рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz.docx | 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
Средняя общеобразовательная школа д. Шапша
Утверждено:
Приказ № от 2012 г.
Рабочая учебная программа
по русскому языку
для 4 класса
5 часов в неделю (всего170 часов)
Автор: Сабаралеева М. Н.
учитель начальных классов
2012-2013 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа курса "Русский язык" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской учебной программы Образовательной системы "Школа 2100" Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Русский язык", рекомендованной Министерством образования и науки РФ и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования, а также учебного плана МОУ СОШ д. Шапша на 2012 - 2013 уч. г. и основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ д. Шапша.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Назначение предмета "Русский язык" в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы "Предложение" и "Текст".
Цели, задачи и содержание курса русского языка
Цель: развитие личности ребенка средствами предмета "Русский язык".
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Количество часов на изучение программы - 170 часов, из них 9 контрольных работ
Количество часов в неделю - 5 (из них 2 часа из школьного компонента)
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы содержания | Кол-во часов |
Повторение. | 17ч | |
Предложение. Текст. | 28ч | |
Имя существительное | 43ч | |
Имя прилагательное | 18ч | |
Глагол | 46ч | |
Повторение | 18ч | |
Итого: | 170 часов |
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по русскому языку осуществляется согласно уставу ОУ и Положению о порядке проведения аттестации обучающихся начальных классов. Самостоятельные, проверочные работы и итоговые контрольные работа проводятся в соответствии с календарно - тематическим планированием.
Основное содержание
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы "Предложение" и "Текст".
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Повторение. Предложение. Текст.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки пре- пинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол.
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса
(длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.
Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
График контрольных работ
№ п\п | Темы контрольных работ | Дата |
1. | Входная контрольная работа. | |
2 | Контрольный диктант по теме "Простое предложение. Предложения с однородными членами" | |
3 | Контрольный диктант по теме "Сложные предложения с союзами а, но, да" | |
4. | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. | |
5. | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие . | |
6. | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное". | |
7. | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | |
8. | Контрольный диктант по теме "Глагол" | |
9. | Итоговая контрольная работа за год. |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
- звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; - лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; - признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения; понятие об однородных членах предложения; - признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога; | - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; - производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами; - правильно писать слова с изученными орфограммами; - правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях; - писать обучающее изложение доступного текста; |
Для реализации программного содержания используется:
а) учебно-методический комплект:
б) ЦОРы:
1. «1С»: Образовательная коллекция. Я пишу грамотно! Интерактивный тренажёр для учеников 1-4 классов.
2. «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс»
в) комплект таблиц по русскому языку для 4-го класса
г) словари:
Козлова, Т.И. Толковый словарь для школьников. Грамматика. Словообразование. Орфография / Т.И. Козлова; [под ред. Н.П. Кабановой]. - 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 672 с.
Ушакова О. Д. Разбор слова по составу: Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 96 с.
Ушакова О. Д. Разбор слова по составу: 15 000 слов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 480 с.
Ерёмина О. А. Всякому мила родная сторона: Тематический словарь для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Пасынок Ю. Ю. Словарная работа во 2 классе.- М,: ООО «Чистые пруды», 2005. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа»).
Толковый словарь русского языка с приложениями / Под редакцией В. Бутромеева. – М.: РИПОЛ классик; Престиж книга, 2006. – 512 с.: ил. – (Карманный БЭС).
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений /Российская АН.;Российский фонд культуры; - 2-изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. – Издание 2-е., испр. и доп. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007, 537 с.
Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 7-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2007. – 832 с.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов: ок. 1500 слов / Л. П. Крысин. – 4-е изд., стереотип. – М.: ДРОФА, 2004. – 299 с.
Новиков А. Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2000. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.
Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....
Рабочая программа "Школа 2100".1класс.
Календарные и тематические планы....
Рабочие программы_Школа 2100_1 класс
Опубликованы рабочие программы по математике, письму и обучению грамоте...
рабочая программа школа 2100
рабочая программа...
Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: математика....
Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет:русский язык....
Рабочая программа "Школа 2100" 4 класс
Рабочая программа 4 класс по УМК "Школа 2100". Предмет: литературное чтение....