Конспект урока по русскому языку. 4 класс.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Ликвидация пробелов по темам "Определения склонения имени существительного", "Словосочетание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Определение склонений имен существительных.
Тема нашего урока «Три склонения имён существительных». Мы продолжаем с вами работать над этой темой, так как знания по этой теме помогут нам различать и проверять безударные окончания имен существительных. Наш урок будет тесно связан с разделом окружающего мира «Экология», а именно «Вода в жизни человека». Наша главная задача – это отработать умение распознавать тип склонения существительного. Проанализировав результаты ТУЗ, я пришла к выводу, что у нас еще остались пробелы в знаниях по темам «Словосочетание» и «Безударная гласная в корне», ликвидация этих пробелов у некоторых учащихся – вторая задача нашего урока.
Обращаю ваше внимание на план урока. Работа будет насыщенной: это и индивидуальная работа, и работа в парах, и работа в группах, а так же если мы с вами со всеми заданиями справимся, то программа максимум. Удачи.
Начнем с первого пункта нашего плана: Проверка домашнего задания.
Откройте свои тетради по теории, повторите теоретический материал по теме «Три склонения имени существительного».
При ответе на мои вопросы, вы можете пользоваться карточками – алгоритмами.
Что вы можете рассказать о типах склонения имен существительных?
Как определить тип склонения имени существительного, если оно стоит в именительном падеже?
( Памятка № 1 . Если сущ. Стоит в И.п. , то а) род, б) окончание ед.ч., в) род + окончание = склонение)! слабые алгоритм, сильные пример.
Как определить тип склонения имени существительного, если оно не стоит в именительном падеже?
( Памятка № 2 . Если сущ. Стоит не в И.п., то а) И.п., ед.ч., б) род, в) окончание ед. ч., г) род + окончание = склонение.) ! слабые алгоритм, сильные пример.
Вам на дом было задано упр. 89 (1) и (2)* , а так же индивидуальные задания на карточках. Приготовились к проверке, ваша задача: проверить, исправить ошибки в тетрадях: Оборотная сторона, слайд.
восток (м.р., 2-е скл.), погода (ж.р., 1 – е скл.), лопата(ж.р., 1 – е скл.), расстояние(ср.р., 2-е скл.), хозяйство(ср.р., 2-е скл.), солома(ж.р., 1 – е скл.), аллея(ж.р., 1 – е скл.), картина(ж.р., 1 – е скл.), земляника(ж.р., 1 – е скл.),
кофе (м.р., 2-е скл.).
* солома(ж.р., 1 – е скл.), аллея(ж.р., 1 – е скл.), картина(ж.р., 1 – е скл.), земляника(ж.р., 1 – е скл.), кофе (м.р., 2-е скл.), тетрадь (ж.р., 3-е скл.
3) солома(ж.р., 1 – е скл.) чёрный
погода (ж.р., 1 – е скл.) солнечная
расстояние(ср.р., 2-е скл.) большое
кофе (м.р., 2-е скл.) золотая
! тихо прохожу по классу, к учащимся с индивидуальными заданиями подхожу.
Встаньте те, кто выполнил на 5, на 4, на 3. Поставьте соответствующий цвет в карточку самоанализа. Какие ошибки вы у себя обнаружили?
Разбор типичных ошибок: КОФЕ - М.Р.
Переходим к следующему пункту нашего плана.
Двое учащихся получают индивидуальное задание: работа со словарями Ожегова и Даля.
Класс работает в парах с карточками: молоко, хлеб, вода, соль, печенье, гречка, фасоль, сахар, капуста, морковь, картофель, мука, чай, стол.
Оцените свои результаты в карточке самоанализа.
Открываем свои тетради, оформляем: число, классная работа.
Следующий пункт: чистописание.
Внимательно посмотрите на ряд букв: а, о, б, и.
Как вы думаете, какую букву будем писать на минутке чистописания?
Объясните почему?
Прописывание б.
Самоанализ: поставьте точку зеленой ручкой над удавшейся на ваш взгляд буквой.
Прочитайте слова: берег, болото, быстрина. Как они связаны с темой воды?
Кто может ответить на вопрос, что такое быстрина?
Проверяем индивидуальное задание работа со словарем.
! зачитывается ответ, слайд.
Ваша работа в парах, это следующий этап, должна быть слаженной и быстрой. Обратите внимание на значок (работа над пробелами)
У вас на столах карточки, ваша задача: прочитаем задание:
Составить словосочетания, 2) определить тип склонения имени существительного
Инструктаж: на карточке соединить слова с помощью стрелок, списать в тетрадь в столбик, склонение написать над сущ., задание со * выполняется по желанию. Время работы 5 мин.
Берег (2) топкое
Болото(2) крутой
Быстрина(1) реки
затягивает
тёмная
Самопроверка по слайду. Исправьте ошибки.
Встаньте те, кто выполнил правильно.
Поднимите руку, кто выполнил задание со звездочкой:
Берег (2 – е скл.) реки( 1 – е скл)
Быстрина (1 – е скл.) реки(1 – е скл.)
Как определили тип склонения второго существительного?
Закрасьте соответствующий квадрат в самоанализе.
Типичные ошибки: Ошибка, на которую хочу обратить ваше внимание, встречалась и в ТУЗе: БОЛОТО ЗАТЯГИВАЕТ (Кто прокомментирует и объяснит эту ошибку? ! спрашиваю слабого)
Физминутка для глаз
Словарная работа - следующий этап нашей работы.
Прочитайте словарное слово БОГАТСТВО. Как вы понимаете смысл этого слова? Определим ударный слог, подчеркнем орфограмму, пропишем три раза с проговариванием.
К какому типу склонения относится это слово?
Работа у доски. Обратите внимание на значок.
ВОДА – БОГАТСТВО НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ.
Задание: найдите в предложении словосочетания, аналогичное задание было в ТУЗе.
Определите тип склонения существительного.
Ещё раз повторим: Главные члены предложения не являются словосочетанием.
! На доске: ВОДА – БОГАТСТВО.
Переходим к следующему этапу урока. Работа в четверках. Работа творческого характера по репродукции с картины И.Левитана «Золота осень». В этой работе вам понадобятся все ваши знания о словосочетаниях, связи слов в предложении и склонении существительных. Ваша задача: внимательно прочитать задание, у каждой группы оно свое; получившиеся предложения записать в тетрадь, склонение существительных подписать ручкой. А ….. получают индивидуальное задание на перфокартах. На работу отводится 7 мин.
1 уровень
1)вставьте слова в предложения.
2) спишите предложения
3) определите тип склонения существительных.
Слова для справок: картина ( П.п.), день (И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), опушка (П.п.), осинки (И.п.), лес(Р.п.), осень (В.п.), лучи (Т.п.), солнце (И.п.)
На (чём?) И.Левитан изобразил (что?). Стоит ясный (что?). Играет своими (чем?) яркое (что?).
2 уровень
Обозначьте границы предложений.
Вставьте слова в предложения
Спишите предложения
Определите тип склонения существительных.
Слова для справок: картина ( П.п.), день (И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), опушка (П.п.), осинки (И.п.), лес (Р.п.)
Мы видим (что?) прозрачной (чего?) в воде отражаются прибрежные (что?).
3 уровень
Составьте предложение по схеме
Запишите предложение
Определите тип склонения существительных
Слова для справок: картина ( П.п.), день (И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), опушка (П.п.), берёзки(И.п.), лес(Р.п.)
ГДЕ? ЧЕГО? красуются золотые ЧТО?
Перфокарты для индивидуального задания
Задание
1)подбери к данным словам проверочные слова.
2)вставь пропущенную букву
3) определи тип склонения у выделенного имени существительного.
Загр..знил
…довитая
Б…говая
С..довник
Пл..ды
Р..ка
С..нева
Проверка задания осуществляется сразу по табличкам на доске. Поднимите сигнальную карточку, если ваше задание выполнено без ошибок.
Закрасьте квадрат самоанализа.
Пока мы определим правильность выполнения заданий на индивидуальных карточка, вы попробуйте составить текст, дополнив его своим предложением концовкой.
Проверьте свои работы по карточке самопроверке. Сколько ошибок допустили? Вот видите, в ТУЗе у вас ошибок было больше, значит, алгоритм помог вам при выполнении задания?
Чтение получившегося текста. Могу ли я сказать, что вода, в данном случае река, это неотъемлемая часть природы?
На доске появляется ВОДА – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ.
Итак, ВОДА – ЭТО БОГАТСТВО, ЭТО ЧАСТЬ ПРИРОДЫ. С темой Охрана воды будет связано ваше домашнее задание.
Обращаю ваше внимание на домашнее задание:
Составить 10 словосочетаний по теме «Охрана воды» или * 5 предложений по этой теме, определив тип склонения имен существительных.
Индивидуальное задание для … 10 словосочетаний по теме «Охрана воды», определить тип склонения имен существительных, используя памятку – алгоритм.
Давайте посмотрим на карточку самоанализа и подведем итог нашей работы. Встаньте те, у кого больше зеленых квадратов, у кого больше желтых, у кого красных. И все же некоторые из вас , конечно, немного себя перехвалили, пусть этот результат будет у вас авансом, и все же обязательно надо повторить теоретический материал по теме «Три типа склонения» и «Словосочетание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....