1.Организационный момент | Приветствие учителя. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Улыбку всем свою подарим, И урок мы начинаем.
-Какое должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? -Какие знаете приёмы создания рабочего настроения? - А рабочее настроение – это хорошее или плохое настроение? Желаю сохранить хорошее рабочее настроение в течение урока. Девиз нашего урока : У нас всё получится! Подскажите, какими качествами должен обладать ученик, чтобы у него всё получилось? Как всегда за правильно выполненное задание на уроке ставим +, если ошиблись -? В конце урока подведём итог. |
2. Актуализация опорных знаний. | - Сегодня на уроке нам предстоит узнать что- то новое, но прежде, что мы должны сделать? Повторение начнём со словарных слов. - Графический диктант: 1капуста, 2берёза, 3ягода, 4орех. (слова на карточках)
Проверка. Покажите цифру с правильным ответом. Оцените работу. Что общего в этих словах? Покажите № слова, которое нельзя перенести, в котором звуков больше, чем букв. -Какое слово вы считаете лишним? - Что ещё объединяет эти слова ? (сл.сл.,лес,им.сущ.)
-А что ещё можно увидеть в лесу? Найти в лесу? Я предлагаю вам сегодня пойти в лес, в котором мы будем находить слова .
2) Посмотрите, кто это собрался с нами в лес. Что общего в данных словах? Дедушка, отец, сын, внук ? (родственники) Запишите следующие слова: Дедушка, дед, дедуля ? А как назовём эти слова?
-По каким признакам определяем родственные слова? (1. Близкое значение;2. Общая часть) подчеркните общую часть. Проверьте. |
3. Выявление места и причины затруднения | -Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что все слова можно распределить по частям речи. С названиями некоторых познакомились. Напомните. -А как вы думаете, у частей слова есть своё название? Тема урока: Родственные слова. Общая часть родственных слов. Попробуем определить, как может называться общая часть родственных слов? Пробное действие. Для этого вы сейчас поработаете по карточке и поставите галочку напротив нужного, по вашему мнению, ответа. Общая часть родственных слов - называется |
| 1.ядро |
| 2.корень |
| 3.часть |
(В это время 1 ученик ищет информацию, что такое корень, в энциклопедии)
-Поднимите руки, кто выбрал 1 слово, 2, 3. Почему так получилось? Почему возникла трудность?
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
| Давайте определим цель нашего урока. Узнать, как называется общая часть родственных слов и научиться находить её в словах. -Как будем действовать? План: 1. Узнать, как называется общая часть родственных слов. 2. Составить алгоритм нахождения её в словах. 3. Потренироваться. 4.Попробовать самим. 5.Итог.
|
5. Реализация построенного проекта.
| 1) - Чтобы узнать, как называется общая часть родственных слов, я, думаю, нам поможет учебник. Стр.80. Как называется общая часть родственных слов? Кроме того, что это общая часть, какая она ещё? Что в ней заключено? Каким значком будем выделять корень? Как по–другому можно назвать родственные слова? Ребята, а где ещё нам встречалось слово «корень»? Картинка.(интерактивная .доска)
Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Учись искать его ты сам.
2) Но для этого давайте вместе попробуем составить последовательность нахождения корня в словах. На доске карточки. Поставим их в нужной последовательности: 1. Читаю слова. 2. Определяю значение. 3.Нахожу общую часть. 4.Выделяю корень в слове
|
Физминутка | Поможем рабочему настроению. |
6 Первичное закрепление во внешней речи.
| 1.Для того, чтобы выполнить следующее задание, найти нужные слова в лесу - отгадайте загадки. Загадки:
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. Запишите слово ЛОСЬ. Запишите слова ЛОСЁНОК, ЛОСИХА Найдём корень. Действуем по алгоритму.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её … ( лиса).
Посмотрите вот она. Запишите слово. Но она не одна с ней лисёнок и лис.
Найдём корень. Действуем по алгоритму.
Трудно находить корень? А это что за слово? (листик) Запишите. Найдите корень. Оно родственное записанным словам?
2. В русском языке много похожих слов, надо быть очень внимательными. Для этого предлагаю вам игру «Найди пару родственных слов». Если слова родственные хлопайте, если нет – красный цвет: Стол – столбы Ком – комната Пень – пенёк Лимон – Лимузин Гриб - грибник Пень – пенка Лес - лесок. Вот эти слова ( на доске). Докажите, что они родственные. 3. А сейчас поработайте в парах и найдите пару родственному слову, выделите корень.
Работа по карточкам
У нескольких человек задание меньшего объёма. 1 пара работает за компьютером. Самопроверка (С экрана) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Игра «Удали лишнее слово» Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень.( К и М з-е 4. )
Проверка
|
8. Включение нового знания в систему знаний. | Итак, ребята, какая цель была поставлена на уроке? Как называется общая часть родственных слов? Что такое корень? Что в нём заключается? Как по – другому называются родственные слова? Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень?
А сейчас в заключение урока поработаем в группах (правила). Так как мы в лесу с вами искали слова, так давайте вырастим в лесу необыкновенные словесные деревья. На ваших деревьях должны распуститься листочки с родственными словами. Выбираем родственные слова и прикрепляем на дерево, выделяем корень, потом напишите его на табличке, чтобы всем было понятно, из какого корня выросло ваше дерево. Слова для групп: (Лес, лесной, лесник, перелесок, лесной, лестница, лесок, лезть.
Цвет, цветок, цветочек, цветник, цветение, расцветёт, цветочный, свет,
Гриб. грибной, грибочек, грибок, гречка, гриль, боровик.
Лист, листья, листочек, листики, лисий, лесок). Молодцы. -Так что же такое корень в русском языке?
|
9.Рефлексия учебной деятельности. | Что ещё сегодня узнали на уроке -Если вы запомнили, что такое корень, запомнили как его находить, можете рассказать другим и при этом получали при работе + -ставим себя на 4 ступень. Если вы запомнили, что такое корень, запомнили как его находить, можете рассказать другим и при этом получали при работе ? -3ступень. Остальные поставьте в зависимости от полученных знаний. |