути» урока (приложения №1 и №2);

-выставка книг с баснями и иллюстрациями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Минутка чистописания. «Зацепка».

На доске появляется слайд №1.

-Мы всю четверть учились писать грамотно безударные окончания имен существительных и имен прилагательных.

-Чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, запишите заглавные буквы:

а) 3-я буква алфавита   (В)

б) какая буква в ней спряталась, запишите ее в зеркальном отражении   (Е)

в) парная по звонкости  букве З   (С)

г) следующая за ней по алфавиту   (Т)

д) ударная гласная в фамилиях великих баснописцев   (О)  (Эзоп, Крылов, Михалков)

-Расположите эти буквы так, чтобы получилось слово.   (СОВЕТ)

-Что же означает это слово?

 Показ слайда №2 «Словарь Ушакова». 

-Вот как толкуется оно в словаре Ушакова: «Наставление, указание, как поступить в том или ином случае».

 вот, что советовал нам И. А. Крылов: « Не презирай совета ничьего. Не послушался я умного совету».

Показ слайда №3.

-Мы с вами знаем, что басни написаны более 150 лет назад, зачем же вам детям 21 века, в век мобильной связи изучать творчество Крылова?

- Да, потому что и сейчас встречаются человеческие пороки и его басни помогут совершенствовать себя, предложат посмотреть на себя со стороны и избавиться от недостатков. (Чтобы жить в мире, согласии и счастье.) Именно этому и учат басни.

- Сегодня на уроке постараемся  составить набор советов для проверки слабой позиции в окончаниях имен существительных и имен прилагательных, так же и  для того, чтобы жить по совести. Помогут в этом ваша дружная работа и прочитанные басни Крылова и Михалкова, а точнее, тот великий смысл, что кроется в них.

         

-Перед вами листочки с рекомендациями, как вы должны работать сообща (приложение №1 напечатано на зеленой бумаге).

2. «Орфографическая разминка».

-Спишите 2-ое высказывание И. А. Крылова и обозначьте все орфограммы.

«Не послушался я умного совету».

Проверка.

- Не показалось ли вам непривычной грамматическая форма одного из слов?      (совету)

- Как написали бы вы и почему? Ваш первый совет по правилам написания окончаний существительных.                  

                                                                                                                                                   (определяем  склонение, подбираем слово-помощник того же склонения и в той же форме с ударным окончанием, задаем вопрос от слова-командира, пишем тоже окончание, что и в проверочном слове)

На доске появляется схематичное изображение алгоритма проверки безударных окончаний имен существительных.

-Запишите в скобках слово-подсказку.                  ( коня, слона, плеча)

-Кстати, у Крылова в 1-ом выражении именно такое окончание, как и у вас.

       

«Не презирай совета ничьего».

-Это исторически обусловленная форма окончания, в те времена  было два варианта его написания в родительном падеже.

  1. Упражнения в написании окончаний имен существительных.

 

Показ слайда №4.

На доске по очереди появляются строки из басен.

- Про кого эти строки из басен. Можете уточнить автора и название.

 «От завист…    даже расхворался».

-С. Михалков «Заячье горе» (про Зайца).

« Прилег он на полянк…  и попросил Зайца разбудить».

-С. Михалков «Услужливый» (про Лося).

« Жил-был в своем  логов…  один  …» (Волк).

-С. Михалков «Просчитался».

« Из кож…   лезут вон»!

- И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак».

- Выпишите из предложений словосочетания с зависимым словом, выраженным именем существительным, у которого орфограмма - безударная гласная в окончании. В скобках докажите выбор буквы.

  1. Физкультминутка.

- Я буду читать половину названия басен. Если вы знаете полное название басни, встаете и поднимаете руки вверх. Если нет, то приседаете. Другой вариант: попрыгать на коврике - если знаете, походить спокойно - если нет.

-Муравей и …(Стрекоза);

-Моська и …(Слон);

-Кукушка и …(Петух);

-Обезьяна и …(зеркало);

-Повар и …(кот);

-Рак…(Лебедь, Щука);

-Виноград и …(Лисица);

-Ягненок и …(Волк);

-Щука и …(Кот);

-Кроны и …(корни).

  1. Работа с деформированным текстом (Приложение № 2).

-Сейчас вы предстоит работать в парах.

- Читая басни, вы запомнили многие строки из них. Восстановите порядок предложений. Обозначьте его цифрами.

Бр…сая  (по)долин… тень,

(В)пр…красн…й  летн…й  день,

Л…сты  (на)дер…в…  с  зефирами  ш…птались.

И  (с)лучш…ми  п…вцами  ряд…м  ставят

Я  слышу, что  тебя  вез?де  (за)пес?н…    славят

С…ловушка,  мой свет!

Проверка.

- Спишите, получившиеся строки из басен, решая орфографические задачи. Обозначьте падежи имен существительных и имен прилагательных.                -1 вариант: отрывок, обозначенный на карточке цифрой 1, а 2 вариант: отрывок с цифрой 2.  

Взаимопроверка в парах.

-Кто допустил ошибку в орфограммах или в определении падежей? Можете ли, объяснить их? (товарищ может помочь)

-Сделайте вывод о правиле проверки безударной гласной в окончании имени прилагательного (надо определить, к какому имени существительному оно относится, задать от него вопрос, посмотреть на окончание вопроса и написать такое же у имени прилагательного, учитывая вариант показания мягкости).

На доске постепенно появляется модель – алгоритм.

-Это второй совет.

5. Игра.

Показ слайда №5.

- Каждому герою басни присущи определенные качества: кто сильный, кто жадный, кто беззаботный. Подберите, как можно больше имен прилагательных к именам существительным.

Лиса                                                                          Стрекоза

Дети записывают их на доске по командам (1 вариант - команда «Лиса», 2 вариант- команда «Стрекоза»).                                                                          

  1. Самостоятельная работа.

-Выберите одно понравившееся словосочетание и  употребите его в Р.п. ед.ч. и Д.п. ед.ч.(1 вариант), в Тв.п. ед.ч. и Пр.п. ед.ч.(2 вариант).

Взаимопроверка.

8.  Творческая работа: составление советов (работа в группах).

 -В начале урока мы поставили цель составить совет, используя мораль из прочитанных произведений.

-Вы плодотворно трудились, в течение нескольких недель читали басни И. А. Крылова, находили в них крылатые выражения, мораль. Мы с вами учились составлять советы.

-Давайте вспомним, как надо действовать при формулировании и записи кратких выражений.

Показ слайда №6 « Мартышка и очки» (сначала появляется текст, затем название).

- Прочитаем хором.

К несчастью, тож бывает у людей;

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

 Невежда про нее свой толк все к худу клонит,

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Чтение.

- Узнали басню?

-Назовем последовательно этапы работы.

Показ слайда «Этапы работы»:

-Вспомним, как мы выполняем такую работу:

-чтение;

-выделение главных слов;

-формулирование главной мысли;

-составление совета;

-редактирование до краткой фразы

-Составите в группе один или два совета и грамотно его запишите. Вся команда должна проверить и согласиться с формулировкой. Затем мы выслушаем и оценим составленные вами советы.

-Кто и в какой группе работает, оговорили заранее. За работу.

Проверка и оценка.

-Понравилось ли вместе трудиться? Что вызывало сложности? Как вы оцениваете работу других групп?

9.  Итог урока. Рефлексия.

-Что повторили? Что полезного было?

10.  Домашнее задание.

-По желанию составить свой совет, какую книгу вы рекомендуете прочитать, и записать его. Используйте для убедительности слово «потому что». Либо выписать из этой книги 3- 5 предложений, чтобы в них встречались прилагательные в разных падежных формах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

На уроке представлены различные виды работы по наиболее трудной теме русского языка 4 класса" Правописание падежных окончаний имен существительных".    На уроке можно наблюдать  гр...

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Закрепление."

На уроке использован материал на весеннюю тему. Подобраны тексты о бережном отношении к природе с исрользованием НРК....

Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....