Урок – путешествие по русскому языку (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели: - обобщить знания по изученному материалу;
- расширять кругозор учащихся;
-воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие по русскому языку (4 класс)
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Автор: Будина Валентина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1» г.Почепа Брянской области.
О себе: Стаж работы – 29 лет. Хобби – разведение комнатных растений, любительское фото. Педагогическое кредо – каждый ребёнок талантлив по-своему, главное – увидеть и помочь раскрыться его таланту. Мои ученики ежегодно являются участниками и победителями районных и всероссийских дистанционных олимпиад.
Цели: - обобщить знания по изученному материалу;
- расширять кругозор учащихся;
-воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: компьютер, карточки
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое вам больше нравится? (Ответы детей)
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2.Чистописание.
П п ч о
- Какие звуки обозначают эти буквы?
- Запишите буквы в тетрадь. Попробуйте составить из этих букв слово. Оно должно быть связано с темой, которую мы изучаем на уроках «Окружающего мира». Как называется эта тема?
( «Родной край – часть большой страны» )
- Какой буквы не хватает для того, чтобы получилось слово?
- А от какого слова произошло слово Почеп?
( Ученик. – В старинных документах встречается написание «Почеп» слитно и по «Чеп» раздельно. Предполагают, что город-крепость мог называться «Чеп», что на местном языке означало накладной замок, чепок. ).
- Запишите слово Почеп в тетрадь. Как пишется это слово?
- А как произносится слово? Запишите транскрипцию. Почему произношение не совпадает с написанием?
( Т.к. буква е стоит в слабой позиции.)
- Запомнить написание слова Почеп вам поможет слово «чеп»- накладной замок.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по родному Почепу.
3.Словарно-орфографическая работа.
- А сейчас мы будем работать со словарём. Слово, которое мы запишем в словарик, вы составите сами. Оно состоит из первых букв существительных первого склонения.
( На доске: «Свобода, портрет, декабрь, осина, народ, беседа, одежда, мороз, родина.»)
- Какое слово у вас получилось? (Собор)
-Ребята, Воскресенский собор является визитной карточкой города Почепа. Он был построен в конце 60-х годов 18 века Кириллом Григорьевичем Разумовским, владельцем Почепа, по планам итальянского архитектора Антонио Ринальди. Постройку осуществил местный архитектор А.Г.Яновский.
- Составьте предложение со словом собор. (Дети составляют)
- Давайте запишем это предложение и выполним его разбор. (Разбор предложения)
- Ребята, а что ещё вы можете рассказать о Почепе?
( Щедра и богата Почепская земля талантливыми людьми. Среди них – писатель Алексей Перовский (псевдоним- Антоний Погорельский), который написал для своего племянника Алёши сказку «Чёрная курица, или Подземные жители». Племянники Перовского – А.К.Толстой, Жемчужниковы, создавшие замечательный шедевр – «Козьму Пруткова»)
4.Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, рассказывая о Почепе, мы употребляли в речи много собственных имён. Ещё с одним именем вы встретитесь, анализируя текст, который вы видите на карточках.
(Карточка: Матвей Блантер родился 10 февраля 1903 года в Почепе. Его дед и отец занимались варкой дегтя, мыла и мелкой торговлей. Они имели в завокзальной части города три дома. Один сохранился до наших дней, в нём разместился интернат гимназии №1)
- Работать будете в парах. Прочитайте текст и определите, какая часть речи встречается в нём чаще других. С этой частью речи и будет связана тема нашего сегодняшнего урока.
(Дети читают текст)
- Какая же часть речи встречалась вам чаще других?
( Это имя существительное, оно встретилось в тексте 17 раз)
- Назовите тему нашего урока.
( На доске: Тема урока: «Обобщение знаний об имени существительном»)
5. Работа по теме урока.
- Ребята, вам нужно постараться вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.
1) - Приготовьтесь работать в группах. Ваша задача – исследовать группу загадочных слов, определить, есть ли среди них существительное, доказать (карточки).
бурбяка чирбушать сурметь
махрятить курдонце лурмовое
бурдявый дорбявая клышь
- Справились? Кто будет доказывать?
( Доказывает 1 ученик из группы)
- Молодцы, ребята, спасибо. Вы хорошо справились с заданием.
2) - А сейчас у нас блиц-турнир, который называется «Ответь на пять!»
- Что называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные?
- Какого рода могут быть имена существительные?
- Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
- Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
- Какая часть существительного изменяется при склонении?
- Сколько падежей у имени существительного?
- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете?
- Молодцы!
Физкультминутка
- А сейчас мы отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные с ударными и безударными окончаниями. Если услышите слово с ударным окончанием – сделайте наклон вперёд, если с безударным – присядьте. Постарайтесь сосчитать, сколько будет слов с безударным окончанием.
- У мамы, на реке, до Судости, у сестры, в Почепе, по площади, о стране, в Брянске, от встречи.
- Сколько было названо существительных с безударным окончанием? (6)
3) Упражнение в написании безударных окончаний
- А как правильно написать безударное окончание существительного? Что для этого надо знать?
- Путешествуем дальше по городу. Рядом с Воскресенским собором находится красивый старый парк, в котором любят отдыхать жители города. (На доске – четверостишие)
« В стар.м парк. над Судостью
Так п.ют сол.вьи,
Что готова их слушать я
От зари до зари
В.Будина.)
- Ребята, кто прочитает выразительно четверостишие о старом парке?
- Спишите четверостишие, вставив пропущенные орфограммы. Из первой строки выпишите имена существительные и разберите их в указанном порядке.
- Очень много имён существительных спряталось в парке. Вот некоторые из них. Помогите именам существительным найти их окончания.
Самостоятельная работа. (Дети работают в тетрадях, 1 ученик - у доски.)
На доске: на скамейк.
у речк.
по тропинк.
в алле.
под лип.й
за клён.м
(проверка)
- Наш город славный и гостеприимный. Гостей здесь встречают вот с такими красивыми караваями, которые выпекают на Почепском хлебокомбинате. (Фото « Караваи»)
- Давайте прочитаем пословицы о хлебе. Найдите пословицу, в которой нет существительных 1-го и 3-го склонений. (Худ обед, когда хлеба нет.) Как вы её понимаете?
- Теперь найдите пословицу, в которой нет существительного 1-го склонения. Объясните её смысл.( Хочешь есть калачи – не сиди на печи).
- Запишите в тетрадь ту пословицу, которая вам больше понравилась.
6. Итог урока
7. Рефлексия.
- Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что материал усвоен вами хорошо и вы могли бы оказать помощь тем, кому что-то непонятно.
- А кто ещё сомневается в чём – то?
- Я думаю, что у вас всё получится! Спасибо всем за работу.
8. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе
Разработка урока по русскому языку для 3 класса по теме "Текст-описание и текст-повествование" по программе УМК Перспективная начальная школа. К уроку прилагается презентация....
Урок - путешествие по русскому языку в 3 классе: "Парные согласные в корне слова.Закрепление"
Презентация урока по русскому языку, которую я хочу предложить вашему вниманию, может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование ИКТ на уроке. 1 слайд– кар...
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Урок-путешествие по русскому языку 3 класс
· Отработка умения находить в предложениях однородные члены; составление предложений с однородными членами, соединённые с союзами И, А, НО и без союзов:...
Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"
Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....
Урок-путешествие по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 21 века"
Предмет: Русский язык УМК: «Школа 21 века» Класс: 3 класс Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Тема урока: «Путешествие по стране Имени Существительного»...
Мультимедийный урок-путешествие по русскому языку в 4 классе
Мною был разработан и проведён обобщающий урок в 4 классе на тему «Путешествие в страну Глаголию».Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихсяо глаголе.Задачи занятия:- закрепи...